Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K65C. Немытые дети Евы, ATU 758. .12.-.17.27.28.31.-.33.

Женщина рожает много детей, но прячет часть из них (реже – всех) от Бога. Спрятанные становятся либо бедняками, либо существами нечеловеческой природы.

Сонгаи, хауса, динка, оромо, амхара, арабы Судана, Марокко, сицилийцы, сардинцы, испанцы, каталонцы (Барселона, Мальорка), (мальтийцы – Uther 2004(1) ссылается на Mifsud-Chircop 1978, но в мальтийском указателе такого номера нет), ладины, французы, фламандцы, фризы, немцы, австрийцы, палестинцы, Сирия, болгары, македонцы, сербы, поляки, русские (Олонецкая), датчане, норвежцы, исландцы, шведы, карелы, саамы, ливы, литовцы, водь, мари, удмурты, коми, киргизы.

Западная Африка. Сонгаи (Нигер) [Бог создал Adama и Hawa, у них 40 детей, но Х. сказала Богу, что только 20; за это Бог сделал 20 детей невидимыми, они стали белыми духами Holé, противопоставленными черным духам Ganji; вызывают эпилепсию; главного из них, великана Haran Maka, можно видеть ловящим на реке рыбу; он предок одного из родов сонгаи, члены которого занимаются рыболовством; он стал рыть глину и в термитнике нашел девушку; она родила ему двух детей; затем вернулась в реку]: Knappert 1997: 300-301; хауса [версии Monfouga-Nicolas 1972 и Echard 1991 сходны и повествуют о том, как у первых мужчины и женщины было много детей (70 и более); в ожидании визита Бога, родители спрятали половину; Бог был этим рассержен и превратил спрятанных в духов, умиротворить которых можно лишь кровавыми жертвоприношениями]: Sullivan 2005: 272.

Судан – Восточная Африка. Динка [Du Chie сделал из глины первых мужчину и женщину; у них двое детей; ДЧ либо Nhialic пришел посмотреть на них, женщина испугалась, спрятала одного под кухонным горшком; от сажи он почернел, а "красного" брата Н. взял к себе, дал ему уменья и знанья; черный брат оказался в положении раба по отношению к "красному"]: Johnston 1934: 94 (пересказ в Nowak 1969, № 488: 385); оромо [верховный бог Waqa держал небо на расстоянии от земли, покрыл его звездами; велел человеку лечь в гроб, поместил под землю, 7 лет поливал землю огненным дождем, в результате образовались горы; извлек человека из гроба; из своей крови сделал женщину; у первой пары 30 детей, но мужчине стыдно, что их так много, 15 он спрятал; Waqa превратил их в животных и демонов]: Kerry 2007: 12; амхара [живя в Эдеме, Ева родила 30 детей; когда Господь пришел к ней и стал их считать, Ева спрятала 15 самых красивых и умных; в наказание Господь велел им оставаться скрытыми (от людей); это духи zar, которые завидуют детям света, т.е. своим менее красивым и более слабым сиблингам-людям; духи zar считаются причиной нервных и психических расстройств у людей противоположного с ними пола; среди них есть обладатели высокого статуса (zar богачей) и низкого (zar бедняков)]: Messing 1958: 1122; арабы Судана [Господь пришел к Еве, попросил ее показать своих детей; та показала только симпатичных, а некрасивых спрятала; ответила, что это все дети, больше нет; Господь велел, чтобы спрятанные стали рабами других; они сделались черными, стали рабами]: Hillelson 1935: 11.

Северная Африка. Марокко [дети Евы, спрятанные ею от пришедшего посмотреть на них Бога, сделались обезьянами]: El-Shamy 2004, № 758: 421.

