Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K92B. Люблю как соль, ATU 923. .14.-.17.22.23.27.-.31.

Дочь отвечает отцу (редко – брату), что любит его как соль (либо что соль важнее его и т.п.). Он прогоняет дочь (сердится на сестру), но затем убеждается в ее правоте.

Берберы Марокко, арабы Египта, испанцы, португальцы, каталонцы, баски, итальянцы, корсиканцы, сардинцы, ладины, мальтийцы, англичане, ирландцы, фризы, фламандцы, французы, немцы, Ливан, Кувейт, Катар, Йемен, бирманцы, панджабцы, восток Северной Индии (хинди), болгары, греки, венгры, румыны, чехи, поляки, словаки, русские (Воронежская), украинцы, (Закарпатье), белорусы, лаки, азербайджанцы, турки, курды, персы, латыши, литовцы, финны, шведы, исландцы, (японцы?).

Северная Африка. Берберы юга Марокко [царь спрашивает трех дочерей, как они его любят; старшая: как золото; средняя: как алмаз; младшая: как соль; царь ее изгоняет; она нанялась к другому царю на кужню; первый царь пришел к тому в гости; ему подали приготовленную служанкой еду, которую та не посолила; дочь с отцом встретились, помирились]: Stumme 1894, № 1: 393-394; арабы Египта: El-Shamy 2004, № 923: 603.

Южная Европа. Баски: Barandiaran 1962a, № 11 [две старшие дочери отвечают королю, что он важнее соли, младшая – что соль важнее; король велит отвести дочь в горы, принести ему ее глаза и сердце; слуги приносят глаза и сердце собаки; она нанимается служанкой; Св. Дева дает ей соль, надо бросать крупинки в очаг, пусть все думают, что у нее вши; дает орех, в нем платье; она дважды идет на прездник к королю; тот провожает ее, засыпает; второй раз дает кольцо; это кольцо она запекает в хлеб; он его узнает, женится; на свадьбу приглашен и отец девушки; ему дают пищу без соли; дочь объясняет, в чем дело; отца хватил удар и он умер; дочь и молодой король счастливы], 11 (вариант) [то же, короче]: 50-56, 56-57; Webster 1879 [король спрашивает трех дочерей, как они его любят; старшая: как свой мизинец, средняя: как свой средний палец, младшая: как хлеб соль; отец велит двум слугам отвести младшую в лес и убить; слуги приносят отцу сердце лошади; птицы и пчелы приносят девушки для еды растения и цветы; ее находит принц, привозит к себе, женится; на свадьбе она подает пришедшему отцу хлеб без соли; все разъясняется, ее сестры остаются старыми девами]: 165; итальянцы (Болонья) [король спрашивает дочерей, как они его любят; старшая отвечает, что как хлеб, средняя – как вино, младшая красивая и добрая – как соль; король велит убить ее в лесу, но его жена прячет дочь в серебряный подсвечник и велит слуге продать; принц покупает его; каждый вечер оказывается, что еда кем-то съедена; он прячется, застает девушку, говорит, что женится на подсвечнике; в церкви из него выходит красавица; на пиру ее отцу подают кушанья без соли; ему стыдно]: Котрелев 1991: 53-56; испанцы, португальцы, каталонцы, корсиканцы, сардинцы, ладины, мальтийцы: Uther 2004(1), № 923: 555-556.

Западная Европа. Англичане [богатый человек спрашивает трех дочерей, как они его любят; младшая отвечает - как мясо любит соль; отец ее прогнал; она сплела себе накидку и шапку из тростника, нанялась служанкой; тайком неузнанной приходит на бал, сын хозяев в нее влюбился; она уходит раньше других, так трижды; сын хозяев от горя заболел; Тростниковая Шапка предлагает поварихе сварить ему кашу, бросает в нее данное им ей кольцо; на свадьбе невеста велит поварихе не класть в еду соль; отец девушки раскаивается, она открывается ему; все довольны]: Харитонов 2008: 234-237; фризы, фламандцы, немцы: Uther 2004(1), № 923: 555-556.

Передняя Азия. Кувейт, Катар, Йемен: El-Shamy 2004, № 923: 603.

Бирма. Бирманцы [король спрашивает троих сыновей, какое яство самое лучшее; старший отвечает, что мед и жир, средний, что те, которые готовит повар отца, младший, что соль; отец изгоняет его; он приходит к старушке; после смерти местного короля серебряная цапля садится ему на голову, он избран королем; приглашает в гости отца, подает несоленые блюда; все разъяснилось]: Касевич, Осипов 1976, № 93: 252-256.

