Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K73C. Птица уносит младенца-девочку. .12.-.14.17.23.27.29.

Птица уносит младенца-девочку себе в гнездо и заботится о ней, девочка вырастает красавицей.

Фелупе, арабы Судана, кабилы, Катар, маратхи, ассамцы, сингалы, греки (Лесбос), грузины.

Западная Африка. Фелупе [пока женщина ловила рыбу, орел унес ее маленькую дочку; она вырастает красавицей в его гнезде на высоком дереве; охотник замечает ее, вождь посылает воинов срубить дерево, каждый раз орел прилетает, накренившееся дерево выпрямляется; воины застрелили орла; вождь велит всем матерям пропавших детей собраться, выставить ту еду, которой кормили детей; все приносит мясо, мать той девочки – рис, она была бедной; девушка берет рис]: Никольников, Катасонова 1976: 119-121.

Судан – Восточная Африка. Арабы Судана [бесплодная женщина пошла к святому человеку; тот велел зажарить овцу, принести ему; прочел из Корана, вернул, велел съесть после полуночи; жена оставила жаркое, вышла из дома; муж (он сын князя) нашел, съел, забеременел; упросил Бога переместить плод ему в ногу; вскрыл опухоль, там девочка; птица унесла ее себе в гнездо; она выросла, стала красавицей; Wad al-Nimair (ВН) с товарищами остановился под деревом, заметил девушку; они пошли дальше; ВН сделал вид, что забыл перстень; достал девушку, отнес своей матери вырастить; взял в жены, она беременна; мать ВН не любит ее, велит слуге отвести ее и убить; слуга принес кровь газели; жена ВН поселилась на острове на Ниле; мать ВН притворилась его женой, сказала, что мать умерла; мнимая жена беременна, захотела что-то, что есть лишь на острове, где настоящая жена; пришел раб, обращается к хозяйке острова, пусть ее лев и крокодил пустят его; та говорит, что ВН забеременел свою мать, вызывает ножницы, те отрезают рабу язык; то же с другим рабом; ВН сам пришел, отклонил ножницы, нашел жену, все узнал, вернул ее, мать выгнал]: Al-Shahi, Moore 1920, № 9: 79-81.

Северная Африка. Кабилы: Savignac 1978, № 6: 80-88; El-Shamy 2004, № 709A: 392-393.

Передняя Азия. Катар: El-Shamy 2004, № 709A: 392-393.

