Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K80a1. В лес за ягодами. (.28.31.32.)

Тому, кто соберет больше ягод, обещана награда. Антагонист присваивает собранное героем или героиней (и убивает его или ее).

Русские (Воронежская), украинцы (Галиция, Гродненская, Подолия, Черниговская, Полтавская), эстонцы (Лудза), мордва.

Средняя Европа. Русские: Кретов 1977, № 28 (Воронежская, 1966, село Нижний Икорец Лискинского района) [Мать не знает, которой из трех дочерей отдать перстень. Посылает их собирать ягоды, хочет отдать перстень той, которая соберет больше всех, она знает, что это будет самая умная дочь, Маша. Сестры видят, что у Маши больше ягод, душат ее и закапывают в лесу, матери говорят, что она ушла раньше. Родители не могут найти дочь. Сестры носят перстень по очереди. Следующей зимой дедушка срезает в лесу дудочку, она поет человеческим голосом о том, как 2 сестры убили третью за ягоды и перстень. Он заходит в дом Маши и предлагает сестрам, матери и отцу сыграть на дудочке, песня всякий раз обращается к тому, кто играет. Дедушка показывает, где закопана Машенька (место, где «срезал дудочку»). Ее хоронят в могилу, дочерей отец привязывает к хвостам лошадей и отпускает их в поле]; 28а (Воронежская, 1964, с. Каменно-Верховка Новоусманского района) [Мать не знает, какой из дочерей отдать золотое кольцо. Обещает отдать той, которая соберет больше земляники. Старшие дочери видят, что младшая набрала больше, договариваются убить ее. Закапывают, мажут ее платье кровью и приносят родителям, говорят, что сестру разорвали волки, а сами они едва убежали. Их маленький брат идет в лес, делает из высокой лозинки дудочку, она поет о том, как сестры убили младшую сестру. Приносит дудочку домой, на ней играет мать, узнает правду. Отец привязывает дочерей к хвостам лошадей и отпускает], 28b (Воронежская, 1968, с. Воронцовка Павловского района) [Внуки Олена и Ивашка отправляются в лес за ягодами. Олена ест ягоды, Ивашко собирает. Она ищет у него в голове, он засыпает и она убивает его. Приносит домой его лукошко, говорит, что брат заблудился в лесу. По лесу едут купцы и делают дудочку, она поет о том, что произошло с братцем Ивашкой. Купцы останавливаются в деревне у бабушки и дедушки Олены и Ивашки, те пробуют сыграть на дудочке, понимают, что это Ивашка, ругают Олену], 28d (Воронежская, 1968, с. Воронцовка Павловского района) [(1968, с. Воронцовка Павловского района)], 28г (Воронежская, 1969, с. Красовка Грибановского района) [Отец собирается ехать в город и обещает взять с собой того, кто соберет больше ягод. Три сестры и младший брат Ванюша идут в лес, он собирает больше всех. Старшая сестра уговаривает среднюю убить Ванюшу, младшая не соглашается, но они угрожают убить и ее. Дома говорят, что брат заблудился, младшая сестра плачет. Пастух делает из тростника, выросшего на могилке мальчика дудочку, та поет о том, как сестры убивали брата («Старая сестра душила, Средняя руки держала, А меньшая плакала, Мои кудри гладила»). Отец слышит, сам берет дудочку, понимает, что произошло. Дома он дерет двух старших дочерей и выгоняет из дома]: 45-46, 46-47, 47-48, 48, 48-49; Барышникова 2007, № 3 [три дочери хотят получить золотое кольцо матери, но она хочет отдать любимой младшей Дуне; мать боится ссоры в семье, обещает отдать кольцо той, которая принесет больше ягод; Дуня идет отдельно и набирает больше ягод, старшие сестры убивают ее, кольцо решают носить по очереди; сестры говорят матери, что Дуня раньше ушла из леса, мать горюет; проходит 5 лет; на бугорке в лесу пастух находит былинку, делает из нее дудочку, которая сама поет о том, как 2 сестры убили младшую из-за перстня; он приходит в деревню и играет, на дудочке просят поиграть соседка, отец, мать и старшая сестра, песня каждый раз обращается к тому, в чьих руках оказывается дудочка, голос обвиняет сестер в убийстве; они не признаются; пастух показывает место, где срезал былинку, бугор раскапывают и находят «не сопревшую» Дуню]: 56-59; украинцы (г. Дрогичин Кобринского у. Гродненской губ.) [Три брата, два умных, а третий глупый. Отец спрашивает, кого из них первым женить. Все вызываются. Отец велит им пойти в лес и кто быстрее насобирает ягод, того он женит первым. Они собирают, не разгибаясь, но дурак уже насобирал и хочет идти домой. Умные завидуют дураку, убивают