Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K102A. Отец знал, что делал. .14.17.23.29.(.30.).33.35.

Отец велит сыну убить сестру, жену или мать. Тот не выполняет приказа, а затем раскаивается в этом.

Кабилы [жена; мать], мехри [мать], джиббали [сестра], Сокотра [сестра], непальцы [жена], сингалы [сестра], конды [сестра], даргинцы [сестра], азербайджанцы [сестра], (персы [сестра]), казахи [сестра], ханты (р. Васюган) [сестра].

Северная Африка. Кабилы: Frobenius 1922a, № 2 [больной отец велит семерым сыновьям принести сердца их жен – он их съест и выздоровеет; лишь младший отказывается, уходит с женой; идя за огнем, приходит к 99 Wuarssen (дэвам), те варят в котле 99 убитых людей, предлагают снять котел с огня; юноша поднимает и опрокидывает котел, убивает дэвов, бросает в яму; приводит в дом дэвов жену, велит не заходить в одну комнату, уходит охотиться; жена заходит, видит, что один дэв лишь ранен, лечит его, сходится с ним; юноша приходит к людоедке-териэль, прикладывается к ее груди, теперь она его мать, обещает помогать; чтобы избавиться от мужа женщины дэв советует, чтобы она попросила того принести из-за моря молодильные яблоки; Т.: перед волом мясо, перед собакой солома – поменяй; рядом черный бык, он в бешенстве подбросит рогами, перелетишь через семь морей, упадешь на яблоню, сорви яблоки; на яблоне гнездо орла, дай мяса птенцам, орел принесет назад; вернувшись, юноша отдал 4 яблока Т. и 4 жене; дэв женщине: скажи мужу, что боишься, не ослабел ли, пусть даст себя связать; когда не сможет порвать путы, вылезу и убью его; он рвет все путы; Т. юноше: тебя убьют, попроси положить твои кости в мешок, погрузить на осла, он придет, я тебя оживлю; когда он вернулся к жене, та предложила связать его своими волосами, он не смог вырваться, дэв его убил и съел, но кости отправили на осле; Т. сложила кости, покрыла шерстью и шелком, поливала молоком, тело восстановилось, она оживила его молодильным яблоком; разрешила вернуться домой, когда он смог легко поднять мешок с солью и мешок с железом; он приходит под видом нищего, дэв впускает его; предложил рассказать сказку; пока тот рассказывает свою историю, дэв и жена опускаются в землю, он срубает им головы; убивает их сына-дэва; хочет вернуться к отцу, Т. дает ящик (не открывать по дороге) и негра; он открывает у дома, там прекрасная дочь Т., у ней перстень, создающий дворец; отец юноши видит его жену, хочет ее себе, обещает еврею награду за убийство своего сына; тот ведет юношу на охоту, кормит соленым мясом, дает воду в обмен на глаза, приносит их отцу юноши; тот с воинами идет взять его жену, но негр не пускает, всех убивает; юноша слышит разговор старого орла с птенцами; старый потерял перья, просит его укрыть; птенцы: вдруг наш отец поступит с нами так, как человек с сыном, который под деревом; орел: пусть юноша потрет глаза листьями дерева; юноша прозрел, птенцы прикрыли орла; юноша пришел к старухе, переоделся, отец его не узнал, обещал отдать ему свою власть старейшины, если тот один убьет негра; юноша договорился с женой, что негру привяжут кишку с кровью, кровь прольется, он упадет; свидетели: этот человек убил негра; отец передает власть сыну, не зная, кто это; перед этим спрашивает мудрецов, может ли отец жениться на невестке; 6 говорят, что да, седьмой, что нет; отец велит того убить, юноша убивает его самого, велит убить еврея и наказать 6 мудрецов]: 11-24; Dermenghem 1945 [человек уверен, что рожденный женой мальчик не от него; решает убить жену, но все медлит; когда мальчику 10 лет, а силы как у 20-летнего, человек запер жену, обещал убить вечером; сын освободил мать, ускакал с ней в горы; там убил шестерых людоедов, а их вождю шею не дорубил; бросил их в яму, велел матери туда не заглядывать; в лесу живет цериэль с козой, у той черное молоко, ибо она питается углями, опасаюсь пастись из-за хищников; юноша истребляет хищников, цериэль благодарна; мать нашла людоеда, вылечила, они договариваются убить юношу; мать делает вид, что хочет увериться в силе сына, способен ли он ее защитить; связывает ему руки, он не может разорвать путы; людоед готов его убить; юноша просит куски его тела собрать в мешок, навьючить на коня и пустить того в лес; конь пришел к цериэль, она оживила юношу; он пришел к матери под видом нищего, схватил со стены свой меч, зарубил людоеда и мать]: 69-75.