Южная Азия. Маратхи [два орла унесли девочку-младенца бедной молочницы; вырастили в своем огромном гнезде, принесли ей наряды и украшения, назвали Surya Bai («солнечная дева»); кошка пыталась украсть еду, С. ее ударила, кошка погасила огонь; в поисках огня С. пришла к ракшаси; та просит ее исполнить разные работы, надеясь, что сын-ракшас придет и они вместе ее съедят; тот задержался, ракшаси дали угли, попросила рассыпать зерно по пути домой; ракшас попытался проникнуть в гнездо, просил отпереть, выдавая себя за орла, но С. не открыла; он сломал свой ядовитый коготь, оставил в стене; коготь вонзился в С., она умерла; орлы надели ей кольцо на палец, улетели; царь увидел С., вынул коготь, она ожила, стала его женой; первая жена ревнует, пропросила примерить ее украшения, столкнула в пруд; на этом месте вырос подсолнух; рани велит его сжечь, золу выбросить, на этом месте вырастает манго; плод падает в сосуд той молочиницы, она приносит его домой, ее муж и сыновья находят в сосуде крохотную женщину; она вырастает, превращается в С.; раджа видит ее, все разъясняется, старшую жену навеки заточили в темницу]: Frere 1868, № 6: 87-102; ассамцы [муж грозит продать жену нагам, если она снова родит девочку; та рожает, спускает в реку в сосуде; прачка вытаскивает сосуд, самка ястреба уносит младенца на дерево, воспитывает, приносит одежду; девушку видит купец, берет ее в жены; 7 старших жен ревнуют; просят ее готовить, шить и пр.; все работы выполняются сами по указу матери-ястреба, которую девушка вызывает песней; жены проследили, убили ястреба; пока мужа нет, продали младшую жену речному торговцу; купец слышит ее песню, возвращает женщину; велит женам идти по веревке через яму с колючками; 6 падают, седьмая проходит (она не участвовала в заговоре); виновных зарыли живьем в этой яме]: Borooah 1955: 90-103; сингалы [жена деревенского старосты родила на грядке; пошла отнести огурцы; в это время новорожденную унесли аисты; назвали Амаль Бисо («драгоценный камешек»), она выросла красавицей; аисты полетели принести ей золотые браслеты, велели заботиться о попугае, собаке и кошке и не дать погаснуть огню; однажды АБ дала кошке полпорции, та погасила огонь; попугай заметил дым только над домом ракшаса; АБ пришла к жене ракшаса; та велела очистить рис, принести воды в дырявых кувшинах, АБ все делает; дает дырявую скорлупу, в положив в нее уголек, пепел сыплется по дороге; ракшас пришел по следу, говорит, что мать пришла и отец пришел, принесли золотые браслеты, жемчуг и кораллы; попугай отвечает, что мать не пришла и отец не пришел, велит АБ не открывать, ракшас его съедает; то же с собакой, кошкой, деревом, щепками дерева, золотой от щепок, водой реки, куда ракшас бросил золу; ракшас попытался выпить реку и захлебнулся; аист с аистихой принесли браслеты и украшения]: Волконский, Солнцева 1985, № 113: 276-288.

Балканы. Греки (Лесбос) [женщина купила яблоко, от которого рождаются дети, оставила на столе, муж его съел, у него стало пухнуть бедро, он пошел к врачу через кустарник, нарыв прорвало, выпала девочка, он этого не заметил, решил, что выздоровел; Орел вырастил девочку в своем гнезде на дереве над источником; конь принца подошел попить, заметил ее тень на воде; принц послал старуху выманить девушку; та притворилась слепой, стала наливать воду в перевернутый котел; девушка спустилась помочь ей, принц ее схватил, женился; в его отсутствие его мать нарядила его жену пастушонком, послала пасти гусей, сказала сыну, что жена умерла; принц услышал ее песню, в которой она рассказывала свою историю; вернул жену]: Paton 1900, № 9: 335-336.

Кавказ – Малая Азия. Грузины: Богоявленский1 1894, № 3 (Имеретия) [вдова прижила дочь, оставила младенца под кучей шелухи; девочку нашел дрозд, увидела сорока, орел унес в гнездо, вырастил, принес позолоченную кровать и чонгури (струнный щипковый инструмент); она стала играть, подошел царевич, велел слугам колоть ножами барашка до тех пор, пока девушка не согласиться слезть; взял ее в жены; чтобы проверить чувства жены, притворился умершим; жена стала плакать, называя солнце и луну, ветры – братьями, звезды – сестрами; обрадовалась, увидев, что муж жив; прилетевший орел поздравил супругов и остался с ними]: 19-23; Курдованидзе 1988(2), № 93 (Онский район) [у крестьянина-бобыля распухла лодыжка, из нарыва выпала девочка-младенец, крестьянин оставил ее у реки; ворона унесла девочку себе в гнездо, стала растить, крала для нее у людей одежду; девушка стала красавицей, царевич увидел ее, но не смог поняться на дерево; старуха просит дать ей козу, шило и сонное зелье; под деревом стала делать вид, будто не умеет зарезать козу, поэтому колет шилом; девушка велит резать козе горло; старуха начинает кромсать тушу, девушка спускается показать, что сперва надо снять шкуру, старуха готовит шашлык, подсыпает в него дурман, привозит девушку царю; она только плачет, молчит; старуха пачкает кровью одежду царевича, говорит, что его ранили на охоте, а потом съели волки; девушка начинает петь, рассказывая, кто она]: 134-138.