его, воткнув в сердце нож, зарывают его в землю, присыпают песком, вместо креста втыкают в головах черешню и идут домой. По той дороге едет пан, видит черешню и решает срубить её и сделать из неё дудочку. Идёт, играет, дудочка говорит: «Не играй, паночек, не играй, моё сердечко не трогай, меня братья убили, нож в сердечко вбили, черепочком глаза накрыли, черешню вместо креста воткнули и песочком засыпали». Пан удивляется, дудочка всё просит его, чтобы он не играл. Он приезжает в то село, где живут братья и отец дурака, его застаёт ночь, он входит во двор дуракова отца и просится, чтобы его пустили в избу переночевать. Его пускают на ночь, он выпрягает коня, входит в избу и рассказывает хозяину о дудочке, предлагает сыграть. Дудочка называет того батюшкой. Играет мать. Дудочка называет её матушкой. Дают сыновьям. Дудочка говорит: «Не играй, братик, не играй, моё сердечко не трогай, вы же меня убили, нож в сердечко вбили, черепочком глаза накрыли, черешню вместо креста воткнули и песочком засыпали». Тогда все узнают, что умные убили дурака, идут к могиле, отгребают песок и убеждаются, что всё было так, как говорит дудочка. Братьев забирают в канцелярию, увозят в тюрьму]: Чубинский, 1878,  144: 473-475; украинцы (Подолия) [Две дочери, у деда одна, у бабы другая. Они идут в лес за черешнями. Дедова то, что насобирает, складывает, бабина то, что насобирает, сразу ест. Выходят за лес. Бабина дочь предлагает прилечь и немного отдохнуть. Дедова засыпает, бабина берёт нож, втыкает ей в сердце, берёт ягоды и снимает с неё перстень, её засыпает листьями. Овчар рано выгоняет овец туда пасть, делает там дудочку. Играет, она говорит: «Играй, овчар, играй! Моё сердце ножиком не режь! Мне сестричка это сделала, в моё сердечко нож воткнула, за кружечку ягодочек, за золотой перстенёчек, что кавалер дал». Овчар пригоняет овец домой, спрашивает у деда, где его дочь. Дед отвечает, что пошла за ягодами и невесть-где пропала. Овчар сообщает, что пас овцы и играл на дудку, а она к нему говорила. Дед берёт бабину дочь и бабу, идут в лес. Начинает играть в дудку, дудка говорит: «Играй, батюшка, играй! Моё сердце ножиком не режь!». Её достают, везут домой, хоронят. Для бабиной дочери дают быстрого коня, который никогда во дворе не бывал, никогда солнца не видал и никогда голоса не слышал. Привязывают её к хвосту и пускают в свет. Он с ней бежит. И те горы и долины, что есть в мире, - это она такие повыбивала. Потому что где ударила головой, там долинка а где задом, там холмок]: Левченко 1928: 494-495; украинцы (Доброгостов, Дрогобичский уезд, Галиция) [Дед и баба, у них две дочери: у деда своя от первой жены, у бабы своя от первого мужа. Эти дочери идут как-то в лес за ягодами. Дедова дочь собирала ягоды в коробочку, а бабина в рот. Возвращаются уже домой, у дедовой полна коробочка ягод, у бабиной ничего. Тогда бабина дочь предлагает сестре немного отдохнуть. Ложатся на траву, дедова дочь засыпает, бабина дочь её режет. Забирает себе коробочку с ягодами, а её закапывает в землю, сажает на могилке веточку калины. Дома дед спрашивает, где же его дочурка. Та говорит, что не знает, где-то осталась позади. Через лес идут два парня. Садятся отдохнуть. Смотрят, а там красивая калина зацвела, они срезают прутик, строгают из него свирель и играют. Свирель молвит: «Ой, помалу-малу, козак, играй, не порань меня в сердечко вконец! Было нас две девочки, пошли по ягодки, одна другую невзлюбила, нож в сердце воткнула!» Парни берут свирель, идут дальше, заходят на ночь к отцу той девушки. Там снова парень начинает играть, свирель приговаривает. Старый отец слышит это, просит, чтобы ему позволили поиграть. Свирель поёт и ему, называя его папулечкой. Старик говорит бабиной дочери, что это она зарезала его доченьку. Та прячется на печь в угол, не хочет слезать, баба кричит на деда, что тот старый дурак и говорит глупости. Дед говорит, что если не она зарезала, то пусть сама заиграет на свирели, может, она ей скажет. Парни стаскивают девушку с печи, она вынуждена играть. Свирель: «Ой, помалу-малу, сестричка, играй, не порань меня в сердечко вконец! Было нас две девочки, пошли по ягодки, ты меня невзлюбила, нож в сердце воткнула!» Тогда ту девушку берут и привязывают к конскому хвосту, конь разносит её насмерть]: Яворский 1915: 235-236; украинцы (Записано художником Львом Жемчужниковым в с.  