Южная Европа. Испанцы [редкий мотив, 1 ссылка, латиноамериканских соответствий нет]: Camarena, Chevalier 2003, № 758: 106; португальцы [1 ссылка на Vasconcellos]: Camarena, Chevalier 2003: 106; ладины: Uther 2004(1), № 758: 415-416; каталонцы: Camarena, Chevalier 2003, № 758 (Мальорка) [Иисус пришел к Адаму и Еве, попросил показать детей; их было 24, но Ева решила показать только 12, но затем призналась, что есть еще столько же; Иисус сказал, что те будут служить первым двенадцати; так появились бедные и богатые]: 105-106; Oriol, Pujol 2008, № 758 (Барселона, Мальорка) [в раю Бог приходит к Адаму и Еве, спрашивает, сколько у них детей; Еве стыдно, что 24, отвечает, что 12; Бог делит мир между ними; Ева говорит, что есть еще 12, но Бог велит тем работать на землях, принадлежащих первым 12]: 151; сицилийцы [у Адама и Евы 24 ребенка; когда пришел Господь, им стало стыдно, что детей так много, они половину спрятала, сказали, что детей 12; Господь благословил 12, велев им быть богатыми и счастливыми; Адам побежал попросить благословения и для оставшихся, но Господь сказал, что поздно – они будут служить получившим благословение; поэтому половина людей богаты, а половина бедны]: Kabakova 2006, № 34: 69-70; сардинцы [к Адаму пришел Св. Петр, а он устыдился своих сыновей и спрятал; Петр услышал шум, Адам сказал, что это поросята; так появились свиньи, их внутренности похожи на человеческие]: Kabakova 2006, № 57: 108.

Западная Европа. Французы, фризы: Uther 2004(1), № 758: 415-416; фламандцы [зная, как безропотно Адам и Ева приняли изгнание из рая, Бог решил навестить их; Ева прибрала в доме, вымыла тех детей, которые более послушные и симпатичные, а другим велела спрятаться в разных частях дома; Бог благословил первых, велел стать кому императором, кому дворянином, кому купцом и т.п.; тогда Ева позвала остальных; Бог дал назначил каждому быть простолюдином, заниматься ремеслом и пр.; объяснил, что на земле не могут жить только цари]: Van den Berg 2000, № 49: 63-69; немцы [перед приходом Бога Ева моет, хорошо одевает тех своих детей, которые красивы; Бог назначает им быть князем, купцом и пр.; тогда Ева решает показать и некрасивых детей, спрятанных в печке, сене, соломе и пр.; Бог велит им быть крестьянами и ремесленниками, объясняет, что ему надо населить землю разными людьми]: Grimm, Grimm 1987, № 180: 526-527 (=Balzamo, Kaiser 2004, № 49: 86-90); австрийцы [«подобная легенда записана также в Тироле, где связана с происхождением обезьян»]: Dähnhard 1907: 247.

Передняя Азия. Бедуины северного Израиля: Rosenhouse 1984: 224ff в Uther 2004(1), № 758: 415-416; палестинцы [Ева рожала по 40 детей за раз; Адаму показывала 20 лучших, остальных выбрасывала; Адам не поверил, попросил Аллаха позволить выброшенным жить под землей и выходить, когда люди спят; так появились джинны]: Ханауэр 2009: 172-173; Сирия [дети Евы, спрятанные ею от пришедшего посмотреть на них Бога, сделались обезьянами]: El-Shamy 2004, № 758: 421.

Балканы. Болгары: Ненов 2004 [Бог приходит к молодой женщине, обещает сделать ее детей министром, городским головой, врачом и т.п.; когда прощается, женщина говорит, что у нее есть еще дети, некупанные; Бог наделяет судьбой и их, но многим определяет быть просто работниками]: 95; Даскалова-Перковска и др. 1994, № 758 [как в Ненов 2004]: 269-270; македонцы [узнав, что Бог со всеми святыми собирается ее навестить, Ева стала готовить еду и мыть детей; но половину детей она не успела вымыть и заперла в другой комнате; Бог благословил детей в порядке старшинства стать царем царей, царем, князем, визирем, пашой, губернатором, командующим, капитаном, унтер-офицером, адъютантом, купцом, директором школы, монахом, священником, епископом, патриархом, отшельником, судьей, врачом; тогда Ева призналась, что у нее есть еще дети, попросила благословить также их; Бог велел их служить первым детям и стать привратником, поваром, кофеваром, курьером, кучером, начальником гарема и т.д. (различные слуги и работники)]: Ortenzio 2008, № 19: 63-65; сербы: Uther 2004(1), № 758: 415-416.