Южная Азия. Восток Северной Индии (хинди) [царь спрашивает семерых дочерей, как они его любят; старшие говорят, что как сладости, младшая – как соль; царь велит посадить дочь в паланкин и оставить в лесу; утром она пришла ко дворцу, он пуст; на ложе принц, его тело утыкано иголками; принцесса остается сидеть у постели, вынимая иглы; входит человек, продает ей рабыню; когда осталось вынуть иглы из глаз, принцесса идет мыться, а рабыня сама вынимает последние иглы; принц очнулся, взял рабыню в жены, а принцессу считает служанкой; принц спрашивает, что привезти из поездки; жена просит одежду и украшения, мнимая служанка – солнечную шкатулку (sun-jewel box, такие только у фей); во сне принц видит факира, который спит и бодрствует по 12 лет; явившись за неделю до того, как факир проснется, принц очищает спящего от листьев и мусора; факир доволен, согласен принести шкатулку, достает ее со дна колодца, где фея велит, чтобы шкатулку открыла лишь та, кто ее попросила – ночью, одна; в ней 7 кукол и флейта; принцесса играет на флейте, куклы превращаются в фей, ставят шатер, моют и украшают принцессу, просят не плакать – все кончится хорошо; шатер видит лесоруб, затем еще раз; сообщает принцу, все разъясняется; принцесса не наказывает служанку, посылает за своими родителями; отец признает правоту дочери и необходимость соли]: Stokes 1879, № 23: 164-172.

Балканы. Румыны [царь спрашивает трех дочерей, как они его любят; старшая отвечает, что как мед, средняя – как сахар, младшая – как соль; царь в гневе ее выгоняет; та приходит к другому царю, нанимается помощницей ключницы, затем становится служанкой царицы; царевич женится на ней; на свадьбе отец мнимой служанки возмущен, что все поданные ему блюда без соли, а с медом и сахаром; дочь все объясняет, мирится с отцом]: Садецкий 1973: 221-228; греки [царь спрашивает дочерей, как они его любят; старшие отвечают, что как хлеб, вино, масло, младшая – что как соль; он ее прогоняет; далее сюжет ATU 510B, «Ослиная шкура»]: Megas 2012: 177; венгры: Uther 2004(1), № 923: 555-556.

Средняя Европа. Чехи [король решает сделать наследницей ту из трех дочерей, которая его больше любит; старшая: люблю как золото; средняя: как девичий венок; младшая Марушка: как соль; король выгнал ее; пусть станет королевой, если наступит время, когда люди станут ценить соль выше золота и драгоценных камней; М. пришла в лес, старушка предложила у нее работать; научила прясть, ткать, пасти и доит овец; между тем король стал раскаиваться; во дворце кончилась соль, люди и животные страдают; старушка послала М. во дворец с мешком соли; королю стыдно, он передал корону М.; гномы приглашают ее в подземелье, она приносит отцу розу из соли]: Němcová 1990: 66-76; поляки, словаки: Uther 2004(1), № 923: 555-556; русские (Воронежская), украинцы (Закарпатье), белорусы [Как соль: младшая из трех дочерей царя говорит, что любит царя как соль; обиженный царь прогоняет ее, но убеждается затем, что слова ее – не насмешка]: СУС 1979, № 923: 235.

Кавказ – Малая Азия. Лаки [старшая дочь отвечает шаху, что любит его как мед, средняя – как сахар, младшая – как соль; он обижается, выдает младшую без приданого; в гостях у старших дочерей все пресно, у младшей – вкусно, шах возвращает ей свою любовь]: Капиева 1991: 273-274; азербайджанцы [младшая дочь падишаха отвечает ему, что любит его как соль]: Набиев 1988: 86-94; турки [падишах спрашивает троих дочерей, как они его любят; дервиш во сне велит младшей сказать, что та его любит как соль; падишах велит убить дочь; палач ее отпускает, мажет ее рубашку кровью птицы; девушка приходит в бедный дом; старушка говорит ей, что ее сын Мехмед уже 10 лет лежит; он лодырь, девушка гонит его на базар; М. отправляется с купцами; каждый год в плату за воду в колодец отпускают человека; дервиш говорит, что делать; в колодце арап с одной губой на земле, другой на небе спрашивает, кто М. больше нравится, девушка или жаба; М. отвечает, что жаба; арап дает ему три граната, пускает воду; М. приносит гранаты домой, в них драгоценные камни; падишах под видом дервиша отправляется путешествовать; девушка узнает отца, велит не солить еду, падишах плачет, все счастливы]: Стеблева 1986, № 38: 153-160; курды [брат спрашивает сестру, как она его любит; сестра: как соль; брат обиделся; сестра поставила на стол несоленые блюда и лишь хашиль посолила; брат: лишь хашиль был хорош; сестра объяснила, почему]: Джалил и др. 1989, № 95: 401.

Иран – Средняя Азия. Персы (1 запись, Маркази) [младшая из трех дочерей отвечает отцу, что любит его как соль; он ее изгоняет; она находит волшебный кошель, дух которого исполняет желания; зовет в гости отца, подав еду несоленой; все разъясняется]: Marzolph 1984, № 923: 171.

Балтоскандия. Латыши [король больше других любит младшую дочь; велит каждой сделать ему дорогой подарок; старшая дарит золотой скипетр, средняя - расшитую рубашку, младшая – соль; король ее выгоняет, она нанимается к другому королю в поварихи; ее отец приходит к тому в гости, повариха подает его любимое блюдо, но без соли; тот возмущен, все разъясняется, король просит у дочери прощения]: Арайс 1968: 37-38; литовцы, финны, шведы, исландцы: Uther 2004(1), № 923: 555-556.