Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K56a4a. Пока демон приносит одежду, ATU 480A.

.15.16.27.28.31.32.

Оставшись в бане (на мельнице и т.п.) наедине с демоном, девушка требует, чтобы он приносил ей все новые предметы одежды, украшения и т.п. и пока демон приносит их, наступает утро.

Португальцы, французы, болгары, (русские), украинцы (Восточная Словакия, Буковина, Закарпатье, Галиция, Подолия, Киевская, Полтавская), белорусы, поляки, литовцы, латыши, эстонцы, сету, казанские татары, башкиры.

Южная Европа. Португальцы [мачеха посылает Марию на мельницу или в другое уединеное место; М. берет с собой кошку, собаку, петуха или другое животное, делится с ними пищей; когда ночью стучится черт, животные (отпугивают его криками) велят не отпирать, просить сперва принести подарки, наполнить водой дырявый кувшин и т.п.; утром М. возвращается домой с теми подарками, что оставил ей черт; родная дочь мачехи не делится с животными, черт входит и съедает или уносит ее]: Cardigos 2006, № 480B: 116-117.

Западная Европа. Французы (Пуатье) [отец посылает младшую дочь на ночь на мельницу; та боится; Св. Дева дает хлеба и собачку, велит накормить собачку; ночью в дверь стук; собачка каждый раз говорит, что отвечать демону; пусть принесет платье цвета ветра; затем шаль, туфли; пусть перетаскает ситом всю речку; демон таскал, пока не настало утро; девушка принесла домой платье, шаль и туфли; пошла старшая дочь, сама съела почти весь хлеб, собачка посоветовала открыть дверь, демон унес девушку; {далее список из множества источников}]: Delarue, Tenèze 1964, № 480B: 200-201.

Балканы. Болгары [вечером (в пасмурный день) мачеха посылает падчерицу на мельницу; благодаря помощи кошки, собаки и петуха или своим собственным уму и храбрости, она спасается от пришедшего черта (вампира, духа); для этого последовательно велит ему приносить все все новые предметы одежды, украшения и пр., а когда закричал петух, черт исчезает; став богатой, девушка возвращается домой; мачеха посылает родную дочь, но та просит принести сразу все, черт ее растерзал]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 4801: 167-168.

Средняя Европа. Украинцы (Восточная Словакия, Буковина, Закарпатье, Галиция, Подолия, Киевская, Полтавская), белорусы [Мачеха и падчерица: посланная мачехой в лес (баню), падчерица заставляет там черта (лешего) носить ей по одной разные вещи, проводит время до пенис петухов; родная дочь погибает]: СУС 1979, № 480C**: 142; украинцы (Полтавская, с. М. Борисполь, Переяславскаго у., ок. 1878) [Мачеха заставляет падчерицу делать всю работу, ее родная дочь отдыхает. Бабка говорит мужу о лености его дочки, посылает обеих девушек прясть на посиделки. Бабья дочь играет с парнями, дедова – прядет, бабья отматывает от ее клубка нитку, когда та отвлекается, и ее клубок становится больше. На обратном пути бабья дочь предлагает подержать клубок сестры, пока та перелезает через забор, убегает в дом не дождавшись и показывает родителям нитки. Бабка говорит, что дочь работает за двоих, боится, что она начнет лениться, дед отвозит свою дочь в лес, оставляет ее в избе, сам будто рубит дрова, она прислушивается – определяет, с какой стороны отец. Девушка не дожидается, сама собирает дрова, топит печь, готовит галушки, угощает мышь из печи. Мышь предупреждает, чтобы та не танцевала, когда ее станет заставлять кобылячья голова, поставить условия, что станцует, когда получит туфли, затем, получив их, просить платье и т.д, перечислять все, чего у нее нет до тех пор, пока не запоют петух – тогда голова исчезнет, а подарки останутся девушке. Мара (видение, черт) и кобылячья голова приходят в дом, просят танцевать, девушка действует так, как советовала мышь. Девушка приезжает домой с обновками, бабка приказывает деду ее дочь тоже отвезти в лес. Она варит в лесной избе галушки, отказывается угощать мышь. Когда кобылячья голова просит девушку станцевать, она сразу называет все, что ей хочется получить и получает, она наряжается, голова тянет ее за косынку, завязывает кости и вешают на колочку]: Чубинский 1878, № 14: 63-67; украинцы (Закарпатье) [дедова дочь хорошая, бабина сварлива, ленива; отнимает веретена пряжи у дедовой, выдает за свои; дед свою выгоняет; в лесу в избе старик просит перенести его через порог, накормить, расчесать, вымыть, девушка все исполняет; на ночь уходит, велев не открывать легиням, когда те станут на танцы звать; ночью девушка притворно соглашает выйти, но требует от легинь принести ей одежду, украшения, золотые туфли, карету и пр.; затем начинает медленно одеваться, пока не запел петух; приезжает домой в карете с сокровищами; бабина дочка идет, не выполняет просьб, выходит к легиням, они унесли ее в пекло]: Сказки Верховины 1970: 413-417; белорусы [мачеха посылает падчерицу ночевать в бане; приходит молодец – нечистая сила, предлагает жениться; девушка требует от него перину с подушкой, затем шубу, рубашку, юбку, сарафан, платок, нитки, вьюшки, ткацкий стан, деньги; медленно одевает, поет петух, черт пропал; девушка велит отцу запрягать лошадь, чтобы привезти из бани добро; мать послала родную дочь, та ответила черту, что тот непригожий; черт содрал с нее кожу, а туло порвал на части, разбросал по полу]: Василенок и др. 1958: 276-278; (ср. русские {записей мало и все либо вне основной этнической территории русских (Вятская губ., Литва, Смоленская губ., где вероятен белорусский источник), либо без точной локализации}: СУС 1979, № 480C**: 142); поляки: Krzyżanowski 1962, № 480C [мачеха велит падчерице прясть (разбирать зерно); приходит черт, зовет танцевать; девушка требует, чтобы он сперва приносил разные части одежды, также носил воду в решете; утром благополучно возвращается домой; родная дочь, видя принесенные падчерицей подарки, идет ночевать в тот же дом в лесу, но велит черту принести сразу все или идет с ним плясать; черт отрывает ей голову]: 155; Лифшиц-Артемьева 2017 [у батрачки родная дочь и падчерица; падчерица пошла прясть на край селе, заметила свет в какой-то избе; там господин обещает, что она напрядет больше других девушек, но пусть потом пойдет с ним танцевать; она просит его сперва принести ей поесть, затем – попить, затем сделать так, чтобы дрова в камине разгорелись и стало светло; пропел петух; так ходить каждый вечер, девушка приносила много пряжи; пошла родная дочь, но попросила все сразу; черт стал с ней танцевать, открутил голову, поставил на подоконник, а душу унес; мать пришла, увидела голову, решила, что дочь много напряла, стоит и смеется]: 236-238.