Передняя Азия. Мехри: Jahn 1902, № 7 [султан сказал пятерым сыновьям, что убьет их мать, т.к. та взяла еврея в любовники; младший сын Мухаммад предупредил мать, они ушли; огня нет, М. увидел вдали огонь, там сидели семеро, варили верблюда, велели ему разрезать мясо; он взял свою долю и огонь, но по пути дождь погасил огонь; М. вернулся, те рассердились, М. их убил, стал с матерью жить в их замке; один демон оказался живым, мать нашла его, вылечила, взяла в любовники; чтобы избавиться от М., демон предлагает послать того за оливками в сад, где львы и змеи; мать сказалась больной, ее вылечат оливки; М. встретил человека, принес ему воды, тот дал волос – если сжечь, придет на помощь; стал конем, отвез М. к саду, М. отпустил прикованного льва, взял оливки, принес матери; та послала его принести одежду; он на коне прибыл туда, где дочь султана отдана на съеденье 7-глазому, 7-рогому змею; убил змея, ломая камнями рога, выкалывая копьем глаза; голову положил на гору; султан: кто снимет голову, тот и убил змея; М. снимает, получает принцессу; снова возвращается к матери; она связывает его – посмотреть, насколько он силен; велит демону его убить; но тот боится; тогда выбрасывает из замка; караванщики его находят, освобождают; М. убивает демона, двух детей, которые родила от него мать М., саму мать выбрасывает; под видом дервиша приезжает к султану, который выдает младшую дочь; та видит, как М. прячет коня и меч; бросает в него лимон; другие дочери вышли за богатых купцов; у султана болят глаза, его вылечит молоко дикой козы; М. доит дикую козу и гиену, дает старшим зятьям молоко гиены, за это прижигает им мошонку; от молока гиены султану стало хуже, а молоко козы, принесенное М., его вылечило; М. победил напавших врагов; поранил руку, ее завязали платком; раб узнал платок; султан увидел клейма на старших зятьях; сделал М. султаном, сам стал визирем]: 21-37; Müller 1909 [две девушки не уберегли стадо от волков и их прогнали из племени; одна из них становится женой правителя той страны, куда они пришли; ее муж воспитывает сыновей, но убивает новорожденных дочерей; уезжая, правитель велит жене продолжать делать то, что делал он, но она сохранила дочь, отдав сестре; правитель раскрыл обман, дочь убежала вместе со своим братом; другой правитель хочет женитьтся на девушке, они решают убить ее брата; его подобрала и выходила старушка; (информант запутался и далее стал рассказывать другие истории)]: 20–28; Stroomer 1999 [предсказатель сообщил правителю, что у него родится дочь, которая его предаст; уезжая, правитель велит жене убить ребенка, если родится девочка; жена тайно вырастила дочь, одевая ее как мальчика; правитель узнал об этом и обещал завтра убить девочку; ночью она сказала об этом брату и они убежали; однажды ее встретил местный правитель; она влюбилась в него и сказала, что их браку мешает ее брат; она обманным путем связала брата, а правитель со своими людьми отрезал ему пенис; змея вылизала рану, а два ангела восстановили пенис; юноша пришел в город, где сестра замужем за правителем, нанялся к купцу и женился на его дочери; люди, которые его оскопили, сообщили отцу девушки, что его зять – кастрат; выясняется, что это не так, его обвинители казнены; брат простил сестру, но она покидает дворец и живет в доме брата; пытается его отравить, но волшебная кошка его спасает; он возвращается к отцу и рассказывает ему о случившемся]: 62–67; джиббали [уезжая, султан велит сыну убить ребенка, которого должна родить жена, если родится девочка, сохранить, если мальчик; жена отдает девочку на воспитание старухе, брат хоронит овцу; девочка вырастает, старуха велит ей не выходить из дому, она выходит отогнать кур от зерна, султан ее видит, хочет взять в жены; обман раскрывается; султан велит сыну убить сестру; тот вместе с ней уезжает; они живут у ручья, брат охотится; волос сестры плывет по течению, его подбирает старуха; неверный велит ей найти девушку; они приходят к ней; она велит убить ее брата; предлагает ему играть, проигравшего привяжут к скамье; накрепко привязывает, неверный оскопляет юношу, увозит сестру; кошка перегрызает путы; юноша выздоравливает, уходит; его видит дочь султана, согласна выйти за него, даже если тот кастрат; неверный встречает юношу, говорит султану, что его зять кастрат; тот обещает казнить неверного и его жену, если это ложь, либо пусть казнят его и зятя, если правда; вечером жена спускает юношу из окна, он уходит; три ангела обещают восстановить его мужество, если он отдаст им половину своих будущих детей; велят разбудить их, когда море станет не белым или черным, а зеленым; он будит, его бросают в зеленое море, его гениталии восстанавливаются; ночью он спит с женой; отрубает голову сестре и неверному; жена рожает троих детей; деля их, он разрубает одного, уходит, унося половину; ангелы его окликают, соединяют половины, отпускает к жене вместе с тремя детьми; все хорошо]: Müller 1907, № 22: 102-110; Сокотра [жена родила сына, а через 3 года дочь; отец убил новорожденную и выпил ее кровь; сын вырос, мать снова беременна; отец уезжает, велит сыну, если родится девочка, убить ее, собрать ее кровь в сосуд, показать ему, когда он вернется; брат отнес девочку старухе, а в сосуд собрал кровь кошки; отдал сосуд отцу, сам уехал туда, где оставил сестру; та подросла, купалась в реке, вода унесла ее волос; султан подобрал, стал разыскивать девушку, чтобы жениться на ней, старуха сказала, что девушка у нее; брат отказался ее отдать, султан послал воинов, они забрали сестру и думали, что убили брата; но старуха его выходила; под видом нищего он пришел к султану; султан предложил ему стать воином у него на службе; юноша убил сестру и султана, вернулся к отцу; отец: не надо было дать сестре вырасти]: Müller 1905, № 3: 57-63.