Линовица Пирятинского у. Полтавской губ.) [Жили-были дед и баба, у деда дочь и у бабы дочь. Пошли они в дубраву за ягодами. Дедова дочь собирает и собирает, насобирала полную миску, а бабина, что возьмёт ягоду, то и съест. Дедова дочь предложила сестре пойти домой и поделиться. Идут по дороге. Бабина дочь предлагает сестре прилечь отдохнуть. Легли. Дедова дочь, устав, засыпает, бабина берёт нож, втыкает ей в сердце, выкапывает яму и хоронит её. Идёт домой и хвалится, сколько ягод она собрала. Дед спрашивает, где она подевала его дочь. Та отвечает, что она идёт позади. Идут чумаки (торговцы, привозящие соль) и решают отдохнуть. Видят над дорогой могилу, а на ней красивую калину. Вырезают из неё свирель. Один чумак стал играть, а свирель говорит: Ой помалу, малу, чумачок, играй, да не порази моё сердечко вконец, меня сестрица со свету свела – нож в сердечко воткнула. Другие говорят, что это нечто значит, если калиновая свирель так говорит. Приходят в село и попадают на того деда. Просятся переночевать, а за это расскажут, что с ними произошло. Когда входят в дом, один просит другого заиграть. Свирель рассказывает. Дед удивляется, что за свирель такая, что играет настолько красиво, что аж плакать хочется. Просит поиграть. Свирель обращается к нему как к батюшке. Баба с печи просит поиграть. Свирель обращается к ней как к матушке. Бабина дочь сидит в углу на печи, испугалась, что узнают. Дед велит подать ей, чтобы она заиграла. Свирель поёт: Ой помалу, малу, душегубка, играй, да не порази моё сердечко вконец, ты ж меня, сестрица, со свету свела – нож в сердечко воткнула. Все узнают, что случилось. По дедовой дочери ставят поминальный обед, а бабину привязывают к конскому хвосту и разносят по полю]: Кулиш 1957b: 20-23; украинцы (с. Лученки Лохвицкого р-на Полтавской обл.) [Дед и баба, у деда дочь и у бабы дочь. Их посылают в лес за ягодами. Дедова дочь рвёт и в корзинку складывает, а бабина только ест. Нарвали, стали идти домой. По дороге бабина дочь предлагает отдохнуть. Садятся в лесу под калиной. Бабина дочь убивает свою сестру, воткнув нож в сердечко, и забирает корзину. Приходит домой с полной корзиной ягод. Дед спрашивает, где его дочь. Бабина дочка говорит, что она осталась в лесу. Уже вечер, а дедовой дочери нет. Вечером едут чумаки. Видят куст калины, а под ним холмик земли. Вырезают себе свирель из веточки калины. Играют, свирель поёт человеческим голосом: «Ой помалу-малу, чумачок, играй, да не порази моё сердечко вконец. Меня сестричка со свету сгубила, нож в сердце воткнула». Чумаки приезжают в село. Везде темно, в одном доме светится. Они решают попроситься переночевать, стучатся. Дед радуется, думает, что вернулась дочь. Чумаки просят пустить переночевать, обещают нечто рассказать. Входят в дом. Чумак даёт деду свирель, чтобы тот заиграл, дед играет, свирель «Ой помалу-малу, батюшка, играй, да не порази моё сердечко вконец. Меня сестричка со свету сгубила, нож в сердце воткнула». Дед даёт бабе. Свирель поёт ей: «Ой помалу-малу, матушка, играй, да не порази моё сердечко вконец. Ваша дочь меня со свету сгубила, нож в сердце воткнула». Дед велит подать той, что на печи сидит: «Ой помалу-малу, сестричка, играй, да не порази моё сердечко вконец. Ты ж меня со свету сгубила, нож в сердце воткнула». Бабина дочь слезает с печи, рассказывает правду. Дед выгоняет её из дому, в чём была, угощает чумаков, благодарит за то, что раскрыли правду]: Зінчук 2010: 40-41; украинцы. Плоское Нежинского у. Черниговской губ.) [У одного человека дочь и сын. Отец посылает их в лес за ягодами. Они набрали ягод и идут домой. Сестра брату говорит, дать ей немножко, а то она мало набрала, поэтому отец будет её бить. Брат отвечает, что и его будет бить. Сестра требует дать, а то зарежет его. Взяла нож и зарезала, выгребла яму и забросала. На той ямке вырастает дудочка. Едут чумаки, срезают дудочку и начинают играть. Дудочка играет: Ой, играй, чумачок, играй, не порази моё сердечко вконец: у меня сердечко горько болит, в моём сердечке острый ножик торчит. Они все играют, она им всем так поёт. Они доезжают к какому-то домику, заходят в него и дают поиграть живущему там человеку. Дудочка называет его батюшкой. Так узнают, что сестра зарезала брата. Выводят её в поле и убивают выстрелом]: Малинка, № 21: 289.

