Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K80a3. В лес за ягодами. .28.31.32.

Тому, кто соберет больше ягод, обещана награда. Антагонист присваивает собранное героем или героиней и обычно убивает его или ее.

Поляки, русские (Архангельская, Вологодская, Воронежская), украинцы (Галиция, Гродненская, Подолия, Ивано-Франковская, Черниговская, Полтавская), эстонцы (Лудза), мордва, мари.

Средняя Европа. Поляки: Лифшиц-Артемьева 2017 [жили три сестры, пан влюбился в младшую; сестры пошли за ягодами, старшая убила младшую, закопала, дома сказала, что волки съели; средняя ее защищала, но не смогла спасти; на могиле выросла ива; пастух сделал дудочку, она поет: «Играй, пастух, играй, Бог тебе помогай! Старшая сестра меня убила, средняя сестра меня хранила». Пастух дает поиграть матери, отцу, средней сестрам убитой, дудочка каждый раз обращается к тому, кто играет; старшую привязали к коням, пан женился на средней сестре]: 238-240; Krzyżanowski 1962, № 780 [мать не может решить, кого из дочерей выдать за паныча; посылает их в лес: кто больше малины соберет, та и выйдет замуж; завистливая сестра (сестры) убивает младшую, т.к. та первой набрала полный кузовок; закапывает ее под ивой; сын {чей?} или пастух делает дудку из косточки или из ивы, она рассказывает о случившемся]: 246; русские: Ончуков 2008, № 44 (Архангельская) [У старых родителей две дочки, одна находит в лесу золотой камень, собирает много ягод, у старшей это не получается. Старшая убивает младшую сестру, закапывает под березой, забирает себе камень. Дома родители топят баню. Отец, брат, мать и сестра по очереди зовут младшую попариться, она каждому рассказывает, что убита сестрой. Мертвая приходит к воротам, просит брата её впустить, боится волков, которые хотят ее съесть. Брат ее впускает при условии, что она станет его женой. Она соглашается, делает двух куколок, они говорят о том, что брату стыдно брать себе сестру в жены, девушка проваливается сквозь землю. Бежит к избушке, прячется от Ягабихи в избушке с бабушкой под иголкой. Девушка бежит дальше и прячется в избушке с бородатым старичком под кремешком. Они бегут от Ягабихи, проходят сквозь гору, Ягабиха возвращается в поле за лопатой, раскапывает землю и продолжает погоню. Старичок и девушка добегают до реки, у них есть «трубка портна», они «портенко расстелили» и на нем отплыли. Ягабиха прыгнула к ним, но ее сбросили в воду, она погибает. На другом берегу оказались у императора...(больше не знает)]: 159-161; Гура 1965, № 15 (Вологодская) [старик и старуха бездетны; старик сжал комок снега, положил на печке под шубу, стала девочка Снежевиночка; пошла с девушками за ягодами; кто больше всех наберет, тому красный сарафан и первой замуж; С. больше всех набрала, подружки ее убили, под сосенкой схоронили, катышком укатали, блюдечком утрепали; дома старик спрашивает, где его дочка; девушки: пошла другой дорогой; на могиле С. вырос камыш, бурлаки сделали дудочку; пришли к старику, стали играть: «Ду-ду, ду-ду, батюшка! Ты не знаешь моего горя великого: как меня девушки убили из-за блюдечка, из-за ягодок; под сосенкой схоронили, катышком укатали, блюдечком утрепали»; старик попросил дудочку, бурлаки отдали; старик ее разломил, выскочила С.; старик со старухой рады]: 222-223; Кретов 1977, № 28 (Воронежская, 1966, село Нижний Икорец Лискинского района) [Мать не знает, которой из трех дочерей отдать перстень. Посылает их собирать ягоды, хочет отдать перстень той, которая соберет больше всех, она знает, что это будет самая умная дочь, Маша. Сестры видят, что у Маши больше ягод, душат ее и закапывают в лесу, матери говорят, что она ушла раньше. Родители не могут найти дочь. Сестры носят перстень по очереди. Следующей зимой дедушка срезает в лесу дудочку, она поет человеческим голосом о том, как 2 сестры убили третью за ягоды и перстень. Он заходит в дом Маши и предлагает сестрам, матери и отцу сыграть на дудочке, песня всякий раз обращается к тому, кто играет. Дедушка показывает, где закопана Машенька (место, где «срезал дудочку»). Ее хоронят в могилу, дочерей отец привязывает к хвостам лошадей и отпускает их в поле]; 28а (Воронежская, 1964, с. Каменно-Верховка Новоусманского района) [Мать не знает, какой из дочерей отдать золотое кольцо. Обещает отдать той, которая соберет больше земляники. Старшие дочери видят, что