Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K56a7. Зелень зимой. .15.16.27.28.31.38.

Зимой девушку (редко – мальчика) посылают принести то, что в норме доступно лишь летом. Она приносит.

Испанцы, баски, каталонцы, итальянцы, французы, немцы, ирландцы, корейцы, румыны, греки, словаки, чехи, поляки, украинцы (гуцулы), русские, эстонцы, финны, шведы, японцы.

Южная Европа. Испанцы (Эстремадура) [дочь вдовца настояла, чтобы он женился на вдовице, у той тоже дочь; падчерица в бумажных башмаках идет зимой за земляникой, приходит к трем карликам, делится с ними черным хлебом; они дают ей землянику, велят, чтобы с ее губ падали золотые монеты, чтобы она вышла за короля и день ото дня хорошела; идет родная дочь в теплой одежде, не делится с карликами едой, отказывается разгрести снег, чтобы собрать землянику; они велят, чтобы с ее губ падали жабы, чтобы она вышла за черта и становилась все уродливее; король увидел падчерицу, женился, она родила сына, мачеха столкнула ее в воду, она стала Galopín de agua, мачеха подменила ее своей дочерью; настоящая королева каждый день выходила из воды, приходила к младенцу; король ее ущипнул, она обрела прежний вид; обманщицу привязали к хвосту коня, разметав по селению]: Camarena, Chevalier 1995, № 480A: 358-362; баски [взяв новую жену, отец умирает, дочь остается с мачехой-ведьмой; та посылает ее зимой за земляникой; девушка встречает трех мужчин, они говорят, что под поленницей за домиком она найдет землянику; один обещает, что с каждым словом с ее уст будет падать золото, с каждым днем она будет хорошеть, после смерти попадет в рай; ведьма посылает родную дочь; трое мужчин спрашивают, не достаточно ли было одной корзины земляники; обещают, что с ее уст будут падать жабы, она будет становиться все уродливее, после смерти попадет в ад; ведьма посылает падчерицу на замерзшую реку мыть мотки ниток; девушку видит король, приводит к себе, берет в жены; она рожает мальчика; муж со свекровью приносят его в сад, в это время ведьма подменяет королеву своей дочерью, королеву бросает в реку; птичка поет, король понимает, что случилось, спасает жену, сжигает ведьму, топит ее дочь в море]: Azcua 1942, № 2: 18-22; каталонцы [(параллель баскскому варианту)]: Camarena, Chevalier 1995, № 403B: 226; итальянцы: Roberts 1994: 149-153.

Западная Европа. Французы, немцы, ирландцы: Roberts 1994: 149-153.

Корея. Корейцы [мачеха тиранит падчерицу; посылает зимой принести зелень; та приходит в пещеру, попадает в другой мир; встречает юношу, он дает ей свежую зелень; мачеха проследила, убила юношу, сожгла его дом и поле; юноша успел дать девушке бутыли с эликсиром; она его оживила; по радуге они поднялись на небо; юноша был слугой Небесного Царя, отвечал за выпадение дождя]: Choi 1979, № 451: 194-195.

Балканы. Румыны (Трансильвания) [у Докии три невестки; в конце февраля она послала старшую за земляникой; та ушла и пропала; то же со средней; в последний день февраля послала младшую; та помолилась богу, чтобы он дал ей хоть одну ягоду земляники; Господь услышал молитву, она нашла ягоду; она пошла с земляничиной в руке домой, веселая, потому что на сей раз спаслась от брани и побоев своей свекрови; Баба Докия увидела землянику, подумала, что должна быть и трава на пастбище, отправилась со своими козами в горы, надев девяносто девять кожухов, ей все казалось, что холодно; по дороге ей стало жарко, она начала сбрасывать кожухи, пока не сбросила все; когда она поднялась на гору, господь заморозил старуху вместе с козами; ее можно увидеть окаменевшую с козами, лежащими около нее, около коммуны Рымец (на одном из склонов Западных гор), из нее бьет родник и поныне; Gherman 2002: 150 – 161]: Голант 2013, № 1.1.2.: 185-186 (также другие румынские тексты на тот же сюжет, Голант 2013: 174-218); греки: Roberts 1994: 149-153.

