Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K65E. Каким глазом видишь? (.21.).17.28.31.32.(.36.)

Человек прикладывает к глазу снадобье и видит вокруг не людей, а животных, демонов. Обычно те понимают, что он их увидел и выкалывают видящий глаз.

Палестинцы, русские (Воронежская), литовцы, удмурты.

Передняя Азия. Палестинцы [увидев беременную лягушку, женщина пожелала ей не разрешиться от бремени, пока ее саму не позовут быть ее повивальной бабкой; ночью проснулась в пещере; лжинн сказал, что подземные люди, выходя наверх, принимают облик разных существ; женщине пришлось быть повивальной бабкой у его жены, к счастью, родился мальчик; джинн велел нанести краску на веки мальчика; женщина успела и себе мазнуть одно веко; ей насыпали в рукав луковой кожуры, отправили домой, там кожура стала золотом; однажды женщина увидела на базаре жену джинна, та воровала вещи; она ее остановила, поцеловала ее ребенка; люди решили, что она целует воздух; женщина-джинн выколола ей видящий джиннов глаз пальцем]: Ханауэр 2009: 191-193.

 (Ср. Тибет. Тибетцы (Цинхай) [бедняк проваливается в глубокую яму; видит червя, лижущего что-то светящееся; тоже начинает лизать, перестает чувствовать усталость, голод и жажду; червь вырастает в дракона, улетает, бедняк успевает уцепиться за него, оказывается на земле; теперь земные жители не видят его; он живет в богатом доме, объедает хозяев; монах изгоняет его, он снова оказывается в своей бедной хижине]: Tshe dbang rdo rje et al. 2007: 178).

Средняя Европа. Русские (Воронежская): Барышникова 2007, № 40 [веселые девки устраивают вечерушку в пустой избе, приглашают известного гармониста. Он говорит, что у всех на свадьбах играл, кроме чертей. За ним приезжает коляска и увозит. На празднике он вытирается занавесью (протирает глаза) и видит, что пляшут не люди, а черти, а прислуживают им «утопленики» и «удушленики» - самоубийцы. В качестве оплаты ему предлагают уголь и деньги, он протирает глаза и видит, что угли – это на самом деле деньги, берет их, называя углями. Домой его везут самоубийцы, бывшие односельчане, он не боится, заговаривает с ними. Те удивляются, что он видит их. Девушки зовут гармониста на другую вечерушку, он видит, что пляшут здесь люди, а играют черти. Это замечает девочка с ребенком, выталкивает из избы гармониста и выходит сама, после дверь запирается, и девушки не могут выйти. Кричат, что их дерут черти, но разломать дверь не удается (ломали дверь – они кричат «бока болят», снимали потолок – «виски болят»). Утром родители находят кожи, висящие в избе на крюках. Хоронят детей], 40б [Известный гармонист хвастает, что бывал у всех на праздниках кроме чертей. Ночью его привозят на «бал» играть. Он протирает лицо занавесью, и видит, что занавесь – кожи «утоплеников», «удушлеников» и «присыпальников», кожа на фартуках и штанах у чертей. Ему в награду предлагают угли и деньги, он понимает, что видит теперь все наоборот, берет угли, которые в действительности являются деньгами. Домой везут утопленик и удушленик, покончившие с собой в его селе. Узнает их, они рады встрече с ним, сообщают, что впереди их ждет вечная мука. Гармонист разбивает свой инструмент и отказывается играть, боится, что его разорвут черти]: 169-170, 171-172.

Балтоскандия. Литовцы: Кербелите 2014, № 116 [сын всегда спал в кухне, к нему приходила лауме; ксендз посоветовал спрятать под горшком освященную свечу, внезапно открыть; лауме пришлось выйти замуж, она родила ребенка; когда жала со свекровью, к ней слетелись вороны; она объясняет, что они приглашают на свадьбу отца, где ей также дадут приданое; по дороге лауме велит мужу не брать от отца еды и воды для умывания; но он смочил один глаз; стал видеть одним глазом покои, а другим – грязь и болото; жена велит брать не золото, а угли, не лошадей, а два осиновых бревна; в деревне угли стали золотом, осины – конями; в костеле муж видит свояка-черта, который записывает, что видит, на бычьей шкуре; стал ее растягивать, она ударила его по лицу; человек засмеялся; черт: видел? – Да. – А каким глазом? – Вот этим. Черт выколол ему этот глаз]: 288-290 (краткий пересказ сходного текста в Кербелите 2001: 225); Лëбите 1965 [в Тамужинском лесу была столица чертей; музыкант Микнюс заблудился, пришел к богатому дому, его пригласили играть на пиру; он видит, как барин надел молодой на шею веревку, пихнул в шкаф, где огонь; М. обмакнул палец в чашу у порога, смазал левый глаз, увидел вокруг рогатых зверей, свиней, коз, вместо явств навоз и падаль; спрашивает пирующих, почему они такие страшные; черт спрашивает, каким глазом он видит, выкалывает его, все пропадает, М. сидит на кургане Имбаре; утром вернулся, узнал, что соседка удавилась]: 387-389.

Волга – Пермь. Удмурты [красавицу никто не сватает; отец говорит, пусть хоть бы черт ее забрал; за ней приезжают богатые купцы; бабушка сопровождает ее до реки, видит как свадебный поезд уходит в воду; дочь взял вумурт (водяной); через семь лет зять приглашает бабушку в повитухи при родах внучки; приводит в подводный мир; дает склянку, велит вымазать новорожденному глаза, но не мазать себе; бабка мажет себе правый глаз; возвращается на землю; идет в лавку, ее никто не видит, она забирает товар не расплачивась; на следующий раз ее спрашивают, каким глазом она видит; она отвечает; ей вырывают правый, она становится видима, а спрашивавшие невидимы для нее; вумурты переносят товар от одного купца к другому, если тот положен без молитв]: Верещагин 1996 [1889]: 175-177 (=Кралина 1960, № 13: 55-57).

(Ср. Восточная Сибирь. Якуты [(вероятно, русское заимствование; сюллюкюны – от русс. шулюкуны); зимой, в пору выхода на землю сюллюкюнов, пожилая повитуха пошла справить нужду; подъехал молодой человек, бросил ее в сани, привез в сумрачную страну помочь разродиться жене; женщина родила, посоветовала взять в награду мусор и мох, они превратятся в деньги; но их надо истратить за 7 дней; старуха очутилась на прежнем месте; все деньги истратить не успели, они снова стали мусором, но все же разбогатели; однажды на свадьбе увидела того человека, а другие его не видели; он спросил, каким глазом она видит; она сказала, что левым, он придавил ей веко, она ослепла и больше сюллюкюнов не видела]: Алексеев и др. 1995, № 48: 245-249).