Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K89A. Где оставить сестру? .35.36.

Избавившись от опасности, девушка или юноша идет со своей сестрой или братом. Сестра или брат покалечены, отвергают ряд мест, где собираются их оставить, остаются в последнем предложенном месте. См. мотив K89.

Ненцы, энцы, нганасаны, сымские эвенки, байкальские эвенки, якуты.

Западная Сибирь. Ненцы: Головнев 2004 (Гыдан) [брат не велит сестре оставить его под лодкой, у березы, в ивняке, близ лиственниц, соглашается быть оставленным на песчаной сопке]: 248-251; энцы [младшая сестра велит не оставлять ее на опушке, на мысу, на сопке; согласна остаться в берлоге]: Сорокина, Болина 2005, № 13: 82-88; нганасаны [голова старшей сестры не хочет остаться в норе песца, волка, остается в медвежьей]: Поротова 1980: 13-19; (ср. ханты [уходя на охоту, брат велит сестре Маченкат накормить всякого, кто придет - бурундука, сороку; приходит медведица, М. бросает в нее горячую золу; та убегает по дороге, по которой ушел брат; М. идет искать брата, след делается медвежьим; находит нарту, но брата нет; М. сломала пень для костра, выскочила Лягушка, сердится, что ее дом сломала; стали жить вместе; Лягушка пытается варить гнилушки; предлагает поменяться одеждой и лыжами; на гладких лыжах Лягушки трудно идти; меняются назад; приходят в город, Лягушка говорит, что ее жених будет с золотыми подвязками, жених М. - с ременными; Колькет берет М., Кана - Лягушку, которая становится девушкой; М. с мужем идет искать брата; на кедре двое медвежат, затем превращаются в мальчиков; один говорит, что даст щепки тете, другой - что дяде; жена брата Медведица снимает медвежью шкуру, делается красавицей; у нее обожжена щека, она прощает М.]: Коптелов 1956: 175-180).