Балтоскандия. Эстонцы (Лудза, ныне ассимилированный эстонский анклав в Латвии) [мать послала трех дочерей за ягодами; лишь младшая собирала усердно и мать ее похвалила; на третий раз завистливые сестры убили ее, сказали, что волк съел; брат пошел в лес сделать кантеле; береза просит его срезать ее для этого; знающий (tark) объясняет, что береза – его сестра; велит сперва играть самому, затем дать отцу, матери, старшей и средней сестрам; затем хватай кантеле и не выпускай; оно превратится в змею, ящерицу, волка, медведя и во все прочее; когда превратится в веретено, сломай, половину положи под подушку, другую в ногах и ложись спать; каждый раз кантеле поет, что завистливые сестры ее убили; утром живая сестра сидит на кровати; старших сестер привязали к хвосту коня]: Kallas 1900: 357-359 в Haavio 1952: 154-155.

Волга - Пермь. Мордва (Сухой Карбулак Саратовского у.): 334-336 [Старик и старуха, у них две дочери. Мать посылает дочерей в лес по ягоды, сказав им, что чей кузовок прежде наполнится, ту она отдаст замуж. Прежде наполняется кузовок младшей девушки. Это не нравится старшей. Она убивает сестру, бросает в волчью яму. Из тела девушки вырастает высокая и прямая берёза. Скрипичный мастер проходит мимо, говорит, что эта берёза хороша на скрипки. Начинает её рубить. Берёзка поет: «Ох, братец, тихонько, ох, братец, легонько, и так болит головка моя, убила меня сука сестрёнка, бросила меня в волчью яму. Я родилась белой берёзкой, берёзовые ветки – мои руки, березовые почки – мои пальцы». Скрипичный мастер срубает берёзу, кладёт в телегу, въезжает в село на ночлег, попадает на квартиру к отцу девушки. Говорит отцу девушки, что привёз березу, которая говорит по-человечьи. Выходит отец, начинает рассматривать берёзку, та поёт, называет его батюшкой. Мужик входит в избу, говорит жене, что берёза говорит по-человечьи. Выходит мать, начинает рассматривать берёзку, та поёт, называет матушкой. Мать входит в избу, рассказывает дочери. Выходит дочь, начинает рассматривать берёзку, та поёт: «Сука сестрица, тихонько, сука сестрица легонько, так головка моя болит. Как ты меня убила, бросила в волчью яму, я родилась белой берёзой, березовые ветки – мои руки, березовые почки – мои пальцы!» Берут берёзу, решают её сжечь. Бросают в печь, она загорается. Из берёзы вылетает голубка, садится на брус, начинает петь: «Сука сестрица моя меня убила» (и т. д.). Спев песню, улетает]: Шахматов 1910: 334-336; Paasonen 1941 (эрзя) [отец сплел корзины, послал троих дочерей за ягодами, кто первая соберет, ту выдаст замуж; младшая собрала первой, старшая из зависти ее убила, бросила в нору сурка; там выросла береза; охотник сделал из нее скрипку, на празднике стал играть, скрипка стала петь, рассказывая, что было; старшая сестра ее сломала, бросила в печь; уголек выскочил, упал в сундук, оттуда вышла возродившаяся девушка; старшую дочь отец привязал к хвосту семилетнего жеребца, тот побежал, у нее оторвались руки и ноги]: 258-260.