Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K112. Работник мстит Солнцу. .24.27.29.31.32.34.-.36.

Человек обвиняет Солнце и других персонажей, ответственных за погоду, диких животных и т.п., что по их вине он лишился имущества; наказывает обидчиков.

Нгаджу, македонцы, гагаузы, абхазы, грузины, сету, чуваши, тувинцы, буряты, южные селькупы, баунтовские эвенки.

Индонезия. Нгаджу [когда Panjat посеял рис на холме, солнце спалило его, когда у реки – унес паводок; мать дала ему рис, он положил его сушиться на ткань, ветер сбросил ее в воду; П. пошел к ядовитому дереву, оно ответило, что его яд подействует через полсуток; другое дерево сказало, что птицы не могут садиться на его ветви, звери дохнут, если приблизятся; П. смазывает его ядом дротики, пускает семь дротиков в небо, они превращаются в лиану, он поднимается, приходит к солнцу Djangkarang Matanandau, просит его светить и прятаться в облаках регулярно, а не как вздумается; ДМ в гневе, готов сразиться, но П. убивает ядовитыми дротиками из сарбакана множество его людей и животных (все они в черном – значит пасмурно; когда солнечно – все в красном, переходное время – в белом); ДМ испуган, обещает установить чередование сухого и дождливого сезонов; К. возвращается домой, с тех пор погода предсказуема; Солнце удалился от земли, больше никто на небо не поднимался]: Schärer 1966: 48-53.

Балканы. Македонцы [сирота идет искать счастья; нанимается жать хлеб, получает в награду часть поля, эту часть тут же побил град; далее он нанимается к пастуху, получает корову с теленком; корову задрали волки, а телето му пцовисало {?}; в городе он женился, Солнце увидел его жену и унес; сирота пошел искать Солнце, пришел к старухе, та сказала, что она мать Солнца; приходит Солнце, сирота просит дать ему его кня; Солнце дает, велит поесть самому и покормить коня сперва у Св. Петра, затем у Св. Илья, не сжечь цветник; сирота побил их обоих, сжег цветник; объяснил Солнцу, что из-за Петра у него погибла корова, а из-за Ильи - нива; цветник сжег, потому что Солнце забрал его жену; Солнце ее вернул]: Ценев 2004: 33-35; гагаузы: Мошков 1904, № 3 [град побил урожай Ивана; на Федоров день И. поехал на скачки, лишь его конь сломал ногу; нанимается за обещание куска хлеба до заката солнца перебросать две копны; солнце закатилось, И. остался без хлеба; И. нашел бочку с ладаном, закатил на гору и зажег; Бог послал Св. Петра: дай ему, что пожелает, только бы прекратил дымить; И.: потушу, если Бог отдаст за меня дочь; Бог согласен, И. живет с женой в золотом дворце; другие завидуют, вырыли яму, зажгли огонь, прикрыли ковром; жена: намажь голову дубовой золой и сам бросься в яму; И. вышел позолоченным; царь велит И. принести 12 волчат волка; жена: брось волкам клубок ниток, они сами придут на царский двор; волки пришли и передушили царских овец; царь оставил И. в покое; Бог послал Св. Петра, Св. Федора и солнце мириться с И.; тот им дал по пощечине, они пошли жаловаться; Бог: а сколько И. терпел, пока вышел из бедности], 4 [парень нанялся вырастить пшеницу, лишь его полосу град побил; к другому хозяину нанялся за камень, не прошло и года, как камень растаял {непонятно}; парень женился, пошел работать в другое место, другой человек увел его жену; он нашел ее у солнцева отца, нанялся к нему работать; тот велит вести солнце, еду принесут Св. Илья (утром), Св. Петр (в полдень); после полудня не иди ни по нижней (сожжешь сады), ни по средней дороге (высушишь колодцы), иди прямо; работник побил Св. Илья, Св. Петра, пошел по нижней дороге, сжег сады; объясняет хозяину, что Илью побил за пшеницу, Петра за камень, который тот растопил; хозяин: а сады? человек: тебе жалко садов, а мне жены, которую ты увел; хозяин вернул жену]: 13-15, 15-17.

