Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K110. Отражение золотого меча. .26.28.-.30.32.-.34.36.

Персонажу предлагают достать сокровище со дна водоема. Он не понимает, что видит лишь отражение, а сокровище находится в вышине.

Нусу, русские (Воронежская), ногайцы, (адыги), курды (Ирак), бухарские арабы, узбеки, таджики, башкиры, казанские татары, ногайцы-карагаши, казахи, буряты, эвенки Забайкалья.

Китай. Нусу [Gongzanlaoding хочет жениться на самой умной из 9 сестер; вешает золотое кольцо на дерево над колодцем; каждый день за водой приходит одна из 8 сестер, безуспешно пытается достать кольцо из воды; младшая девятая догадалась, взяла кольцо; старшие из зависти обвиняют ее в том, что она достала кольцо попрошайничеством; родители ее прогнали, она пришла к колодцу; там посохом, она рассказывает ему о случившемся, он велит идти за ним, отстает, идет по следам, оставленным его золотым посохом; на равнине девушка пасет овец: жирные и здоровые – мои, тощие с поломанными ногами – для твоей семьи; то же с девушкой, пасущей мулов и лошадей; девятая сестра приходит к дому, там юноша, который похож на того старика; говорит, что это ее и его общий дом]: Miller 1994: 223-227.

Средняя Европа. Русские (Воронежская) [у барина три вотчины, в двух он поел стариков, в третьей сын спрятал отца в землянке; жалуется, что барин требует приехать ни на телеге, ни на лошади, ни сидя, ни верхом, ни в рубахе, ни голышом; отец советует ехать на козле лицом к заду, хвостом управлять, вместо рубахи бредень накинуть; барин требует привезти подарок, чтоб был и не был; отец советует принести птичку и выпустить; барин требует достать со дна золотой кувшин; отец учит, что кувшин не на дне, а на ветле; сын Фетиска признается, что его учил отец, барин решает не убивать стариковон поел стариков]: Королькова 1969: 283-290.

Кавказ – Малая Азия. Ногайцы [хан велел отрубить старикам головы; один юноша спрятал отца; тот велит сыну не бросать седла и уздечки, если коня придется забить на мясо: встретится другой конь и придет к тому, у кого седло и уздечка; в следующий раз в воде виднеется что-то блестящее; юноша скачет к отцу за советом; старик говорит, что это отражение блестящего камня, лежащего в вороньем гнезде; юноша приносит находку хана, объясняет, что догадлив не он, а отец; хан признает мудрость стариков, отменяет решение убивать их]: Ногай 1979, № 44: 173-175; (ср. адыги [дряхлых стариков нарты относили на вершину Горы Старости и в корзине спускали вниз с обрыва; Бадыноко понес на гору своего отца Бадына; скатываясь, корзина зацепилась за пень; Бадын смеется: когда твой сын сбросит тебя, и твоя корзина, возможно зацепится за тот же пень; Бадыноко оставляет отца в живых, прячет в пещере; во время неурожая хочет схватить плывущие в реке 3 яблока, но они пропадают; отец советует искать яблоки не в реке, а поднять голову, они висят на ветвях; во время падежа скота надо перегнать овец на пастбище Амыша – покровителя животных; когда погибло все просо, надо вспахать дороги, по которым просо возил сам Тхаголедж; нарты просят Бадыноко поведать, как он узнал, что делать; тот рассказывает про отца, нарты отменяют обычай убивать стариков]: Липкин 1951: 213-217); курды (Ирак) [падишах боялся старости, поэтому издал указ, чтобы убивали всякого, кому перевали за 60; ко дворцу стали стекаться юноши с подношениями, чтобы просить за своих родственников; падишах обещал помиловать отца того, кто достанет упавший в озеро золотой кувшин; 99 юношей безуспешно попытались выполнить поручение, им отрубили голову; один спрятал отца в пещере, рассказал о задании; отец объяснил, что кувшин помещен на дереве на берегу, а в воде – отражение; юноша достал кувшин, объяснил, кто научил его мудрости; падишах отменил указ убивать стариков]: Юсупова 2004, № 13: 178-179.