младшая набрала больше, договариваются убить ее. Закапывают, мажут ее платье кровью и приносят родителям, говорят, что сестру разорвали волки, а сами они едва убежали. Их маленький брат идет в лес, делает из высокой лозинки дудочку, она поет о том, как сестры убили младшую сестру. Приносит дудочку домой, на ней играет мать, узнает правду. Отец привязывает дочерей к хвостам лошадей и отпускает], 28b (Воронежская, 1968, с. Воронцовка Павловского района) [Внуки Олена и Ивашка отправляются в лес за ягодами. Олена ест ягоды, Ивашко собирает. Она ищет у него в голове, он засыпает и она убивает его. Приносит домой его лукошко, говорит, что брат заблудился в лесу. По лесу едут купцы и делают дудочку, она поет о том, что произошло с братцем Ивашкой. Купцы останавливаются в деревне у бабушки и дедушки Олены и Ивашки, те пробуют сыграть на дудочке, понимают, что это Ивашка, ругают Олену], 28d (Воронежская, 1968, с. Воронцовка Павловского района) [(1968, с. Воронцовка Павловского района)], 28г (Воронежская, 1969, с. Красовка Грибановского района) [Отец собирается ехать в город и обещает взять с собой того, кто соберет больше ягод. Три сестры и младший брат Ванюша идут в лес, он собирает больше всех. Старшая сестра уговаривает среднюю убить Ванюшу, младшая не соглашается, но они угрожают убить и ее. Дома говорят, что брат заблудился, младшая сестра плачет. Пастух делает из тростника, выросшего на могилке мальчика дудочку, та поет о том, как сестры убивали брата («Старая сестра душила, Средняя руки держала, А меньшая плакала, Мои кудри гладила»). Отец слышит, сам берет дудочку, понимает, что произошло. Дома он дерет двух старших дочерей и выгоняет из дома]: 45-46, 46-47, 47-48, 48, 48-49; Барышникова 2007, № 3 [три дочери хотят получить золотое кольцо матери, но она хочет отдать любимой младшей Дуне; мать боится ссоры в семье, обещает отдать кольцо той, которая принесет больше ягод; Дуня идет отдельно и набирает больше ягод, старшие сестры убивают ее, кольцо решают носить по очереди; сестры говорят матери, что Дуня раньше ушла из леса, мать горюет; проходит 5 лет; на бугорке в лесу пастух находит былинку, делает из нее дудочку, которая сама поет о том, как 2 сестры убили младшую из-за перстня; он приходит в деревню и играет, на дудочке просят поиграть соседка, отец, мать и старшая сестра, песня каждый раз обращается к тому, в чьих руках оказывается дудочка, голос обвиняет сестер в убийстве; они не признаются; пастух показывает место, где срезал былинку, бугор раскапывают и находят «не сопревшую» Дуню]: 56-59; (ср. русские (Архангельская) [У старых родителей две дочки, одна находит в лесу золотой камень, собирает много ягод, у старшей это не получается. Старшая убивает младшую сестру, закапывает под березой, забирает себе камень. Дома родители топят баню. Отец, брат, мать и сестра по очереди зовут младшую попариться, она каждому рассказывает, что убита сестрой. Мертвая приходит к воротам, просит брата её впустить, боится волков, которые хотят ее съесть. Брат ее впускает при условии, что она станет его женой. Она соглашается. Делает двух куколок, они говорят о том, что брату стыдно брать себе сестру в жены, девушка проваливается сквозь землю. Бежит к избушке, прячется от Ягабихи в избушке с бабушкой под иголкой. Девушка бежит дальше и прячется в избушке с бородатым старичком под кремешком. Они бегут от Ягабихи, проходят сквозь гору, Ягабиха возвращается в поле за лопатой, раскапывает землю и продолжает погоню. Старичок и девушка добегают до реки, у них есть «трубка портна», они «портенко расстелили» и на нем отплыли. Ягабиха прыгнула к ним, но ее сбросили в воду, она погибает. На другом берегу оказались у императора.. /больше не знает/]: Ончуков 2008, № 44: 159-161); украинцы (г. Дрогичин Кобринского у. Гродненской губ.) [Три брата, два умных, а третий глупый. Отец спрашивает, кого из них первым женить. Все вызываются. Отец велит им пойти в лес и кто быстрее насобирает ягод, того он женит первым. Они собирают, не разгибаясь, но дурак уже насобирал и хочет идти домой. Умные завидуют дураку, убивают его, воткнув в сердце нож, зарывают его в землю, присыпают песком, вместо креста втыкают в головах черешню и идут домой. По той дороге едет пан, видит черешню и решает срубить её и сделать из неё дудочку. Идёт, играет, дудочка говорит: «Не играй, паночек, не