Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K76D. Сын-еж, ATU 441. .16.27.28.31.

Сын или приемыш супругов - еж. Он женится на царевне, превращается в красавца.

Немцы, фрамандцы, хорваты, словенцы, чехи, словаки, поляки, латыши, литовцы, эстонцы, шведы.

Западная Европа. Немцы [бездетный крестьянин мечтает, чтобы родился сын – пусть хоть еж; рождается сын, от головы до пояса – еж; его положили за печку; через 8 лет отец едет на ярмарку, спрашивает, что кому купить; сын просит волынку; получив волынку, Ганс-Еж просит подковать его петуха, уезжает, взяв с собой свиней и ослов; развел в лесу большое стадо; сам сидел с петухом на дереве и играл на волынке; король заблудился; Г. обещает показать дорогу, если король пообещает ему то, что встретимся дома первым; навстречу выбежала дочь; король дал расписку, но написал в ней, что ничего не должен; то же с другим королем, но тот вправду пообещал и дочь короля согласилась; Г. вернулся к отцу, приведя множество свиней, пусть люди их режут; попросил отца еще раз подковать петуха; Г. приехал к первому королю, тот велел стрелять в того, кто приедет на петухе, но Г. забрал принцессу; исколол ее иголками и прогнал за неверность; когда приехал ко второму королю, тот отдал дочь, а Г. бросил свою ежовую шкуру в огонь и стал красавцем; получил королевство; взял к себе своего отца]: Grimm, Grimm 2002, № 108: 361-364(=Гримм, Гримм 1987: 289-294); фламандцы: Uther 2004(1), № 441: 263.

Балканы. Хорваты, словенцы: Uther 2004(1), № 441: 263.

Средняя Европа. Поляки [у бездетной женщины рождается сын-еж; он сватает принцессу и младшая из королевен соглашается за него выйти либо еж посылает войско и королю приходится отдать дочь, либо он выполняет трудные задачи; ежовая кожу брошена в огонь и еж превращается в красавца]: Krzyżanowski 1962, № 441: 139: Krzyżanowski 1962, № 441: 139; чехи: Uther 2004(1), № 441: 263; словаки [есть сюжет «Янко-еж»]: Gašparíková 1991, № 441: 510; чехи: Uther 2004(1), № 441: 263.

Балтоскандия. Шведы [вариант с ежом в Швеции мало распространен, но встречается]: Liungman 1961, № 441: 103; латыши [бездетные супруги просят ребенка ростом хоть с ежика; из-за печки вылезает Еж, говорит, что он их сын; пасет свиней; король заблудился, обещает Ежу дочь, если тот его выведет из лесу; ночью жена видит снятую ежовую шубку, сжигает; Еж две недели мучается, затем превращается в принца]: Арийс 1971: 144-147; литовцы [дровосек приносит домой ежа; пока спит с женой, тот готовит, прибирает; старики усыновляют его; он просит высватать ему королевну; король велит 1) за ночь вывести весь навоз, распахать поле, собрать пшеницу, испечь хлеб; Еж все исполняет, получает жену, на ночь сбрасывает шкуру, становится красавцем; королевна сжигает шкуру, муж уходит на семь лет к морю, говорит, что королевна станет превращать в железо то, к чему прикоснется {этот мотив дальше не использован}; отец навещает Ежа, тот разрешает, чтобы жена пришла; велит ей собрать в узелок белую, а не красную пену; тянет жену через море, через огонь; учит опознать его, когда он станет одним из аистов (опустит крылья), одним из коней (в парше); ей возвращают мужа, все счастливы]: Лëбите 1965: 174-178; эстонцы [у бездетной пары рождается сын-еж; забравшись в ухо быка, пасет стадо; приезжает на петухе к отцу трех дочерей, только младшая согласна за него замуж; велит жене трижды ударить его палкой; превращается в юношу, упавшие иглы – в кусочки золота; теперь старшие сестры пожалели, что не согласились]: Normann, Lätt 1968: 72-74.