Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K56a4a. Пока демон приносит одежду. .28.31.32.

Оставшись наедине с демоном, девушка делает вид, что согласна идти с ним, но у нее нет одежды, обуви и т.п.. Она требует все новые предметы и пока демон приносит их, наступает утро.

Украинцы, белорусы, литовцы, эстонцы, сету, татары, башкиры.

Средняя Европа. Украинцы (Закарпатье) [дедова дочь хорошая, бабина сварлива, ленива; отнимает веретена пряжи у дедовой, выдает за свои; дед свою выгоняет; в лесу в избе старик просит перенести его через порог, накормить, расчесать, вымыть, девушка все исполняет; на ночь уходит, велев не открывать легиням, когда те станут на танцы звать; ночью девушка притворно соглашает выйти, но требует от легинь принести ей одежду, украшения, золотые туфли, карету и пр.; затем начинает медленно одеваться, пока не запел петух; приезжает домой в карете с сокровищами; бабина дочка идет, не выполняет просьб, выходит к легиням, они унесли ее в пекло]: Сказки Верховины 1970: 413-417; белорусы [мачеха посылает падчерицу ночевать в бане; приходит молодец – нечистая сила, предлагает жениться; девушка требует от него перину с подушкой, затем шубу, рубашку, юбку, сарафан, платок, нитки, вьюшки, ткацкий стан, деньги; медленно одевает, поет петух, черт пропал; девушка велит отцу запрягать лошадь, чтобы привезти из бани добро; мать послала родную дочь, та ответила черту, что тот непригожий; черт содрал с нее кожу, а туло порвал на части, разбросал по полу]: Василенок и др. 1958: 276-278.

Балтоскандия. Литовцы: Кербелите 2014, № 46 [одна из сестер задержалась в бане; пришел черт, предложил танцевать; та говорит, что сначала должна причесаться, вымыть лицо, воду для умывания пусть черт нальет в решето; пока черт носил воду, запел петух; девушка оказалась осыпана золотом; на следующий вечер в бане специально оставили другую дочь; утром нашли ее кости в мешочке, кожу под дверью бани], 47 [когда падчерица Элянеле пошла в баню, мачеха забрала одежду и заперла дверь снаружи; пришел черт, предложил танцевать; та просит принести ей одежду и украшения – по одному предмету за раз, затем построить дворец – три дома с крышами из серебра, золота, алмазов; поет петух, черт все оставляет Э.; мачеха оставляет в бане родную дочь Маре; та просит всю одежду сразу; черт стал с ней танцевать, растолок о стекла]: 108, 109-111; Лëбите 1965 [мачеха отправляет падчерицу спать в овин; там черти предлагают плясать; она просит сперва принести ей воду мыться, мыло, затем по штуке различные предметы одежды и украшения; так проходит время до первых петухов, черти исчезают, одежда и украшения остаются; мачеха посылает родную дочь, та просит все сразу, ей приходится плясать, утром мачеха находит ее мертвую]: 226-228; эстонцы [бедная девушка моется в бане последней; подъезжает карета, черт (vanapagan) велит ей выйти за его сына; мышка советует девушке просить принести вещи по одной; та требует шелковую рубашку; жена черта спрашивает сыновей, кто принесет быстрее; один говорит, что он быстр как ветер, второй - как вода, третий, что он тут – там; он и приносит рубашку; девушка требует пояс, сапожки, различные украшения; велит принести сена сидеть в карете; поет петух, черти пропадают, одежда и украшения остаются девушке; хозяйская дочь не слушает мышки, просит все сразу, черти увозят ее]: Juhan Kunder в Raud 2004: 140-143; сету [когда все уже ложатся спать, мачеха посылает падчерицу в баню за ведром; приезжает черт (vanapagan), требует, чтобы девушка вышла за его сына; та отвечает, что у нее нет обуви, черт посылает сына за обувью, тот приносит; девушка просит по одному другие предметы одежды и украшения; затем просит разрешить попрощаться с родными местами, поет, Лай, лай, отцовский Харми, пой, пой, отцовский петух; петух поет, черти пропадают, одежда и украшения достаются девушке; мачеха посылает родную дочь; та была жестока с собакой и петухом, они не подали голос, черти увезли девушку]: Normann, Tampere 1989: 58-62.

Волга – Пермь. Татары [мачеха оставила падчерицу на ночь в бане м велела прясть; явилась старуха, зовет к себе – у них весело; девушка отвечает, что у нее нет платья, шали, обуви и т.д.; старуха каждый раз приносит; когда приносит сундук с добром, просить больше нечего, но запел петух; падчерица разбогатела; мачеха отправила в баню родную дочь; та стала говорить, что у нее нет платья; старуха: я же тебе вчера всего надавала; убила ее]: Замалетдинов 2008б, № 21: 193-196; башкиры [мачеха велит мужу извести падчерицу, тот оставляет ее прясть лен в бане, с ней петух; входит маленькая девочка-кикимора, говорит, что падчерицу ждут в гости; та отвечает, что у нее нет платья, обуви и пр., кикимора все приносит, наконец, кричит петух, кикимора пропадает, девочке остается богатая одежда; мачеха велит отвести родную дочь, та требует всю одежду сразу; утром отец нашел кишки дочери по стенам, голову на каменке; спрашивает жену, хочет ли она 12 жеребят или поленницу в 12 саженей; та хочет поленницу, сожжена живьем]: Бараг 1989, № 36: 181-183.