Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K56a5b. Разговор с Морозом. .15.17.28.31.

Человек доброжелательно отвечает на вопрос персонажей, воплощающих месяцы или времена года (хвалит свойственную им погоду), награжден. Другой ругает их и наказан.

Испанцы, мальтийцы, арабы Сирии, украинцы, литовцы.

Южная Европа. Испанцы (Вальядолид) [в голодный год крестьянин идет просить милостыню, встречает двух людей, они спрашивают его о каждом месяце, он каждый хвалит (в рифму), они дают ему палочку, которая выполняет желания; другой крестьянин все месяцы ругает, данная ему палка бьет его]: Camarena, Chevalier 1995, № 480C: 367-370; мальтийцы: Mifsud-Chircop 1978, № 294 [один брат беден и добр, другой богат и высокомерен; бедный приходит к жилищу 12 месяцев, хвалит каждого до небес; от лица своих братьев Январь дарит ему неистощимый источник пищи; узнав об этом, к месяцам идет богатый брат; он груб с ними; Январь дает дубинку, которая бьет богача], 480.II [бедная женщина живет тем, что просеивая у богатой муку, вытряхивает дома одежду и делает из собранной мучной пыли хлеб; узнав об этом, богатая велит вытряхивать одежду в ее доме; она (либо мужчина-бедняк) встречает группу мужчин, не зная, что это месяцы; они спрашивают, что она или он думает о каждом; она или он всех хвалит; январь дарит скатерть-самобранку, палку, мешок с деньгами; узнав об этом, богач приходит к месяцам и ругает каждого; палка бьет его, он не знает, как ее остановить]: 24, 128-131.

Передняя Азия. Арабы Сирии (Дамаск) [мать с трудом уговорила сына жениться; но невестка оказалась злой, велела мужу оставить свекровь в безлюдном месте; сын оставил мать, обещал скоро вернуться, пропал; к ней подошли двое мужчин, Зима и Лето, спросили, какая часть года, по ее мнению, лучше; она похвалила обе; они сделали так, что при каждом слове с губ женщины падает золотая монета; на пятый день сыну стало стыдно, он вернулся, нашел груду золота; невестка велела мужу отвезти на то же место ее мать; та обругала и зиму и лето; они велели, чтобы при каждом слове изо рта старухи извергались кишечные газы; так и осталось]: Kuhr 1993: 64-68.

Средняя Европа. Украинцы (Полтавская) [Бедная вдова не может прокормить детей, идет просить милостыню. Белый старик в черных ботинках спрашивает ее: «А що, бабо, мороз?», она отвечает, «Бог його помнож». Морозу понравилась искренность старухи, он не замораживает ее, дает с собой добра, она богатеет, строит новую избу, опекает нищих. Соседка выпытывает, как удалось ей разбогатеть. Отправляется на то же место, на вопрос мороза отвечает «дiдько його не возьме». Старик замораживает ее]: Самсонова 1914: 317-318.

Балтоскандия. Литовцы [чтобы не заботиться о теще, зять оставил ее зимой в поле; подошел человек, спросил, холодно ли; та ответила, что пускай морозит, теперь его время; Морозу понравилось, он дал ей теплую и красивую одежду; узнав об этом, брат того человека, оставшийся жить с матерью, отвез ее в поле; она ответила: чтоб он подох, мороз; тот ее заморозил]: Кербелите 2014, № 112: 278-279.