Балтоскандия. Литовцы: Кербелите 2014, № 46 [одна из сестер задержалась в бане; пришел черт, предложил танцевать; та говорит, что сначала должна причесаться, вымыть лицо, воду для умывания пусть черт нальет в решето; пока черт носил воду, запел петух; девушка оказалась осыпана золотом; на следующий вечер в бане специально оставили другую дочь; утром нашли ее кости в мешочке, кожу под дверью бани], 47 [когда падчерица Элянеле пошла в баню, мачеха забрала одежду и заперла дверь снаружи; пришел черт, предложил танцевать; та просит принести ей одежду и украшения – по одному предмету за раз, затем построить дворец – три дома с крышами из серебра, золота, алмазов; поет петух, черт все оставляет Э.; мачеха оставляет в бане родную дочь Маре; та просит всю одежду сразу; черт стал с ней танцевать, растолок о стекла]: 108, 109-111; Лëбите 1965 [мачеха отправляет падчерицу спать в овин; там черти предлагают плясать; она просит сперва принести ей воду мыться, мыло, затем по штуке различные предметы одежды и украшения; так проходит время до первых петухов, черти исчезают, одежда и украшения остаются; мачеха посылает родную дочь, та просит все сразу, ей приходится плясать, утром мачеха находит ее мертвую]: 226-228; латыши [Сиротка в бане обманывает черта. Падчерица моется последней. Подъязжает барин-черт и зовет ее с собой. Падчерица заставляет черта носить ей по одной разные вещи (также: воду в решете); это длится до пения петухов, и черт должен уйти. Падчерица становится богатой. Родная дочь говорит черту все свои желания сразу, черт все приносит и разрывает ее]: Арийс, Медне 1977, № 480: 290; эстонцы [бедная девушка моется в бане последней; подъезжает карета, черт (vanapagan) велит ей выйти за его сына; мышка советует девушке просить принести вещи по одной; та требует шелковую рубашку; жена черта спрашивает сыновей, кто принесет быстрее; один говорит, что он быстр как ветер, второй - как вода, третий, что он тут – там; он и приносит рубашку; девушка требует пояс, сапожки, различные украшения; велит принести сена сидеть в карете; поет петух, черти пропадают, одежда и украшения остаются девушке; хозяйская дочь не слушает мышки, просит все сразу, черти увозят ее]: Juhan Kunder в Raud 2004: 140-143; сету [когда все уже ложатся спать, мачеха посылает падчерицу в баню за ведром; приезжает черт (vanapagan), требует, чтобы девушка вышла за его сына; та отвечает, что у нее нет обуви, черт посылает сына за обувью, тот приносит; девушка просит по одному другие предметы одежды и украшения; затем просит разрешить попрощаться с родными местами, поет, Лай, лай, отцовский Харми, пой, пой, отцовский петух; петух поет, черти пропадают, одежда и украшения достаются девушке; мачеха посылает родную дочь; та была жестока с собакой и петухом, они не подали голос, черти увезли девушку]: Normann, Tampere 1989: 58-62.

Волга – Пермь. Татары [мачеха оставила падчерицу на ночь в бане м велела прясть; явилась старуха, зовет к себе – у них весело; девушка отвечает, что у нее нет платья, шали, обуви и т.д.; старуха каждый раз приносит; когда приносит сундук с добром, просить больше нечего, но запел петух; падчерица разбогатела; мачеха отправила в баню родную дочь; та стала говорить, что у нее нет платья; старуха: я же тебе вчера всего надавала; убила ее]: Замалетдинов 2008б, № 21: 193-196; башкиры [мачеха велит мужу извести падчерицу, тот оставляет ее прясть лен в бане, с ней петух; входит маленькая девочка-кикимора, говорит, что падчерицу ждут в гости; та отвечает, что у нее нет платья, обуви и пр., кикимора все приносит, наконец, кричит петух, кикимора пропадает, девочке остается богатая одежда; мачеха велит отвести родную дочь, та требует всю одежду сразу; утром отец нашел кишки дочери по стенам, голову на каменке; спрашивает жену, хочет ли она 12 жеребят или поленницу в 12 саженей; та хочет поленницу, сожжена живьем]: Бараг 1989, № 36: 181-183.