играй, моё сердечко не трогай, меня братья убили, нож в сердечко вбили, черепочком глаза накрыли, черешню вместо креста воткнули и песочком засыпали». Пан удивляется, дудочка всё просит его, чтобы он не играл. Он приезжает в то село, где живут братья и отец дурака, его застаёт ночь, он входит во двор дуракова отца и просится, чтобы его пустили в избу переночевать. Его пускают на ночь, он выпрягает коня, входит в избу и рассказывает хозяину о дудочке, предлагает сыграть. Дудочка называет того батюшкой. Играет мать. Дудочка называет её матушкой. Дают сыновьям. Дудочка говорит: «Не играй, братик, не играй, моё сердечко не трогай, вы же меня убили, нож в сердечко вбили, черепочком глаза накрыли, черешню вместо креста воткнули и песочком засыпали». Тогда все узнают, что умные убили дурака, идут к могиле, отгребают песок и убеждаются, что всё было так, как говорит дудочка. Братьев забирают в канцелярию, увозят в тюрьму]: Чубинский, 1878,  144: 473-475; украинцы (Подолия) [Две дочери, у деда одна, у бабы другая. Они идут в лес за черешнями. Дедова то, что насобирает, складывает, бабина то, что насобирает, сразу ест. Выходят за лес. Бабина дочь предлагает прилечь и немного отдохнуть. Дедова засыпает, бабина берёт нож, втыкает ей в сердце, берёт ягоды и снимает с неё перстень, её засыпает листьями. Овчар рано выгоняет овец туда пасть, делает там дудочку. Играет, она говорит: «Играй, овчар, играй! Моё сердце ножиком не режь! Мне сестричка это сделала, в моё сердечко нож воткнула, за кружечку ягодочек, за золотой перстенёчек, что кавалер дал». Овчар пригоняет овец домой, спрашивает у деда, где его дочь. Дед отвечает, что пошла за ягодами и невесть-где пропала. Овчар сообщает, что пас овцы и играл на дудку, а она к нему говорила. Дед берёт бабину дочь и бабу, идут в лес. Начинает играть в дудку, дудка говорит: «Играй, батюшка, играй! Моё сердце ножиком не режь!». Её достают, везут домой, хоронят. Для бабиной дочери дают быстрого коня, который никогда во дворе не бывал, никогда солнца не видал и никогда голоса не слышал. Привязывают её к хвосту и пускают в свет. Он с ней бежит. И те горы и долины, что есть в мире, - это она такие повыбивала. Потому что где ударила головой, там долинка а где задом, там холмок]: Левченко 1928: 494-495; украинцы (Доброгостов, Дрогобичский уезд, Галиция) [Дед и баба, у них две дочери: у деда своя от первой жены, у бабы своя от первого мужа. Эти дочери идут как-то в лес за ягодами. Дедова дочь собирала ягоды в коробочку, а бабина в рот. Возвращаются уже домой, у дедовой полна коробочка ягод, у бабиной ничего. Тогда бабина дочь предлагает сестре немного отдохнуть. Ложатся на траву, дедова дочь засыпает, бабина дочь её режет. Забирает себе коробочку с ягодами, а её закапывает в землю, сажает на могилке веточку калины. Дома дед спрашивает, где же его дочурка. Та говорит, что не знает, где-то осталась позади. Через лес идут два парня. Садятся отдохнуть. Смотрят, а там красивая калина зацвела, они срезают прутик, строгают из него свирель и играют. Свирель молвит: «Ой, помалу-малу, казак, играй, не порань меня в сердечко вконец! Было нас две девочки, пошли по ягодки, одна другую невзлюбила, нож в сердце воткнула!» Парни берут свирель, идут дальше, заходят на ночь к отцу той девушки. Там снова парень начинает играть, свирель приговаривает. Старый отец слышит это, просит, чтобы ему позволили поиграть. Свирель поёт и ему, называя его папулечкой. Старик говорит бабиной дочери, что это она зарезала его доченьку. Та прячется на печь в угол, не хочет слезать, баба кричит на деда, что тот старый дурак и говорит глупости. Дед говорит, что если не она зарезала, то пусть сама заиграет на свирели, может, она ей скажет. Парни стаскивают девушку с печи, она вынуждена играть. Свирель: «Ой, помалу-малу, сестричка, играй, не порань меня в сердечко вконец! Было нас две девочки, пошли по ягодки, ты меня невзлюбила, нож в сердце воткнула!» Тогда ту девушку берут и привязывают к конскому хвосту, конь разносит её насмерть]: Яворский 1915: 235-236; украинцы (Небилов, Рожнятовского р-на, Ивано-Франковской обл.) [Дедова дочь работящая, бабина – ленивая. Дочери идут в лес за ягодами. Дедова собирает ягоды, бабина не собирает. Под вечер надо идти домой. Бабина отбирает у дедовой ягоды и убивает её ножом. Закапывает и идёт домой. На вопрос