Средняя Европа. Русские [1) (Олонецкая); Адаму было стыдно показать всех своих детей, поэтому он скрыл их в избе, бане, риге, в лесу и в воде, а Бог за эту скрытность сделал так, чтобы дети праотца навсегда и остались в местах сокрытия, где живут, размножаясь подобно людям; 2) (Смоленщина); лесовые, водяные, полевые, домовые происходят из "дятей Адамовых, што iон посовестился"]: Белова 2004: 246; поляки: Uther 2004(1), № 758: 415-416.

Балтоскандия. Карелы (Кемский район; зап. по-русски, но информант с финской фамилией, П.В.Миккова): Белова 2004, № 546 [Бог ходил по земле, Адам и Ева от него скрылись, ушли в лес, хоронили своих детей в лесу, в воде, в земле, в подполье (домовой хозяин), в бане; Господь сказал, что тот, кто в лесу, будет лесным зверем, в воде – водяным, в земле – земляным; из земли родилась лягушка, мышь, крот, змеи; так появились волки, скот], 547 [Ева и Адам прятали своих детей от Бога; кого спрятали в лес, стал медведем, в землю – земными гадами, в море – морские звери]: 245-246, 247-248; саамы: Enges 1999: 229 [Адам и Ева стеснялись, что у них столько детей, решили часть из них спрятать от Бога, чтобы тот не подумал, будто они распутны; показали Богу лишь часть, живых; а спрятанные под землей, под водой должны были там остаться, стали gufihtar], 230 [когда пришел Бог, Ева мыла детей и показала ему только уже вымытых, ответила, что других нет; Бог сказал, что скрытое от Бога будет скрыто и от людей; они стали подземными или водяными жителями]; ливы [бедняк дает каждому из девяти детей особую профессию, которой раньше не было; на сюжет "Die ungleichen Kinder Evas"]: Loortits 1926: 85; литовцы [Бог благословил нескольких детей Адама; часть детей Адам спрятал, ибо не имел для них одежды; они остались без благословения; так появились бедняки]: Кербелите 2001: 91; водь, датчане: Uther 2004(1), № 758: 415-416; исландцы [Бог пришел к Адаму и Еве, те показали ему своих детей, они Богу понравились; он спросил, есть ли у Евы еще дети; та застеснялась показать тех, которых не успела вымыть, сказала, что нет; Бог велел, чтобы сокрытое от него осталось сокрытым и от людей; так появились эльфы, живущие в зарослях, пустошах, скалах; они видят людей, а люди их – лишь если сами эльфы этого захотят]: Simpson 1972: 28-29; норвежцы: Bø 1993 [в Норвегии широко распространены рассказы о том, как Ева не успела помыть всех своих детей, когда Бог пришел к ней, спрятала немытых под скамейкой, ответила, что больше у нее детей нет; Бог сказал, что пусть скрытое от него останется скрытым и от людей; спрятанные обречены жить под землей]: 99; Christiansen 1964, № 39 [у Адама и Евы много детей; Бог пришел посмотреть на них, Е. показала лишь часть, ей стыдно, что она столь плодовита; Бог велел, чтобы скрытое от него осталось скрытым и от людей; спрятанные дети стали haug-fola (huldre-folk), т.е. "скрытым народом" и горными троллями; они лишь изредка показываются людям]: 91-92; Kvideland, Sehmsdorf 1988, № 44.1 [Бог попросил Еву показать ее детей; детей было много, она постеснялась показать всех, половину спрятала; Бог велел, чтобы спрятанные стали скрытым народом - huldre]: 205-206; датчане [Ева мыла детей; неожиданно пришел Бог, она в испуге спрятала тех, кого не успела вымыть; ответила, что это все дети; Бог велел тому, что скрыто от него, быть скрытым и от людей; те стали живущими в горах подземными существами]: Dähnhardt 1907: 247; шведы: Balzamo 2011, № 21A [первой женой Адама была Люсия (ее праздник – в самое емное время, 13 декабря); у них множество детей с черной кожей; Бог спросил, сколько именно, Л. ответила, назвав вдвое меньшую цифру, чем на самом деле; скрытых Бог сделал невидимыми для людей; это Vittror, у них есть коровы, которых они пасут; однажды крестьянин с женой увидели, как витрур скрылись в скале], 21B [первой женой Адама была Люсия; она рожала столько же детей, сколько свинья поросят; Бог испугался, что земля переполнится, удалил Л., а ее детям велел скрыться под землей, в горах и т.п.; женщины Vittror очень красивы (сирены, сильфиды) и соблазняют мужчин], 23C [у женщины 12 детей; Спаситель спросил ее, сколько у нее детей; она сказала, что 6; Спаситель за ложь сделал других шестерых неведимыми, они стали троллями], 24 [Господь пришел к женщине, часть ее детей спряталась за печкой; он велел им стать невидимыми; это vittror, они живут неглубоко под землей в горах, пасут коров необычной породы; иногда являются людям], 28A [Бог пришел к женщине, у которой четверо внебрачных детей; она спрятала двоих в погребе, ответила, что у нее только двое; Бог велел спрятанным оставаться под землей; женщина не нашла детей в погребе; теперь это домовые и прочие слуги Люцифера]: 41, 42-43, 46, 47, 52; Dähnhardt 1907 (северная Швеция) [Бог пришел в дом, спросил, сколько детей; большинство находилось в комнате, некоторые были спрятаны за стеной; Бог велел тем, кого он не видит, оставаться невидимыми]: 247 (=Balzamo 2011, № 20: 40).