Средняя Европа. Словаки [мачеха не любит падчерицу Марушку, любит дочь Олену; М. красивее; в январе О. и мачеха посылают М. принести фиалок; М. приходит к костру, там 12 мужчин разного возраста; Январь отдает посох Марту, тот создает создает ненадолго весну, М. приносит домой фиалки; на следующий день - принести ягод; то же, Январь уступает место Июню; яблок - Сентябрь; О. пошла за яблоками, Январь напустил снег и ветер, она замерзла; мачеха пошла ее искать, тоже замерзла; М. весной вышла замуж]: Богатырев 1955: 16-23; чехи (латинский текст середины 14 в.) [мальчик послан в феврале за земляникой; приходит к 12 старикам, сидящим вокруг костра; рассказывает им, в чем дело, они разрешают ему собрать землянику]: Roberts 1994: 152; украинцы (гуцулы) [в марте баба Евдоха послала падчерицу за малиной; у дороги сидели Спаситель и Петр, расспросили девушку, велели идти домой, не оглядываясь; корзина оказалась полна малины; Евдоха сама пошла на Черную Гору, погнав стадо овец и коз, взяв с собой 12 кожухов; крикнула марту, что нагадит ему в рот; начался ледяной дождь, затем мороз, кожухи не помогли, Евдоха замерзла; с тех пор в это время года повторяются лютые холода; на Черной Горе стоит ледяной столб, в который Евдоха превратилась, у его подножья бьет холодный родник]: Голант 2013, № 1.2: 223-224; русские, поляки: Roberts 1994: 149-153.

Балтоскандия. Эстонцы: J.Parijõgi в Raud 2004: 294-296 [мачеха посылает зимой падчерицу за ягодами; старуха в избушке велит ей убрать снег у нее из-под окна; девушка находит там много ягод; три карлика просят дать им поесть, девушка отдает им свои хлебные корочки; один желает, чтобы с ее уст падали золотые яйца, второй, чтобы она вышла за принца, третий, чтобы жила счастлива; мачеха посылает родную дочь, та не чистит снег, не дает карликам свой хлеб с медом; одни желают, чтобы жабы падали у нее изо рта, чтоб ей замуж не выйти, быть несчастной; мачеха прогоняет падчерицу, карлики ведут ее на дорогу, где девушку встречает принц; он женится на ней; мачехина дочь несчастна и одинока]; Normann, Lätt 1968: 76-77 [зимой мачеха посылает падчерицу за земляникой; та встречает старушку, делится сухарями; старушка зовет к себе, дает земляники и золотую корону; мачеха посылает родную дочь, дав с собой блинов; та отказывается поделиться со старухой; у нее на носу вырастает лисий хвост; из принесенного короба в лицо собравшимся летит смола, черные пятна на лицах так и остались]; шведы: Roberts 1994: 149-153.

Япония. Японцы: Маркова 2011 (Хонсю) [мачеха тиранит падчерицу о-Тиё, любит родную дочь ленивую о-Ханá; зимой посылает Е. за земляникой; в заснеженных горах старик выводи Т. на поляну, где земляника; вечером мачеха посылает за синей земляникой; старик показывает, где собрать сверкающих синих ягод; мачеха и Х. поели их, превратились в лис, убежали в горы; Т. удачно вышла замуж]: 87-92; Ikeda 1971, № 403B (Канто) [I. Зимой мачеха посылает падчерицу за земляникой. II. Старик 1) показывает, где земляника; 2) приводит в свой дом, где его 12 сыновей-месяцев, Июнь дает землянику. III. 1) Мачеха посылает дочь, старик показывает лиловую землянику, поев ее, мачеха и дочь умирают; 2) мачеха с дочерью идут за земляникой, замерзают насмерть]: 98-99.