деда отвечает, что его дочь съел волк. На том месте, где бабина дочь зарыла дедову, вырастает калина. Однажды едут казаки, садятся под ту калину отдохнуть. Один казак удивляется красоте калины, вырезает себе свирель, играет, свирель говорит: «Ой помалу, овчар, играй, не порази ты моё сердечко вконец, меня сестричка со свету сгубила, нож в сердце воткнула». Казаки едут в село. Дают деду, чтобы тот заиграл. Дед играет, свирель называет его батюшкой, дают бабе, свирель называет её матушкой. Дают девушке, свирель говорит: «Ой помалу-малу, душегубка, играй, не порази ты моё сердечко вконец, ты меня, сестра, со свету сгубила, нож в сердце воткнула». Бабину дочь привязывают к хвосту коня, она гибнет]: Зінчук 2006, 31: 130-131; украинцы (Бакумовка, Миргородский р-н, Полтавская обл.) [Муж и жена живут бедно, но дружно, у них дочь-красавица Килина. Там, где она появляется, начинают петь птицы, расцветают цветы, радуются люди. Мать заболела и умерла. Отец берёт мачеху с дочерью Хотиной, ленивой и капризной. Она и мачеха ненавидят К., перекладывают всю работу на её плечи, но К. делает всё с песней. Однажды они идут в лес за ягодами. К. собирает до последней ягодки, Х., видя, что у К. полна корзина и завидуя ее красоте, убивает её и закапывает у ручья. Сама берёт корзину с ягодами, идёт домой. Отцу говорит, что К. на неё рассердилась за то, что она насобирала полную корзину ягод, и ушла, сказав, что домой не вернётся. Отец горюет, но думает, что дочь найдёт своё счастье. Птицы и цветы горюют по К. Овчар останавливается у ручья, видит куст с красными ягодами, которого раньше не видел, ягоды как капли крови. Вырезал свирель, играет, свирель отвечает нежным голосом: «Ой помалу, овчар, играй, да не порази моё сердечко вконец, меня сестрица со свету сгубила, нож в сердце воткнула». Овчар удивляется, приходит к дому родителей К. Услышав свирель, отец просит дать поиграть, свирель называет его батюшкой. Его жене тоже хочется поиграть, свирель называет её мачехой. Предлагают играть Хотине, та долго отказывается, потом начинает играть, свирель плачет и стонет: «Ой помалу-малу, душегубка, играй, да не порази моё сердечко вконец, меня ты со свету сгубила, нож в сердце воткнула». Отец приходит к кусту, любуется им, приговаривая: «Моя ты Килинка, моя ты Калинка», падает возле него. Его хоронят у куста, который называют калиной, она теперь растёт везде, любит ручьи, её ягоды полезны, из неё делают свирели. Заиграть на такой свирели может не каждый, только добрый человек. Хотину люди проклинают. Где она появляется, птицы перестают петь, солнце прячется за тучи, высыхают ручьи. Так она и гибнет, никто её не хоронит, орлы разносят её кости]: Зінчук 2010, № 238: 276-277; украинцы (с. Глыбока Балка, Решетиловский р-н, Полтавская обл.) [В селе живут дед и баба, у каждого дочь. Старики посылают их в лес за ягодами. Дедова дочь трудолюбива, быстро собирает ягоды, а бабина кладет ягоды в рот. Пришло время возвращаться. Дедова дочь говорит, что надо идти домой, а по дороге поделиться. Они идут, солнце припекает, бабина дочь предлагает прилечь отдохнуть. Дедова дочь засыпает. Бабина дочь берёт нож, убивает её, хоронит. Приходит домой и хвастается, сколько она насобирала земляники. Дед спрашивает, где его дочь. Та отвечает, где-то позади – ничего не насобирала и ей стыдно идти домой. По дороге идут косцы, остановились отдохнуть, видят могилку, на ней калина цветёт. Один из косцов вырезает себе свирель. Начинает играть, свирель говорит голосом: «Ой помалу-малу, батрачок, играй, не порази моё сердечко вконец, меня сестра со свету сгубила, в сердце острый нож воткнула». Косцы удивляются, что свирель говорит человеческим голосом, приходят в село, где живут дед с бабой, просятся на ночлег, один садится на скамью, начинает играть. Дед слышит, что поет свирель, просит дать ему поиграть, свирель называет его батюшкой. Баба у печи тоже слышит и прикладывает свирель к губам, свирель называет ей матушкой. Бабина дочь сидит в углу на печи, боится, что свирель расскажет правду. Дед даёт ей свирель и приказывает играть. Она играет, свирель приговаривает: «Ой, помалу-малу, сестрица, играй, не порази моё сердечко вконец, меня сестра со свету сгубила, в сердце острый нож воткнула». По дедовой дочке справляют панихиду, бабину выгоняют с собаками]: Зінчук 2010б, № 13: 27-29; украинцы (Записано художником Львом Жемчужниковым в с. Линовица Пирятинского у. Полтавской губ.) [Жили-были дед и баба, у деда дочь и у бабы дочь. Пошли они в дубраву за ягодами. Дедова дочь собирает и собирает, насобирала полную миску, а бабина, что возьмёт ягоду, то и съест. Дедова дочь предложила сестре пойти домой и поделиться. Идут по дороге. Бабина дочь предлагает сестре прилечь отдохнуть. Легли. Дедова дочь, устав, засыпает, бабина берёт нож, втыкает ей в сердце, выкапывает яму и хоронит её. Идёт домой и хвалится, сколько ягод она собрала. Дед спрашивает, где она подевала его дочь. Та отвечает, что она идёт позади. Идут чумаки (торговцы, привозящие соль) и решают отдохнуть. Видят над дорогой могилу, а на ней красивую калину. Вырезают из неё свирель. Один чумак стал играть, а свирель говорит: Ой помалу, малу, чумачок, играй, да не порази моё сердечко вконец, меня сестрица со свету свела – нож в сердечко воткнула. Другие говорят, что это нечто значит, если калиновая свирель так говорит. Приходят в село и попадают на того деда. Просятся переночевать, а за это расскажут, что с ними произошло. Когда входят в дом, один просит другого заиграть. Свирель рассказывает. Дед удивляется, что за свирель такая, что играет настолько красиво, что аж плакать хочется. Просит поиграть. Свирель обращается к нему как к батюшке. Баба с печи просит поиграть. Свирель обращается к ней как к матушке. Бабина дочь сидит в углу на печи, испугалась, что узнают. Дед велит подать ей, чтобы она заиграла. Свирель поёт: Ой помалу, малу, душегубка, играй, да не порази моё сердечко вконец, ты ж меня, сестрица, со свету свела – нож в сердечко воткнула. Все узнают, что случилось. По дедовой дочери ставят поминальный обед, а бабину привязывают к конскому хвосту и разносят по полю]: Кулиш 1957b: 20-23; украинцы (с. Лученки Лохвицкого р-на Полтавской обл.) [Дед и баба, у деда дочь и у бабы дочь. Их посылают в лес за ягодами. Дедова дочь рвёт и в корзинку складывает, а бабина только ест. Нарвали, стали идти домой. По дороге бабина дочь предлагает отдохнуть. Садятся в лесу под калиной. Бабина дочь убивает свою сестру, воткнув нож в сердечко, и забирает корзину. Приходит домой с полной корзиной ягод. Дед спрашивает, где его дочь. Бабина дочка говорит, что она осталась в лесу. Уже вечер, а дедовой дочери нет. Вечером едут чумаки. Видят куст калины, а под ним холмик земли. Вырезают себе свирель из веточки калины. Играют, свирель поёт человеческим голосом: «Ой помалу-малу, чумачок, играй, да не порази моё сердечко вконец. Меня сестричка со свету сгубила, нож в сердце воткнула». Чумаки приезжают в село. Везде темно, в одном доме светится. Они решают попроситься переночевать, стучатся. Дед радуется, думает, что вернулась дочь. Чумаки просят пустить переночевать, обещают нечто рассказать. Входят в дом. Чумак даёт деду свирель, чтобы тот заиграл, дед играет, свирель «Ой помалу-малу, батюшка, играй, да не порази моё сердечко вконец. Меня сестричка со свету сгубила, нож в сердце воткнула». Дед даёт бабе. Свирель поёт ей: «Ой помалу-малу, матушка, играй, да не порази моё сердечко вконец. Ваша дочь меня со свету сгубила, нож в сердце воткнула». Дед велит подать той, что на печи сидит: «Ой помалу-малу, сестричка, играй, да не порази моё сердечко вконец. Ты ж меня со свету сгубила, нож в сердце воткнула». Бабина дочь слезает с печи, рассказывает правду. Дед выгоняет её из дому, в чём была, угощает чумаков, благодарит за то, что раскрыли правду]: Зінчук 2010: 40-41; украинцы. Плоское Нежинского у. Черниговской губ.) [У одного человека дочь и сын. Отец посылает их в лес за ягодами. Они набрали ягод и идут домой. Сестра брату говорит, дать ей немножко, а то она мало набрала, поэтому отец будет её бить. Брат отвечает, что и его будет бить. Сестра требует дать, а то зарежет его. Взяла нож и зарезала, выгребла яму и забросала. На той ямке вырастает дудочка. Едут чумаки, срезают дудочку и начинают играть. Дудочка играет: Ой, играй, чумачок, играй, не порази моё сердечко вконец: у меня сердечко горько болит, в моём сердечке острый ножик торчит. Они все играют, она им всем так поёт. Они доезжают к какому-то домику, заходят в него и дают поиграть живущему там человеку. Дудочка называет его батюшкой. Так узнают, что сестра зарезала брата. Выводят её в поле и убивают выстрелом]: Малинка, № 21: 289.