Южная Азия. Непальцы [царь узнает, что в вырытом колодце появится вода, лишь если принесут в жертву человека, у которого на теле 32 счастливые метки; таковы лишь он сам, его сын и невестка; сын узнает об этом, берет жену, скачет прочь; в лесу идет на охоту, гонится за ланью, она приводит его ко дворцу людоеда, он убивает лань, побеждает людоеда, закрывает в подвале; кормит жену мясом лани, приводит во дворец; та открывает подвал; людоед советует сказаться больной, пусть муж принесет 1) молоко тигрицы; тигрята обещают помочь, просят у матери молока на день, дают царевичу; 2) часть клыка чудовища (чтобы клык растереть в порошок), у которого один клык до неба, а другой до преисподней; царевич прячется в его шерсти, колет мечом; чудовище соглашается дойти до дворца, ударить клыком по воротам, кусочек отламывается; демон советует женщине накормить мужа-героя, подсыпает яд; умирая, царевич велит жене не есть его плоть, бросить сердце и печень в реку; их находит принцесса; во сне царевич просит ее сделать его фигуру из коровьего навоза, вложить в нее сердце и печень; оживает; берет принцессу в жену; убивает чудовище и первую жену; приходит с женой к отцу; тот рассказывает, что когда неверную жену убили, в колодце появилась вода]: Heunemann 1980, № 8: 84-91; сингалы (Западная провинция) [Parker 1914, № 243: 293-298; царь велит воспитывать сына, но закопать младенца живым, если родится дочь; сын уже вырос, когда царица родила девочку; забрал ее, когда старуха понесла ее на кладбище, вырастил; обещал сперва выдать ее замуж и лишь потом жениться; берет в спутники леопарда, попугая, котенка; в лесном доме убивает разбойников, один раненый спрятался; стал любовником сестры принца; предложил ей избавиться от ее брата; надо притвориться больной, послать за лотосом, а на озере крокодил, он съест принца; крокодил проглотил принца, а меч принца пропорол тому брюхо; прилетевшие купаться апсары видят, как животные плачут, попросили духа-хранителя озера оживить принца; тот приносит отвар лотоса; находит в доме разбойника, убивает его и сестру; женится на принцессе, получает царство; приходит к отцу; говорит ему, что нарушил его приказ, но зато теперь осознал его мудрость]: Волхонский, Солнцева 1985, № 123: 296-300; конды (куттиа) [беременная жена заболела, муж получил от тигра лекарство с условием, что тот отдаст ему ребенка, если будет девочка; женщина рожает сперва дочь, потом сына; родители оставляют дочь тигру, но брат девочки убивает его; они уходят, отрезав и забрав ухо и хвост тигра; те превращаются в двух новых тигров; к ним присоединяются крыса, затем асур; они живут вместе; раджа влюбляется в девушку; та говорит, что должна получить согласие брата, тигров, крысы, асура; раджа предлагает позвать брата, его проглотит рыба; рыба проглатывает юношу, но асур выпивает воду в бассейне, друзья находят в животе рыбы живого юношу; он убивает сестру; муха отвечает тиграм, что ест каплю ее крови; тигры решают, что плоть людей должна быть еще вкуснее, становятся людоедами]: Elvin 1954, № 116: 410-413.

