Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K56c. Золотой топор, ATU 729. .15.-.17.22.23.26.-.32.36.37.

Человек теряет топор. Дух или вождь предлагает ему золотой топор, человек говорит, что топор не его и за это получает в награду топоры из золота и серебра. Обычно другой человек намеренно теряет обычный топор, стремится получить золотой, но терпит фиаско.

Ирак, испанцы, каталонцы, французы, англичане, немцы, фризы, тайцы, лао, китайцы (Чжэцзян), маонан, корейцы, Древняя Греция, венгры, болгары, греки, русские, чехи, ногайцы, грузины, персы, финны, карелы, эстонцы, латыши, литовцы, мари, мордва, якуты, японцы.

Южная Европа. Испанцы (Мурсия) [бедный дровосек роняет в реку топор; из воды появляется карлик, предлагает золотой, серебряный, бронзовый топоры; дровосек отказывается – это не его; карлик дает ему его топор и мешок золота; сосед специально роняет топор, карлик показывает ему брильянтовый, тот хочет взять, карлик исчезает, не дав ничего]: Hernández Fernández 2013, № 729: 124-125; каталонцы: Uther 2004(1), № 729: 391-392.

Западная Европа. Немцы, англичане, французы, чехи, фризы: Uther 2004(1), № 729: 391-392.

Передняя Азия. Ирак: Uther 2004(1), № 729: 391-392.

Индокитай. Тайцы [бедный дровосек уронил топор в реку; просит помочь духа дерева; тот достает из реки золотой, затем серебряный топоры; дровосек говорит, что это не его; признает свой железный; получает все три; сосед специально роняет топор; отвечает, что золотой – его; дух укоряет его, не дает ничего]: Vathanaprida 1994: 42-44; лао [бедный дровосек оставил топор, начальник провинции его подобрал; увидел, как дровосек с семьей плачут, спросил, в чем дело; предложил золотой топор, дровосек отказался взять – у него был старый обычный; за это начальник дал ему золотой и серебряный топоры и еще денег]: Fleeson 1899: 109-111.

Южная Азия. Индия, Непал: Uther 2004(1), № 729: 391-392.

Китай. Китайцы (Чжэцзян) [сборщик хвороста роняет топор в реку; плачет, к нему подходит человек, дает золотой топор, затем серебряный, наконец, уроненный; другой пытается все повторить, признает золотой своим, наказан]: Eberhard 1937, № 20: 34; маонан [бедного мальчика отправили жить к богачу; хозяин его плохо кормит, посылает за дровами с ржавым тупым топором; мальчик роняет топор в реку; седой старик достает золотой, серебряный топоры, мальчик отвечает, что это не его; старик достает его топор, но теперь он острый и мгновенно валит деревья; хозяин удивлен, что мальчик вернулся так быстро; узнав, в чем дело, наряжается бедняком, идет в лес, бросает в реку ржавый топор; старик приносит его, богач отвечает, что это чужой; отказывается от серебряного, берет золотой; преподносит императору, надеясь получить важный пост; топор превращается в ржавый железный; император посылает его хозяина служить на дальней границе]: Lu 2008, № 5: 386-400; корейцы: Uther 2004(1), № 729: 391-392.

Балканы. Древняя Греция [дровосек роняет в реку свой топор; топор уносит течением; дровосек плачет; Гермес спрашивает о причине горя; Гермес ныряет и достает золотой топор; дровосек говорит, этот топор не принадлежал ему; во второй раз Гермес достает серебренный топор; дровосек отвечает, что этот топор не его; в третий раз Гермес достает настоящий деревянный топор; дровосек признает топор; Гермес за честность дарит ему все три топора; дровосек рассказывает другим эту историю; один из слушателей нарочно упускает топор в реку, плачет; Гермес выносит для него из воды золотой топор; второй дровосек отвечает, что это его топор; Гермес не отдает ему ни один топор]: Гаспаров 1968, № 173: 114 (пересказ в Hansen 2002: 43); венгры, греки: Uther 2004(1), № 729: 391-392; болгары [рыбак роняет в воду топор (сеть); рыба (морская самовила) показывает ему золотой (золотую), серебряный, наконец, его собственный обычный; бедняк просит свой, получает все три; другой человек нарочно роняет топор, говорит рыбе, что потерял золотой топор, та ничего не дает ему]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 729: 251.