Балтоскандия. Эстонцы (Лудза, ныне ассимилированный эстонский анклав в Латвии) [мать послала трех дочерей за ягодами; лишь младшая собирала усердно и мать ее похвалила; на третий раз завистливые сестры убили ее, сказали, что волк съел; брат пошел в лес сделать кантеле; береза просит его срезать ее для этого; знающий (tark) объясняет, что береза – его сестра; велит сперва играть самому, затем дать отцу, матери, старшей и средней сестрам; затем хватай кантеле и не выпускай; оно превратится в змею, ящерицу, волка, медведя и во все прочее; когда превратится в веретено, сломай, половину положи под подушку, другую в ногах и ложись спать; каждый раз кантеле поет, что завистливые сестры ее убили; утром живая сестра сидит на кровати; старших сестер привязали к хвосту коня]: Kallas 1900: 357-359 в Haavio 1952: 154-155.

Волга - Пермь. Мордва: Биушкин 1968 (эрзя; хутор Подлесный Ишимбайского р-на Башкортостана) [У старика со старушкой три дочери и сын Ивашка. Отец собирается на базар и спрашивает детей, кому что купить. Девушки просят корзиночки для сбора ягод, Ивашка золотое блюдечко. Под вечер отец приезжает домой, привозит то, что просили. Детям говорит, что завтра они пойдут собирать ягоды, кто раньше наполнит корзину, тот раньше всех выйдет замуж или женится. Утром дети идут в лес , корзиночке И. находится его золотое блюдечко, она скоро наполнилась. Корзины у сестёр не наполнились, им неприятно, что младший брат женится раньше них. Старшая сестра предлагает повесить Ивашку, а его ягоды взять себе, пойти домой и сказать, то Ивашка пошёл пить и обратно его не дождались. Средняя сестра соглашается, младшая не соглашается, просит не убивать И., лучше самим набрать ещё, не так много осталось набрать. Но старшие сёстры вешают И. на берёзе, зарывают под берёзой. Младшей сестре грозят, что если она дома расскажет, ее тоже повесят. Она долго плачет у могилы И., возвращается позже сестер. Старшая сестра говорит отцу, что Ивашка ушёл пить, а обратно не пришёл, они его нигде не нашли. Возле берёзы проходят пастухи. Смотрят – под берёзой растёт ветка. Срезают, делают свистульку, играют на ней. Свистулька поёт о том, как повесили его, Ивашку, на берёзе злые старшие сёстры, зарыли под берёзой. Пастухи идут ночевать в село, огонь виден лишь в доме И. Там отец ждёт его возвращения. Один из пастухов начинает играть, свистулька поёт о том, как повесили его, Ивашку, старшие сёстры и как плакала из-за него младшая. Утром пастухи уходят, отец И. запрягает лошадь и едет искать березу. Когда подходит к ней, все её ветки начинают печально петь ту же песню, что и свистулька. Отец привязал к телеге старших дочерей, возит их по дороге, пока они не умирают]: 314-317; Евсевьев 1964, № 26 (с. Кажай Максимово, Белебеевский у., Уфимская губ.) [У старика со старухой три дочери. Старик велит им идти в лес за ягодами, кто раньше наполнит кузовок, ту отдаст замуж раньше всех. Младшая раньше всех наполняет свой кузовок ягодами, велит идти домой. Старшие сёстры злятся. По дороге старшая сестра предлагает младшей поискать у неё в голове. Младшая соглашается, засыпает. Старшая убивает её, хоронит в яме для дёгтя. Сёстры берут ее ягоды, идут домой. На вопросы отца и матери отвечают, что сестра в лесу осталась: кричали, кричали ей – не откликнулась. Возле убитой девушки вырастает кудрявая береза. Проходят скрипичных дел мастера, бурлаки, решают срубить её на скрипку. Делают скрипку, начинают играть, скрипка поёт: «Ох, дяденька, потише, потише! Ох, дорогой, осторожней, осторожней! И так голова болит, болит. И так голову ломит, ломит. Злодейка сестра убила меня, погубила, в яме для дегтя похоронила, похоронила. Белой березой я родилась, я