Волга - Пермь. Мари: Акцорин 1991, № 50 [Юмо созвал людей разных национальностей, мариец из скромности спрятал семью за лесом; Юмо сказал, что раз он их спрятал, пусть превратятся в обгоревшие пни и станут кереметами; один стал Максер-шуртом, другой – Максер-кереметом, третий – городским шыртом, четвертый – городским кереметом, пятый – кереметом нижнего конца, шестой – кереметом лебедем, седьмой – шыртом лебедем, восьмой – надворотным кереметом, девятый – водяным водыжем, десятый – огненным вожыжем], 51 [Юмо велел татарину, удмурту и марийцу привести к нему своих детей; марией постеснялся и оставил их за лесом; Юмо велел им превратиться в обугленные пни и стать кереметами; кереметов шесть-восемь: городской керемет, макаров шырт, надворотный керемет, дух воды, дух огня, Горный Великий человек, Пиамбар, Старик-бородач]: 102, 103-104; удмурты: Потанин 1883 [Бог пришел в гости к бедняку; тот постыдился показывать своих одетых в лохмотья детей, спрятал кого в лесу, кого в баню и т.п.; сказал, что у него нет детей; Бог, Ну, пусть же и не будет; где кто был спрятан, тот там и остался нечистым духом]: 800; Уляшев 2011 [за то, что некий старик скрыл сыновей от Кылдысина, тот превратил их в лягушку, бустурганов и медведя]: 215; коми: Лимеров 2005, № 66 [многодетной бабе стало стыдно, что у нее так много детей, она отправила их в разные стороны; Ен сказал, что коль так, то пусть один будет медведем, другой лягушкой и т.д.]: 63; Шарапов 1996 [одна баба семерых родила; одного покрестила, а шестерых не успели, они бесами стали; один к реке спустился – это вауса; второй в бане поселился – это гуранька; третий в лес ушел – это лешак; четвертый – стал дедко; пятый – шыань; шестой – олысь]: 311.

Туркестан. Киргизы (кара-киргизы Семиречья) [Ева в отсутствии мужа так много народила детей, что стыдясь перед ним своего чрезмерного многоплодия, часть их скрыла от него, но Адам вскоре узнал об этом обмане и, разгневавшись, всех сокрытых детей обратил в джиннов]: Толстов 1931: 275.