Иран – Средняя Азия. Бухарские арабы [при Искандере люди не умирали, но стариков относили на гору; один человек спрятал отца в сундуке, носил с собой; И. велит достать из реки жемчужину; тысячи людей не смогли, утонули; спасенный отец учит, что жемчужина на дереве, а в реке ее отражение; человек достает жемчужину; И. велит заботиться о стариках]: Винников 1969, № 43: 367-368; узбеки [шах велит, чтобы умерших относили на кладбище по крышам домов, старик его осуждает, он отрубить головы всем седобородым; Закир спрятал отца в сундуке, взял с собой в поход; увидел в реке два алмаза; люди бес толку ныряют; отец Закира: алмазы на дереве, это их отражение; З. достал алмазы из птичьего гнезда, а сделал вид, что со дна; шах требует узнать, почему в одном месте ползают муравьи; отец учит З. сказать, что на дне горшок с маслом, вызваться его достать, застрелить шаха; шах убит, все счастливы]: Шевердин 1984: 69-73; таджики (Самарканд): Кисляков 1970: 73 [(=Андреев 1963: 211); стариков убивали; в городском пруду стал просвечивать драгоценный камень; царь велел юношам его достать, они не смогли, их казнили; настала очередь юноши, он пришел проститься с отцом, тот посоветовал посмотреть наверх; юноша увидел камень в гнезде аистов; признался царю, что посмотреть вверх научил отец; царь отменил убийство стариков], 74 (евреи) [Зарубин 1928: 163-164); Александр велел не брать в войско стариков; сын спрятал отца в телеге с сеном; в реке виден свет, А. велит воинов нырять, они гибнут один за другим; старик говорит сыну, что свет исходит с верхушки дерева; сын достает из гнезда птицу с драгоценным камнем в клюве, приносит А.; признается, что совет ему подал отец; А. рад].

Волга – Пермь. Башкиры: Бараг 1988, № 38 [кобыла рожает, но жеребята каждый раз пропадают; старший, средний сын идет стеречь, засыпает; младший Кыран-батыр сдирает себе саблей волосы с головы, не спит, рубит тучу, уносящую жеребенка; идет по кровавому следу к медному, серебряному, золотому домам; в каждом один из похищенных жеребят и женщина; К. последовательно борется с тремя дэвами, убивает их; укрощает пегую кобылу; пытается достать со дна озера золотой меч; кобыла объясняет, что в воде отражение меча, сам он вонзен в ствол сосны, расколовший небо и ушедший дальше вверх; К. лезет по сосне, протискивается на другую сторону небосвода (после этого на небе остается груда звезд), приносит меч, скатывает три дома в три яйца, отдает двух жен братьям; те завидуют, подвешивают меч перед входом в шатер, кричат, что напали враги, К. выбегает, меч отрубает ему ноги; он видит оленя, несущего на рогах солнце, за ним бежит человек; говорит, что видит, лишь находясь рядом с солнцем; слепец сажает безногого К. на спину, идет, К. видит безрукого, который гоняет того же оленя; тот объясняет, что олень обещал принести его людям солнце, но не принес, люди померзли, у безрукого отмерзли руки; трое спутников решают добыть женщину-повариху, похищают ханскую дочь, велят не дать погаснуть огню; огонь гаснет, девушка приходит за огнем к старухе-убыр; та дает угли, по зольному следу находит девушку, просит искать у себя в волосах, сосет у нее костный мозг; девушка желтеет, спутники по очереди сторожат, лишь К. бьет убыр так, что та не выдерживает ударов; К. заставляет ее проглотить и отрыгнуть девушку, слепого, безрукого; отрыгнутые исцеляются; проглотив К., не хочет его отрыгнуть; бывшие слепой и безрукий рубят ее в куски; воробей кричит "мизинец", спутники режут мизинец, выходит К., у него снова есть ноги; возвращают дочь хану; К. женится на женщине из золотого дома, двух других отдает спутникам, братьев делает их слугами]: 252-267; 1990, № 38 [царь приказал перебить стариков; один егет спрятал отца в подземелье; уходит в поход; отец: вам не хватит еды, коней зарежете, не бросай седло и уздечку; появится белый конь, надо его оседлать, подвести предводителю, тот сделает своим другом; так и случилось; однажды царь увидел в море сияющий предмет; старик велит сыну не нырять со всеми, а достать алмаз из гнезда на дереве, растущего на берегу; царь наградил отца егета, велел уважать стариков]: 97-99; казанские татары [царь велит убивать стариков; сын спрятал 70-летнего отца; рассказывает, что царь с визирями пришли к реке, видят в ней драгоценный камень, ныряют, а не достать; старик: камень в гнезде на дереве; визири подговаривают спросить юношу, какой из двух жеребцов старый, а какой молодой; отец: старый уступит молодому дорогу; какое бревно от верха, какое от низа дерева; отец: бревно от низа дерева уйдет нижним концом в воду; юноше приходится признаться, что это отец его научил, царь отменил приказ убивать стариков]: Баширов, Ярмухаметов 1956: 90-94 (=Ярмухаметов 1957: 76-78); ногайцы-карагаши (Астраханская обл., 1973 г.) [хан велел убить всех, кому исполнилось 60, потому что они мешают при кочевке; один юноша не подчинился, спрятал своего отца; когда оказались в пустыне, хан дал указание найти воду; отец подсказал юноше, что нужно распрячь быка – тот найдет подходящее место и станет рыть землю рогами; юноша последовал совету, выкопал колодец; спустя несколько дней, перекочевали к морскому берегу; хан пошел умыть лицо, увидел, как что-то блеснуло на дне моря; отдал приказ достать эту вещь; вода была глубокая, многие храбрецы погибли; когда дошла очередь до юноши, отец ему сказал: «Сынок, когда пойдешь, возьми с собой ружье, на верхушке одинокого дерева должно быть гнездо, там будет одна птица. Ты подстрели эту птицу. После этого тебе станет ясно, как дело было, а там уж видно будет»; юноша выстрелил в птицу, ее гнездо упало; из него вывалилась бриллиантовая вещь; юноша отнес ее хану, тот был доволен, стал расспрашивать, от кого юноша перенял опыт; юноша признался, что следовал советам отца; хан отменил приказ убивать стариков]: Арсланов 1992, № 15: 98-101.