родилась. Кудрявой березкой я выросла, я выросла». Они кладут скрипку в котомку, идут искать ночлег, решают зайти к тому, у кого ворота открыты. Доходят до села. Ворота отца убитой девушки открыты. Зашли ночевать, скрипку положили на полку. Отец девушки просит поиграть, а то ему нехорошо. Скрипка поёт: «Ох, дяденька, потише, потише! Ох, дорогой, осторожней, осторожней! И так голова болит, болит. И так голову ломит, ломит. Злодейка сестра убила меня, убила, в яме для дегтя похоронила, похоронила. Белой березой я родилась, я родилась, кудрявой березой я выросла, я выросла. Пришли скрипачи — срубили меня, срубили. Красивую скрипку сделали из меня, сделали, в отцовский дом принесли меня, принесли...». Отец берёт скрипку, она называет его папенькой. Скрипку берёт мать, она обращается к ней как к маменьке. Вызывают старшую сестру, дают ей скрипку. Скрипка поёт: «Злодейка сестра, потише, потише! Злодейка сестра, осторожней, осторожней! И так голова болит, болит, и так голову ломит, ломит. Зачем ты убила, убила меня? В яме для дегтя похоронила, похоронила?». Сестра бросает скрипку в горящую печь. Скрипка превращается в голубя, вылетает из печи, садится у изголовья отца, поёт: « Вот где отец мой спит. Под отцом белая кошма, под головой отца синяя подушка, на отце синий тулупчик». Потом садится у изголовья матери, поёт: «Вот где мать моя спит, под нею белая кошма, под головой у матери синяя подушка, на матери синий тулупчик». Голубка прилетает к изголовью старшей сестры, поёт: «Вот где злодейка сестра спит, под нею старый лапоть, под головой у сестры жернова, на сестре шкура ежа». Старшая сестра решает расправиться с ней. Топит на сковороде смолу, кладёт на окно. Голубка поёт, садится на подоконник, прилипает. Старшая сестра ловит её, убивает]: 205-209; Марков 1961 (эрзя; Чукалы Ардатовского р-на Республики Мордовия) [У старика со старухой три дочери. Две идут в лес за ягодами. Когда у младшей уже половина лукошка, у старшей только покрыто дно. Когда у младшей лукошко наполнилось, у старшей только половина. Старшая предлагает идти домой, убивает младшую, хоронит под берегом. Матери отвечает, что та осталась в лесу, не откликалась. Мать идёт искать, не находит; ягод тех не ест. На краю берега вырастают тростинки. Пастух пасёт стадо, делает из тростинок дудки, те начинают петь: «Тихонечко, старший брат, тихонечко». Злая старшая сестра убила (меня), под берег похоронила, из-за ягод убила, из-за ягод прикончила!» Пастух от неожиданности перестаёт играть. Зовёт товарища, играет при нём. Дудки поют то же самое. Пастухи приходят в село, начинают рассказывать, играть, народ слушает. Отец слышит, понимает, что дочь убила её старшая сестра, рассказывает матери. Они бранят старшую дочь, велят показать, где она убила и похоронила младшую. Убитую девушку выкапывают, она уже почернела. Отец и мать говорят дочери, что похоронят её вместо убитой. Она просит мать не хоронить её]: 82-84; Цыганкин 1963 (эрзя; с. Паракино Большеберезниковского р-на Республика Мордовия) [Муж с женой. У них три дочери, младшая самая умная и красивая. Старшие завидуют красоте младшей, Маши. Муж и жена посылают дочерей в лес за земляникой: кто раньше всех наполнит свою корзинку, ту выдадут замуж. М. быстрее всех наполняет земляникой корзину. Старшие сёстры отнимают у М. ягоды, убивают её, хоронят, машину землянику делят пополам. Дома говорят, что у М. ещё не наполнены корзинки, она осталась собирать землянику. На том месте, где похоронили М., вырастает красивая ива. По этим местам едут три брата, срубают веточку, делают дудочку. Когда дуют в неё, слышится чистый голос: «Ой, браток, братишка, не трогай ты меня, не трогай ты меня, у меня очень болит