Средняя Европа. Чехи: Uther 2004(1), № 729: 391-392; русские (Смоленская, 1 запись, еще 1 у русских Литвы) [Золотой топор: бедный брат роняет топор в реку; старик (водяной) достает из воды золотой топор; бедный не признает его своим; за честность старик награждает его; завистливый богатый брат пытается подражать бедному, но вынутый из воды топор признает за свой и наказывается]: СУС 1979, № 729: 181.

Кавказ – Малая Азия. Ногайцы [бедняк уронил в реку топор; Мать воды предлагает ему золотой, серебряный топоры, но бедняк берет только свой; получает в награду золотой и серебряный; богатый сосед специально бросает в реку топор; говорит, что золотой – его, Мать воды не дает ему и железного]: Ногай 1979, № 30: 143-144; грузины [младший сын уронил в реку топор; старик достает золотой, затем серебряный, юноша отказывается брать; берет свой, получает и два других; старший брат специально бросает топор, говорит, что золотой – его; старик не дает никакого]: Чиковани 1986: 389-390.

Иран – Средняя Азия. Персы (Хорасан, 1 текст) [бедняк (роняет в реку топор) и отказывается от золотого, который предлагает ему рыба; наконец берет, делается богат; богач специально бросает в реку топор, говорит рыбе, что его – золотой, рыба ничего ему не дает]: Marzolph 1984, № 729: 140.

Балтоскандия. Эстонцы [работник рубил на берегу дерево, топор упал в озеро, хозяин отказался дать новый, обещал не заплатить, если работник не отыщет топор; водяной предложил медный, серебряный, золотой топоры, работник каждый раз говорил, что это не его; водяной достал его топор и подарил остальные; хозяин намеренно уронил свой топор, ответил водяному, что другие топоры его; водяной пропал вместе с топорами]: J.Kõrv в Põder, Tanner 2000: 229-231 (=Raud 2004: 120-122); карелы [пастух уронил в реку нож; Ахти услышал жалобы, принес со дна золотой; пастух сказал, что это не его; А. приносит серебряный, то же; приносит железный, дарит все три; другой человек намеренно бросил нож в воду; А. принес золотой, тот попытался его схватить, не смог, остался ни с чем]: Петрухин 2003: 89; латыши [Три топора. Бедняк роняет в воду топор. Водяной приносит ему серебряный, затем золотой топор, но бедняк хочет только свой и получает все три. Богач нарочно бросает свой топор, требует у водяного золотой, но не получает ни одного]: Арийс, Медне 1977, № 729: 315; финны: Uther 2004(1), № 729: 391-392; литовцы [бедняк рубил дрова у реки, топор упал в омут; хромой старичок прыгает в воду, подает золотой топор, затем серебряный; бедняк принимает только железный, получает в награду за честность и два первых; жадный человек нарочно роняет в омут топор; старичок достает его, он отказывается, то же и от серебряного, признает своим золотой; все три топора побили его]: Лëбите 1965: 240-242.

Волга - Пермь. Мари, мордва: Uther 2004(1), № 729: 391-392.

Восточная Сибирь. Якуты [бедняк уронил топор в озеро; водяной подал ему серебряный, он не взял; тот подал снова, старик его взял; сосед нарочно утопил свой топор; водяной вынурнул с серебряным, человек схватился за него, водяной утощил его в воду]: Эргис 1967, № 265: 233.

Япония. Японцы [старый дровосек роняет в реку топор; из воды выходит красавица, протягивает золотой, затем серебряный топор; лесоруб говорит, что его был ржавый железный; красавица дает и его, и золотой с серебряным в награду; сосед все повторяет, претендует на золотой топор, лишается собственного; в легендах мотив подражания отсутствует; человек спускается за топором в подводный мир]: Ikeda 1971, № 729: 169.