Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K65E. Каким глазом видишь?

.16.17.(.21.).17.28.31.32.(.36.)

Человек прикладывает к глазу снадобье и видит вокруг не людей, а животных, демонов. Обычно те понимают, что он их увидел и выкалывают видящий глаз.

Палестинцы, русские (Воронежская), украинцы (Подолия), западные саамы (Херьедален, западная Швеция), литовцы, мари, удмурты, башкиры.

Западная Европа. Англичане [тетушка Гуди – сиделка и нянька; за ней приехал странный человек на вороной лошади, привез к какому-то дому; там женщина с младенцем, вокруг много других детей; женщина дала Г. мазь и велела помазать глаза младенца как только он их откроет; Г. помазала и себе; после этого увидела вместо деревенского домишки хорошо обставленный особняк, молодую мать в шелках; младенец стал еще красивее, а другие дети оказались чертенятами; Г. не подала виду; ее отвезли домой, хорошо заплатив; она пошла на базар, увидела того косоглазого человека, который за ней приезжал; он брал с лотков, не платя, разные вещи, никто этого не замечал; она поздоровалась с ним; он спросил, каким глазом она его видит; она ответила, что правым, он по нему ударил и она ослепла на правый глаз]: Jacobs 1890, № 40: 211-214.

Передняя Азия. Палестинцы [увидев беременную лягушку, женщина пожелала ей не разрешиться от бремени, пока ее саму не позовут быть ее повивальной бабкой; ночью проснулась в пещере; джинн сказал, что подземные люди, выходя наверх, принимают облик разных существ; женщине пришлось быть повивальной бабкой у его жены, к счастью, родился мальчик; джинн велел нанести краску на веки мальчика; женщина успела и себе мазнуть одно веко; ей насыпали в рукав луковой кожуры, отправили домой, там кожура стала золотом; однажды женщина увидела на базаре жену джинна, та воровала вещи; она ее остановила, поцеловала ее ребенка; люди решили, что она целует воздух; женщина-джинн выколола ей видящий джиннов глаз пальцем]: Ханауэр 2009: 191-193.

(Ср. Тибет. Тибетцы (Цинхай) [бедняк проваливается в глубокую яму; видит червя, лижущего что-то светящееся; тоже начинает лизать, перестает чувствовать усталость, голод и жажду; червь вырастает в дракона, улетает, бедняк успевает уцепиться за него, оказывается на земле; теперь земные жители не видят его; он живет в богатом доме, объедает хозяев; монах изгоняет его, он снова оказывается в своей бедной хижине]: Tshe dbang rdo rje et al. 2007: 178).

Средняя Европа. Русские (Воронежская): Барышникова 2007, № 40 [веселые девки устраивают вечерушку в пустой избе, приглашают известного гармониста. Он говорит, что у всех на свадьбах играл, кроме чертей. За ним приезжает коляска и увозит. На празднике он вытирается занавесью (протирает глаза) и видит, что пляшут не люди, а черти, а прислуживают им «утопленики» и «удушленики» - самоубийцы. В качестве оплаты ему предлагают уголь и деньги, он протирает глаза и видит, что угли – это на самом деле деньги, берет их, называя углями. Домой его везут самоубийцы, бывшие односельчане, он не боится, заговаривает с ними. Те удивляются, что он видит их. Девушки зовут гармониста на другую вечерушку, он видит, что пляшут здесь люди, а играют черти. Это замечает девочка с ребенком, выталкивает из избы гармониста и выходит сама, после дверь запирается, и девушки не могут выйти. Кричат, что их дерут черти, но разломать дверь не удается (ломали дверь – они кричат «бока болят», снимали потолок – «виски болят»). Утром родители находят кожи, висящие в избе на крюках. Хоронят детей], 40б [Известный гармонист хвастает, что бывал у всех на праздниках кроме чертей. Ночью его привозят на «бал» играть. Он протирает лицо занавесью, и видит, что занавесь – кожи «утоплеников», «удушлеников» и «присыпальников», кожа на фартуках и штанах у чертей. Ему в награду предлагают угли и деньги, он понимает, что видит теперь все наоборот, берет угли, которые в действительности являются деньгами. Домой везут утопленик и удушленик, покончившие с собой в его селе. Узнает их, они рады встрече с ним, сообщают, что впереди их ждет вечная мука. Гармонист разбивает свой инструмент и отказывается играть, боится, что его разорвут черти]: 169-170, 171-172; украинцы (Подолия, Литинский у.) [два музыканта-крестьянина возвращались со свадьбы; встретили господ в щегольских экипажах; те попросили поиграть у них на свадьбе; сев в экипаж, музыканты очутились в огромном доме, стали играть; один случайно заговорил с кучером; тот объяснил, что сам он утопленник, а вокруг черти; посоветовал смочить глаз водой, что в сосуде у окна; сделав это, музыкант увидел чертей и болото; после свадьбы полученные деньги оказались глиняными черепками; позже на ярмарке музыкант увидел того черта, стал требовать денег; черт отдал, но спросил, как он смог все увидеть; ударил в правый глаз и тот ослеп]: Чубинский 1972: 190-192.