Восточная Сибирь. Сымские эвенки: Василевич 1936, № 21 (Чиромбу) [Медведь пришел к двум сестрам-Зайчихам, те насыпали ему в глаза песок, положенные в ноговицы; пришла бабушка по имени Кандика, схватилась с Медведем, велела принести стол, спустила на нем Медведя, вернулась домой; сестры-Зайчихи решили уйти; К. велит им идти по копытообразной, не по кулеобразной дороге; на развилке они стали бороться, младшая победила, поэтому пошли по кулеобразной, та закрылась со всех сторон; старшая стала хвоинкой, проскочила, младшая шишкой, застряла; старшая потянула ее, оторвала голову; положила на пень, скалу, колоду, голова каждый раз плачет; на другой скале оставила; пришла к Лягушке; пожив, пошла погостить у родни; похвасталась Лягушке, что у нее стальной наперсток; дошла до места, где осталась голова младшей сестры, она вышла замуж за бога; там олени побрякивают через дыры коряжины; старшая попросила позвонить, позвонило за облаками; старшая увела больших оленей, полученных от сестры в подарок; Лягушка принесла насекомых, олени их унесли на копытках; буря снесла дом Лягушки, она нырнула в озеро], 22 (Чиромбу) [Росомаха съела мать двух девочек-Зайцев; они насыпали ей в глаза землю, прибежали к старухе; у той все вещи двигаются и работают по ее желанию; они спрятались в котле, котел не идет; старуха бьет его, сестры смеются; старуха зовет их жить у нее; когда хотят уйти, старуха велит им идти по копытообразной, не идти по кулеобразной; старшая сестра запомнила, что по кулеобразной; они борются, старшая победила, они идут по кулеобразной; избушка окружает их в темноте; старшая стала шерстинкой, хвоинкой, проскальзывает в щель; младшая – шишкой, застревает; старшая тянет ее, отрывает голову; оставила ее на колоде, голова плачет; оставила на разломанном молнией дереве – смеется; старшая вышла за Гром, ее дети такие же как она – только головы; младшая пришла к Лягушке; та приводит оленей – это насекомые, их уносит ветер; Лягушка стала жить в воде]: 22-23, 23-24; Лукина 2004, № 3.18 [лиса съела мать двух зайчат; они залезли на крышу, попросили лису открыть рот и глаза, насыпали песок, убежали к бабушке; один прикрылся котлом, другой куженькой {?}; бабушка велит котлу и куженьке двигаться, они не двигаются; зайчата вышли; бабушка: будет две дороги, на одной следы копыт, по другой куль тащили, идти по копытной; старший решил идти по копытной, победил младшего; пришли к людоеду в землянку; он закрыл дверь; младший стал перышком и прошел в щель, старший – обрубком, застрял, лишь голова вышла; младший понес голову брата; положил ее на сваленное дерево – голова плачет; на пень – то же; у дерева, разбитого молнией – голова улыбнулась; младший пришел к лягушке; та предложила пасти оленей; он пришел туда, где оставил брата; тот живет с женой, жена дала оленей, он привел их к лягушке, отправил ее за оленями; та стала собирать тараканов, олени утащили их всех в копытах; начался ветер, он унес лягушку в болото, она стала лягушкой]: 75-77; эвенки Прибайкалья: Василевич 1936, № 9 (Прибайкалье) [две сестры находят люльку с ребенком, приносят домой; оставшись один, ребенок выходит из люльки, делается чудовищем; затем возвращается в люльку; сестры бросают его в кипящий котел, убегают; он гонится за ними; они бросают платок, гребень превращающиеся в море, чащу; преследователь кричит, Мать, где поварешка, выпивает море, срубает лес; они бросают напильник, но он падает впереди них; младшая становится шерстинкой, старшая муравьем, лезут в щель в скале; чудовище тянет младшую, старшая ее держит, младшая разорвана пополам; заднюю часть чудовище съедает, переднюю старшая сестра несет с собой; пытается оставить ее на пне, на дереве, но сестра плачет; когда оставляет на кочке, смеется; Лягушка берет ее в жены]: 179-180 (=Воскобойников 1967, № 13: 43-45); Титов 1936, № 9 и 10 (с. Карама) [(№ 9: 179-180); две девки пошли по ягоды, вернулись - в зыбке ребеночек; поет, что если бы добрая баба его взяла, он стал бы ей добрый муж, если бы муж взял, стал бы ему доброй бабой; девки договорились вслух говорить, что ребенок красив, передать его через кипящий котел с кашей, сунуть в котел; убежали; чудовище догоняет; старшая бросила платок - море (чудовище сбегало за лодкой, переплыло); гребень - чаща (чудовище за саблей, прорубило); брусок, он упал впереди (гора); младшая стала шерстинкой, пролезла в отверстие, старшая - муравьем, ее зад застрял; младшая стала тянуть, но чудовище съело зад, младшая вернулась домой одна; (далее № 10: 180-181, от другого информанта); младшая потащила старшую, оставила; та плачет; потащила опять, оставила, та смеется; пошла одна, оборка развязалась, она встала ногой на палку завязать, выскочила Лягушка, велела идти к ней в юрту, накормила, спрятала; велела сшить напульник (?) для своего мужа; муж удивился, та никогда не шила; на следующий день Лягушка велит шить кисет; муж спрятался, застал девушку, стал с ней жить; Лягушке велел налить в кожу кровь, завернуться; той сперва тепло, а ночью замерзла насмерть; они убили лягушкиных оленей; младшая сестра пошла туда, где оставила старшую; там изба, в ней сестра без зада, дала младшей множество оленей, она привела их мужу]: 179-181; Торгонов 2002 (баунтовские эвенки) [три девушки собирали ягоды; у них в чуме не было еды, они голодали; однажды, вернувшись из леса, обнаружили в люльке ребенка; в чуме стала появляться еда; девушки решили втайне понаблюдать, кто им ее приносит; увидели, что ребенок поднимается из люльки, превращается в медведя и испражняется рыбой; девушки решили его убить, надев ему на голову кипящий котел; перед смертью ребенок-медведь закричал, что оленные люди отныне будут иметь посуду, наконечники для стрел, скребки, украшения, одежду и пр., сделанные из его шкуры, костей и когтей]: 119-120; якуты: Виташевский 1914, II.1 [голова старшей сестры не хочет быть оставленной на лиственнице, на березе; рада остаться на дереве, разбитом молнией]: 456-458, 459-458.