Кавказ – Малая Азия. Даргинцы [отец убивал дочерей; сын спас новорожденную, ушел с ней, она тут же выросла; они стали жить в доме семи аждаха, те пришли, юноша их убил; сестра спасла одного раненого, стала с ним жить; родила младенца, подкинула брату, тот ей его принес; мальчик подрос, предупредил дядю не есть отравленную сестрой кашу, не пить воду, не надевать рубашки; брат чуть не умер, коснувшись отравленных ворот, но мальчик принес ему лекарство; брат убил сестру и аждаха; называет сына сестры младшим братом; уходя, велит прийти на помощь, если раскроется зеленый, а не красный цветок; убивает семиглавого аждаха, закрывшего воду, получает за это девушку; побеждает богатыршу – двоюродную сестру жены, отдает ее в жены младшему брату]: Ганиева 2011б, № 27: 275-278; азербайджанцы (Шушинский уезд Елисаветпольской губ.) [царь Мелик-Надир велит убивать дочерей; уезжая, велит сыну Газанфару убить сестру, если родится; тот пожалел девочку; МН вернулся, велит казнить обоих, вельможа уговорила выслать их в пустыню; Г. убивает семерых дивов, бросает в колодец; сестра бросает туда остатки еды, один див выжил, стал сильным; договаривается с сестрой Г. извести его – притвориться больной, попросить принести 1) дыню с огорода дивов; Г. победил богатыршу, она его полюбила, дала летающего коня, Г. привез дыню; 2) яблоки из сада дивов; жена-богатырша велит накормить страшную собаку, приветствовать мост; семиглавый див велит мосту и собаке остановить похитителя, те отказываются; жена подменила яблоки; 3) курдюк барана с ветвистыми рогами, который живет на севере; Г. принес, но жена подменила обычным, волшебный курдюк сохранила; сестра предлагает Г. связать ему руки испытать силу; когда Г. не может порвать веревку, див порубил его на куски, положил в мешок, привязал к ослу, погнал в лес; собаки Г. охраняли осла, жена нашла, оживила лекарством из курдюка и волшебных яблок; Г. отрубил диву руки и ноги, сжег сестру; вернулся к отцу; нашел в сундуке портрет красавицы Шахбаз-Пари; Г. едет за ней; берет в спутники великана Кара-Куламали, убивавшего в селении всех младенцев; тот громит войско, отдает красавицу Г., предупреждает не ступать на ковер, который расстелет отец (тот сам захочет овладеть красавицей), не развязывать рук старику – это семиглавый див; Г. развязал старика, тот унес красавицу; Г. вызвал К., тот привел его к красавица, она узнала, что жизнь дива в склянке, Г. ее разбил; отец посылает с Г. визиря с приказом погубить Г.; в пустыне визирь вырывает у Г. глаза в обмен на воду; К. его спас (два голубя: вернуть зрение можно моим пером), сжег отца и визиря, женился на красавице]: Богоявленский 1899, № 13: 109-120.