Балтоскандия. Западные саамы (Херьедален, западная Швеция) [подземные люди украли девушку, выдали за местного юношу; когда та собралась рожать, попросила, чтобы повитуха взяла у ее матери помогающую при родах мазь; однажды на ярмарке мать девушки увидела мать ее мужа; та спросила, каким глазом она ее видит; та сказала, что правым, и подземная женщина этот глаз ей немедлеенно выколола; больше земная женщина подземную не видела]: Lagercrantz 1957, № 455: 117-118; литовцы: Кербелите 2014, № 116 [сын всегда спал в кухне, к нему приходила лауме; ксендз посоветовал спрятать под горшком освященную свечу, внезапно открыть; лауме пришлось выйти замуж, она родила ребенка; когда жала со свекровью, к ней слетелись вороны; она объясняет, что они приглашают на свадьбу отца, где ей также дадут приданое; по дороге лауме велит мужу не брать от отца еды и воды для умывания; но он смочил один глаз; стал видеть одним глазом покои, а другим – грязь и болото; жена велит брать не золото, а угли, не лошадей, а два осиновых бревна; в деревне угли стали золотом, осины – конями; в костеле муж видит свояка-черта, который записывает, что видит, на бычьей шкуре; стал ее растягивать, она ударила его по лицу; человек засмеялся; черт: видел? – Да. – А каким глазом? – Вот этим. Черт выколол ему этот глаз]: 288-290 (краткий пересказ сходного текста в Кербелите 2001: 225); Лëбите 1965 [в Тамужинском лесу была столица чертей; музыкант Микнюс заблудился, пришел к богатому дому, его пригласили играть на пиру; он видит, как барин надел молодой на шею веревку, пихнул в шкаф, где огонь; М. обмакнул палец в чашу у порога, смазал левый глаз, увидел вокруг рогатых зверей, свиней, коз, вместо явств навоз и падаль; спрашивает пирующих, почему они такие страшные; черт спрашивает, каким глазом он видит, выкалывает его, все пропадает, М. сидит на кургане Имбаре; утром вернулся, узнал, что соседка удавилась]: 387-389.

Волга – Пермь. Мари [в деревне никто не рожает; повитуха: хоть бы к жене лешего пригласили; леший стучит в окно, зовет повитуху, везет в санях через поле в овраг, завязывает повитухе глаза, вводит в дом; роженица дает повитухе мазь смазать глаза новорожденного; та незаметно мажет и себе левый глаз; видит всех чертей; ее напоили и накормили, отвезли домой, дали денег; повитуха испугана, дома рассказывает, что была у чертей; в воскресенье идет в церковь и видит там всех тех же чертей; спрашивает лешего о здоровье ребенка; тот удивлен, что она его видит; она рассказала про мазь; он выколол ей глаз, она осталась кривой]: Beke 1938, № 10: 36-39; удмурты: Верещагин 1996 (1889) [красавицу никто не сватает; отец говорит, пусть хоть бы черт ее забрал; за ней приезжают богатые купцы; бабушка сопровождает ее до реки, видит как свадебный поезд уходит в воду; дочь взял вумурт (водяной); через семь лет зять приглашает бабушку в повитухи при родах внучки; приводит в подводный мир; дает склянку, велит вымазать новорожденному глаза, но не мазать себе; бабка мажет себе правый глаз; возвращается на землю; идет в лавку, ее никто не видит, она забирает товар не расплачивась; на следующий раз ее спрашивают, каким глазом она видит; она отвечает; ей вырывают правый, она становится видима, а спрашивавшие невидимы для нее; вумурты переносят товар от одного купца к другому, если тот положен без молитв]: 175-177 (=Кралина 1960, № 13: 55-57); Wichmann 1901, № 51 [повивальную бабку несколько дней никто не зовет; «Хоть водяной бы позвал!» водяной приводит ее к реке, под воду; велит вымыть младенца, но не мыться этой водой самой; но она смочила себе левый глаз и тут же увидела множество водяных духов; на четвертый день водяной дает серебряных денег, велит закрыть глаза и женщина оказывается на берегу; перед этим она видела свою одежду на жене водяного, незаметно отрезала кусочек; теперь ее одежда с ней и этот кусочек отрезан; она примерила – точно подходит; на базаре женщина видит водяных духов и спрашивает одного из тех, кого видела под водой, что тот несет; он в ответ: каким глазом видишь? – Левым. Водяной выколол ей этот глаз пальцем]: 163-164; башкиры [вечером за старым скрипачом приехала тройка; его привезли к богатому дому на свадьбу; играя, старик заметил, что хозяева и гости время от времени подходят к сосуду и смачивают себе глаза; он тоже незаметно смочил один глаз и увидел им, что вокруг него какие-то монстры; позже на ярмарке старик заметил того человека, который за ним приезжал; подошел и заговорил с ним; Parey (хозяин ветров) все понял и вырвал старику его всевидящий глаз]: Roudenko 1908, № 20: 62-63.

(Ср. Восточная Сибирь. Якуты [(вероятно, русское заимствование; сюллюкюны – от русс. шулюкуны); зимой, в пору выхода на землю сюллюкюнов, пожилая повитуха пошла справить нужду; подъехал молодой человек, бросил ее в сани, привез в сумрачную страну помочь разродиться жене; женщина родила, посоветовала взять в награду мусор и мох, они превратятся в деньги; но их надо истратить за 7 дней; старуха очутилась на прежнем месте; все деньги истратить не успели, они снова стали мусором, но все же разбогатели; однажды на свадьбе увидела того человека, а другие его не видели; он спросил, каким глазом она видит; она сказала, что левым, он придавил ей веко, она ослепла и больше сюллюкюнов не видела]: Алексеев и др. 1995, № 48: 245-249).