Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K65c1. Разделение на слуг и господ. .13.-.16.27.31.

Женщина рожает много детей, но часть из них прячет от Бога. Спрятанные становятся прародителями людей низкого социального статуса, а показанные – прародителями людей высокого статуса.

Динка, арабы Судана, Марокко (вероятно), сицилийцы, испанцы, каталонцы (Барселона, Мальорка), португальцы, мальтийцы (вероятно), ладины (вероятно), французы (вероятно), фламандцы, фризы (вероятно), немцы, болгары, македонцы, сербы (вероятно), ливы, литовцы.

Судан – Восточная Африка. Динка [Du Chie сделал из глины первых мужчину и женщину; у них двое детей; ДЧ либо Nhialic пришел посмотреть на них, женщина испугалась, спрятала одного под кухонным горшком; от сажи он почернел, а "красного" брата Н. взял к себе, дал ему уменья и знанья; черный брат оказался в положении раба по отношению к "красному"]: Johnston 1934: 94; арабы Судана [Господь пришел к Еве, попросил ее показать своих детей; та показала только симпатичных, а некрасивых спрятала; ответила, что это все дети, больше нет; Господь велел, чтобы спрятанные стали рабами других; они сделались черными, стали рабами]: Hillelson 1935: 11.

Северная Африка. Марокко [единственная ссылка на Dwyer 1978, № 3: 45-46; есть мотив A1650.1: когда Бог пришел к Еве, она спрятала часть детей, они не получили благословения и стали менее успешными в жизни; {т.е. очевидно, дети становятся прародителями людей низкого статуса, а не духов или животных}]: El-Shamy 2004(1), № 758: 421.

Южная Европа. Испанцы [редкий мотив, 1 ссылка, латиноамериканских соответствий нет]: Camarena, Chevalier 2003, № 758: 106; португальцы [1 ссылка на Vasconcellos]: Camarena, Chevalier 2003: 106; мальтийцы, ладины: Uther 2004(1), № 758: 415-416; каталонцы: Camarena, Chevalier 2003, № 758 (Мальорка) [Иисус пришел к Адаму и Еве, попросил показать детей; их было 24, но Ева решила показать только 12, но затем призналась, что есть еще столько же; Иисус сказал, что те будут служить первым двенадцати; так появились бедные и богатые]: 105-106; Oriol, Pujol 2008, № 758 (Барселона, Мальорка) [в раю Бог приходит к Адаму и Еве, спрашивает, сколько у них детей; Еве стыдно, что 24, отвечает, что 12; Бог делит мир между ними; Ева говорит, что есть еще 12, но Бог велит тем работать на землях, принадлежащих первым 12]: 151; сицилийцы [у Адама и Евы 24 ребенка; когда пришел Господь, им стало стыдно, что детей так много, они половину спрятала, сказали, что детей 12; Господь благословил 12, велев им быть богатыми и счастливыми; Адам побежал попросить благословения и для оставшихся, но Господь сказал, что поздно – они будут служить получившим благословение; поэтому половина людей богаты, а половина бедны]: Kabakova 2006, № 34: 69-70.

Западная Европа. Французы, фризы: Uther 2004(1), № 758: 415-416; фламандцы [зная, как безропотно Адам и Ева приняли изгнание из рая, Бог решил навестить их; Ева прибрала в доме, вымыла тех детей, которые более послушные и симпатичные, а другим велела спрятаться в разных частях дома; Бог благословил первых, велел стать кому императором, кому дворянином, кому купцом и т.п.; тогда Ева позвала остальных; Бог дал назначил каждому быть простолюдином, заниматься ремеслом и пр.; объяснил, что на земле не могут жить только цари]: Van den Berg 2000, № 49: 63-69; немцы [перед приходом Бога Ева моет, хорошо одевает тех своих детей, которые красивы; Бог назначает им быть князем, купцом и пр.; тогда Ева решает показать и некрасивых детей, спрятанных в печке, сене, соломе и пр.; Бог велит им быть крестьянами и ремесленниками, объясняет, что ему надо населить землю разными людьми]: Grimm, Grimm 1987, № 180: 526-527 (=Balzamo, Kaiser 2004, № 49: 86-90).

Балканы. Болгары: Ненов 2004 [Бог приходит к молодой женщине, обещает сделать ее детей министром, городским головой, врачом и т.п.; когда прощается, женщина говорит, что у нее есть еще дети, некупанные; Бог наделяет судьбой и их, но многим определяет быть просто работниками]: 95; Даскалова-Перковска и др. 1994, № 758 [как в Ненов 2004]: 269-270; македонцы [узнав, что Бог со всеми святыми собирается ее навестить, Ева стала готовить еду и мыть детей; но половину детей она не успела вымыть и заперла в другой комнате; Бог благословил детей в порядке старшинства стать царем царей, царем, князем, визирем, пашой, губернатором, командующим, капитаном, унтер-офицером, адъютантом, купцом, директором школы, монахом, священником, епископом, патриархом, отшельником, судьей, врачом; тогда Ева призналась, что у нее есть еще дети, попросила благословить также их; Бог велел их служить первым детям и стать привратником, поваром, кофеваром, курьером, кучером, начальником гарема и т.д. (различные слуги и работники)]: Ortenzio 2008, № 19: 63-65; сербы: Uther 2004(1), № 758: 415-416.

Балтоскандия. Ливы [бедняк дает каждому из девяти детей особую профессию, которой раньше не было; на сюжет "Die ungleichen Kinder Evas"]: Loortits 1926: 85; литовцы [Бог благословил нескольких детей Адама; часть детей Адам спрятал, ибо не имел для них одежды; они остались без благословения; так появились бедняки]: Кербелите 2001: 91.