(Ср. Иран – Средняя Азия. Персы [шах, уезжая, сыну: если твоя мать родит дочь, убей ребенка; сыну жалко сестру, он приносит отцу кровь голубя; девушка вырастает, не видя людей; кормилица приносит ей мясо без костей; однажды в нем кость, девушка бросает ее в стену, образуется дыра, она видит мир; выбирается из помещения в сад; ее видит шах, хочет жениться; сын говорит, что это его дочь; шах велит казнить обоих, но визирь уговорил изгнать их; на развилке камень, надпись велит путникам разойтись, взять листья дерева лечить любые болезни, посохи переходить водные преграды; сестра надевает баранью шкуру, выглядит как барашек; человек уводит его; барашек помогает вылечить шахскую дочь; велит владельцу отпустить его в другом городе; там пропал шахский сын; барашек следит за чернокожей служанкой, та держит юношу в склепе, бьет; царевича освободили, служанку привязали за косы к хвосту мула; барашек хочет идти в баню с женой шаха, та бьет его гребнем по голове; девушка приходит в баню в своем настоящем облике; жена шаха хочет ее в жены своему сыну; она отвечает, что живет в квартале Гребень, ударяющий по голове; в следующий раз барашек идет за женой шаха на обручение в богатый дом, та колет его булавкой; то же, квартал Булавка, колющая голову; перед праздником в другом доме царевич подсматривает, видит, как девушка снимает баранью шкуру, купается; подбрасывает ей в одежду кольцо; требует, чтобы поднос с едой поставили на голову барашку, отправили того ему в комнату; все открывается; девушка просит повесить ее портрет на городских воротах; ее брат видит его, плачет, его приводят к сестре; он женится на сестре царевича, царевич – на девушке, прятавшейся под шкурой барана]: Розенфельд 1956: 73-83).

Туркестан. Казахи [у хана сын Кулекен, он хочет еще сыновей, если родится дочь, обещает убить; К. не пускает убийц к новорожденной сестре, убегает с ней; она вырастает; отец посылает войско, конь К. чихает, войско разбито; сестра подбирает раненого, делает тайным любовником; рожденного сына оставляет на пути брата, тот его подбирает; когда любовник с сестра собираются убить К., мальчик останавливает отца, К. убивает сестру и любовника]: Дауренбеков 1979: 223-224.

Западная Сибирь. Ханты (р. Васюган) [сын ушел, родилась дочь; старуха родила девочку с золотыми волосами; старик велит отнести ее туда, где людям головы отсекают; старуха понесла девочку, навстречу сын, велел не убивать, принести отцу ложку крови собаки; жена сына не хочет его сестры, тот построил сестре отдельный дом; сестра слышит шум в подполье, вышел Сэвс-ики, она стала с ним жить, он предлагает извести брата; пусть притворится больной, послать за медвежьим молоком; медведица дает молока и пуговицу из уха; то же – лосиха; пуговицы превратились в медвежонка и лосенка; брат подслушал, как С. говорит с сестрой, застрелил обе его головы, сжег тело, пепел превратился в мошку и комаров; сестра нашла зубы С., положила брату в подушку, ночью зубы заползли ему в ухо, он умер; гроб поставили в седьмой комнате за семью дверями; собака, медвежонок и лосенок выломали двери, собака вытащила зубы из уха, юноша ожил; сестра умерла от страха]: Лукина 1990, № 89: 237-239.