Туркестан. Казахи [когда хан велит мулле прочитать, что ждет его новорожденного сына, визирь просит не ждать предсказаний, пусть ханский сын будет счастлив; как пример предсказания рассказывает о своей жизни; его отцу-хану было предсказано, что сына ждет опасность по достижении 15 лет; хан помещает сына в отдельный дворец; однажды старуха-воспитательница и учитель заснули, он вышел, увидел, как зеленые птицы охотятся на сайгаков; привязал веревку к поясу и к голове задушенного сайгака; птица уносит тушу вместе с юношей в гнездо на острове; приплыли люди, оставили на острове царевича; тот объясняет спустившемуся с дерева юноше, что ему суждено в этот день умереть; берет пищу с ножа, юноша чихает, нож пронзает царевича; юноша снова прячется в гнезде; приплывший царь видит в воде драгоценный камень, велит достать; один молодец спрятал 80-летнего отца, хотя стариков было велено убивать; тот советует поискать камень в гнезде на дереве; это камень в перстне юноши; царь сажает его на весы справедливости, но те не шевелятся, юноша не виновен в смерти царевича; буря уносит юношу в море, он приплывает к царевне, которую визирь спрятал от посягательств нового хана (далее текст обрывается)]: Потанин 1916, № 46: 155-159.

Южная Сибирь - Монголия. Буряты: Дугаров 1990 [накануне перекочевки хан велит перебить стариков; Церен спрятал отца в мешке; у моря хан велит нырять за золотой чашей; многие гибнут; отец говорит Ц., что чаша на горе, в море ее отражение; если чаша лежит на скале, надо вспугнуть козуль, они ее сбросят; Ц. приносит чашу; в следующий раз отец Ц. велит пустить трехгодовалую корову, где она остановится, там надо искать воду; в третий раз люди идут к костру за огнем, головня каждый раз гаснет; отец учит положить угли в горшок; Ц. признается, хан отменяет приказ]: 102-106 {видимо, это текст Хангалова в Зап.Вост.-Сиб.Общ.по этногр., т.1,в.2:91, цит. в Потанин 1916: 159}; Шаракшинова 1975 [на дне Байкала была видна золотая чаша и возле нее красавица]: 70; эвенки Забайкалья [на дне Байкала была видна золотая чаша и возле нее красавица]: Шаракшинова 1975: 70.