Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K87A. Похищенный мальчик. .43.49.55.59.62.68.

Лесная женщина получает или похищает маленького мальчика и растит его, чтобы сделать своим любовником.

Пьюджит-Саунд, верхние коквил, западные шошони, чемеуэви, юте, гуахиро, арекуна, бора, пареси.

Побережье - Плато. Пьюджит-Саунд [людоедка похищает сына Гагары; делает своим мужем; он убегает; дочь Грома убивает преследовательницу (отрезает ей голову дверью или сжигает); сама выходит за юношу]: Ballard 1929: 101-103; верхние коквил [пока женщина собирает ягоды, Кролик похищает ее маленького мальчика; он подрастает, Кролик делает ему единственную стрелу, он охотится; однажды промахивается, его стрела попадает в сумку женщины-Гризли, она ведет его к себе, делает своим мужем; предупреждает, что она ест то же, что люди, но ее 10 братьев и сестер - людоеды; двоих или троих ее мужей они убили; они пытаются напасть на юношу, жена-Гризли убивает их всех - братьев, сестер, родителей; женщина-Гремучая Змея предупреждает, что Гризли теперь убьет его; он бежит, Гремучая Змея убивает Гризли, в облике женщины становится женой юноши, приводит его к его настоящим родителям и к Кролику, делится со всеми пищей]: Jacobs 2007: 179-185.

Большой Бассейн. Западные шошони [Эхо (горный дух) просит женщину разрешить подержать ее младенца, уносит его; вытягивает ему пенис и совокупляется с ним; мальчик убегает; человек-малиновка отрезает длинный пенис; гениталии мальчика снова приобретают нормальный вид]: Smith 1993: 138-139; чемеуэви [уходя собирать семена, Горлица оставляет Песчаную Муху следить за новорожденным сыном; женщина-Ветер подражает голосу Горлицы, берет младенца из рук няньки, уносит; Горлица наказала Муху, сжав ее, теперь у той удлиненное тело; мальчик становится юношей; вынужден так часто совокупляться с женщиной-Ветром, что его пенис становится тяжелым и длинным, он не может бежать; встречает четырех девушек, своих родственниц; те делают его пенис нормальным, велят подвесить дичь высоко на дереве, бежать; стрелок из лука прячет юношу в наконечнике стрелы, выстреливает; другой прячет его в куче стрел; выскакивает с ним из пещеры; когда преследовательница вбегает в нее, закрывает вход; женщина превращается в Эхо]: Laird 1976: 158-159; юте [Женщина-горлинка оставляет дочку следить за маленьким сыном; Ведьма уносит ребенка, превращает в мужчину, делает своим мужем; брат матери Орел находит их, выманивает Ведьму из ее убежища, уносит племянника, который вновь делается младенцем; Ведьма просит Гремучую Змею ее спрятать, залезает ей в желудок; Змея уползает, сбросив шкуру; Ведьма внутри шкуры превращается в эхо]: Powell 1881: 45-47.

Северные Анды. Гуахиро [мальчика выставляют на улицу; Медведица подбирает его; хорошо кормит; берет в мужья; демоны приносят им мясо его братьев; он убивает демонов, остается с Медведицей; {Мексики до Боливии распространен европейский сюжет Хуан Осо (сын медведя). Не ясно, вытеснил ли он сходные местные мифы с мотивом K86. У гуахиро медведица (а не ягуар и т.п.) тоже может быть европейским заимствованием}]: Wilbert, Simoneau 1986(2), № 41: 588-593.

Гвиана. Арекуна [мальчик оставлен на дороге; Лис подбирает и воспитывает его; Тапириха похищает и делает своим мужем; юноша возвращается к людям, его родственники убивают Тапириху]: Koch-Grünberg 1924, № 22: 68-70.

СЗ Амазония. Бора [женщины танцуют на празднике, держа на руках младенцев; лесная Собака спрашивает каждую, какого пола ребенок; все отвечают, что это девочка, последняя, что мальчик; Собака просит дать ей его подержать, уносит; Олениха велит женщине приготовить перченый суп, добавить туда дерьмо, многоножек и пр., отнести Собаке, осушить все источники; Собака ест с удовольствием, чувствует жажду; идет искать воду, оставляет младенца своей дочери; Олениха забирает ребенка, приносит его матери; Собака думает, что Олениха спряталась в дупле, лезет туда, дерется с каким-то живущим там существом; ее дочь вытаскивает ее отрубленные ноги]: Anderson de Thiesen 1975: 55-65.

Южная Амазония. Пареси [Мать Термитов (МТ) попросила жену Uymayró дать ей ребенка на воспитание; та дает; МТ кормит его термитами, вынимая их из своего тела; хочет вырастить мальчика, чтобы сделать своим любовником; отец мальчика находит МТ, бросает в нее острый камень, уносит сына; тот был весь полон термитов, его промыли, на полу образовался термитник]: Pereira 1987, № 225: 716.