голова». Братья удивляются, через некоторое время подходят к селу, останавливаются около того дома, где жила М., начинают играть. Сёстры слышат песню, вырывают у братьев дудочку, бросают в печь. Дудочка не сгорает, превращается в воробышка, улетает в трубу, падает в колодец. Мать М. слышит песню, видит, как братья бросаются к колодцу. Мать подходит к колодцу и поёт: «Чернявая, чернявая, побелела или нет?». Девушка из колодца отвечает: «Только головушка моя побелела». Мать уходит. Голос матери слышит медведь, приходит к колодцу, поёт грубым голосом: «Чернявая, чернявая, побелела или нет?». «Уйди, бестолковый медведь», – отвечает Маша. Приходит мать и снова спрашивает Машу. Мать и медведь приходят несколько раз – обмануть Машу не удаётся. Наконец, когда Маша белеет совсем, мать вытаскивает её из колодца. Через несколько дней справляют свадьбу: выдают замуж Машу за одного из братьев, которые сделали дудочку, старших сестёр выгоняют из дому]: 101-104; Шахматов 1910 (Сухой Карбулак Саратовского у.): 334-336 [Старик и старуха, у них две дочери. Мать посылает дочерей в лес по ягоды, сказав им, что чей кузовок прежде наполнится, ту она отдаст замуж. Прежде наполняется кузовок младшей девушки. Это не нравится старшей. Она убивает сестру, бросает в волчью яму. Из тела девушки вырастает высокая и прямая берёза. Скрипичный мастер проходит мимо, говорит, что эта берёза хороша на скрипки. Начинает её рубить. Берёзка поет: «Ох, братец, тихонько, ох, братец, легонько, и так болит головка моя, убила меня сука сестрёнка, бросила меня в волчью яму. Я родилась белой берёзкой, берёзовые ветки – мои руки, березовые почки – мои пальцы». Скрипичный мастер срубает берёзу, кладёт в телегу, въезжает в село на ночлег, попадает на квартиру к отцу девушки. Говорит отцу девушки, что привёз березу, которая говорит по-человечьи. Выходит отец, начинает рассматривать берёзку, та поёт, называет его батюшкой. Мужик входит в избу, говорит жене, что берёза говорит по-человечьи. Выходит мать, начинает рассматривать берёзку, та поёт, называет матушкой. Мать входит в избу, рассказывает дочери. Выходит дочь, начинает рассматривать берёзку, та поёт: «Сука сестрица, тихонько, сука сестрица легонько, так головка моя болит. Как ты меня убила, бросила в волчью яму, я родилась белой берёзой, березовые ветки – мои руки, березовые почки – мои пальцы!» Берут берёзу, решают её сжечь. Бросают в печь, она загорается. Из берёзы вылетает голубка, садится на брус, начинает петь: «Сука сестрица моя меня убила» (и т. д.). Спев песню, улетает]: 334-336; Paasonen 1941 (эрзя) [отец сплел корзины, послал троих дочерей за ягодами, кто первая соберет, ту выдаст замуж; младшая собрала первой, старшая из зависти ее убила, бросила в нору сурка; там выросла береза; охотник сделал из нее скрипку, на празднике стал играть, скрипка стала петь, рассказывая, что было; старшая сестра ее сломала, бросила в печь; уголек выскочил, упал в сундук, оттуда вышла возродившаяся девушка; старшую дочь отец привязал к хвосту семилетнего жеребца, тот побежал, у нее оторвались руки и ноги]: 258-260; мари [одна дочь просит отца привезти ей с базара ботинки, другая яблок, третья кузовок для земляники; когда сестры пошли за ягодами, она набрала раньше всех; сестры ее убили и зарыли под вязом; на могиле вырос пикан (дикий щавель {конский?}); возчики леса сделали из него дудку, та играет сама: две сестры меня убили, под вязом закопали, яблоками поминали, так меня похоронили, и я выросла пиканом; возчики приходят в дом убитой; дудка поет ту же песню, в конце, «ой, батюшка, поиграй»; затем «ой, матушка»; мать бросила дудку, из нее возникла живая младшая дочь]: Тудоровская, Эман 1945: 78-79.