Кавказ – Малая Азия. Абхазы: Бгажба 1983 [град уничтожил урожай младшего брата; старшие отговаривают его, но он уходит; нанимается к князю до захода солнца сделать работу 30 человек; просит солнце подождать пару минут, но оно закатывается; князь хочет его наградить, герой отвечает, что не выполнил обещание, уходит; нанимается к пастуху пасти овец десять лет; овцы плодятся, пастух хочет наградить работника, тот отказывается, ибо в последний день волк зарезал одну овцу; прячет одежду купающейся девушки; это дочь Амра (Солнце); она приносит его к отцу; Амра – людоед; разрешает жениться на своей дочери, если человек сумеет исполнять его обязанности; надо приветствовать Афы (Гром), проподнять полы плаща, чтобы не опалить деревья, обойтись ласково с волком; человек выбил А. глаз, спалил сад, ударил волка (теперь его шея не поворачивается); объясняет разневанному А., что поступил так же безответственно, как другие с ним; А. разрешает ему жениться]: 9-15 (=2003: 12-18); Микава 1960 []: 39-48; грузины: Джалиашвили 1970 [мать нашла три зернышка, трое сыновей вспахали три поля, хлеб уродился, но громовержец Элиа побил градом поле младшего; он пришел к богачу, обещал за день собрать его хлеб, если тот даст половину урожая; не успел связать последний сноп, когда закатилось солнце; Невезучий нанимается на три года пасти олень за половину отары, если все овцы останутся целы; в последний день волк уносит одну овцу; три небесные девушки спустились купаться, Невезучий схватил одну, взял в жены; кольцо небесной девы выполняет желания; царь велит слуге зажарить фазана; слуга видит жену Невезучего, столбенеет, фазан сгорел; царь сам видит красавицу, отправляет ее мужа за молоком свирепой буйволицы, тот приводит ее; царь велит взять кувшин буйволиного молока, подняться на чинару, спуститься, молоко должно стать простоквашей; жена велит обмакнуть в кувшин кольцо; царь велит привести ему в жены старшую дочь Солнца; Невезучий идет за колечком; рыба просит узнать, почему ее так раздуло, пахари – почему ломается лемех, пастухи – почему гибнут овцы; Невезучий забирается на небо по тополю, растущему на голове оленя; Солнце и Луна – тесть и теща Невезучего; тот поколотил Илия и волка; Солнце извинился, обещал помочь; рыбу надо ударить – в брюхе мешок с деньгами; лемех сменить с деревянного на железный; овец весной надо стричь; царю велеть превратиться в зайца, визирям – в волков; так и случилось]: 22-30; Чиковани 1985, № 4 [град побил поле третьего брата; он нанимается к богачу, получит половину урожая, если сожнет поле за день; осталось увязать один сноп, солнце не вняло просьбе подождать, закатилось; человек уходит ни с чем; нанимается пасти овец, если за четыре года урона не будет, получит половину; по пути домой волк уволок одну овцу, юноша ушел ни с чем; с неба спускаются купаться три дочери солнца, он хватает одну, живет с ней в лачуге; кольцо девушки исполняет желания; юноша приглашает в гости царя, приходят советники, слуга жарит фазана, видит жену юноши, столбенеет от ее красоты, фазан обгорел; советники сообщают царю, тот посылает юношу за золотым руном Солнца; Месяц превращает юношу в иголку, чтобы тот не сгорел, когда приблизится СОлнце; Солнце умерил жар, приветствует зятя; юноша бьет дубинкой волка, Илью-громовержца, разоряет сад Солнца; объясняет, почему; Солнце дает руно; царь посылает на тот свет за кольцом своей матери; жена дает яблоко, юноша идет за ним; олень просит принести снадобье – трудно носить рога; тучный бык стоит без еды (верно служил хозяину; все объяснения даются, когда юноша возвращается), тощий - среди еды у ручья (дурно служил); муж и жена свободно лежат на топорище (любили друг друга), другим тесно на бычьей шкуре (не любили друг друга); старуха строит башню из яиц, они падают, бьются (воровала яйца); другая сует в тонур (тонэ) белые хлеба, вынимает черную землю (не давала хлеб путникам); человек – мост через пропасть, по нему ходят (при жизни не пускал через мост); мать царя дает кольцо, проклинает сына; велит, чтобы олень напился майской воды; получив кольцо, царь превращается в зайца, его советники в волков, растерзали его; юноша воцаряется]: 22-26 (=1986: 57-64); (ср. армяне [женщина вязала сыну носки, попросила Солнце подождать заходить; Солнце вернулось позже к своей матери; та велела сыну женщины каждый день умирать, ночью воскресать, матери – всю жизнь вязать-недовязывать носки; сын ночью приходит к матери, просит носки; мать вяжет, пряжа у нее распускается; сын так и ходит босой]: Ганаланян 1979, № 353: 130).

Балтоскандия. Сету: Loorits 2005: 225-227 (дер. Лытина, 1932 г.) [бедняк нанимается сжать рожь до заката; чуть не успевает, остается без еды и без жалованья; нанимается пастухом, получает в уплату корову, привязывает в Николин день у церкви, ставит свечку Св. Николаю, в это время корову украли; нанимается пасти лошадей, за это ему обещан жеребенок; в ночь на Св. Егория волки спрашивают Егория, что им есть, тот указывает на жеребенка; чтобы волки не узнали своей доли, бедняк мажет нос жеребенка в другой цвет; тогда Егорий велит им съесть пастуха, тому приходится отдать жеребенка; знахарь говорит бедняку, что его удача – синий коврик в кустах в лесу; бедняк достает его, бросает на дороге, тот просит его не бросать, превращается в девушку; она велит ему навестить ее отца, дает клубок, он катится в дом хозяина Солнца; тесть велит зятю остановить вместо него в полдень солнце, объясняет, как это сделать; по пути человек избил Св. Николая и Св. Егория; поймал и избил Солнце; хозяин Солнца его отправдал, наградил, бедняк стал жить с женой в богатом доме], 228-230 (дер. Лазарева, 1901 г.) [от отца юноше остался лишь жеребенок; юноша нанялся пасти лошадей, в уплату ему разрешили посеять ячмень и бобы; ячмень побило морозом, бобы погубил туман; он взялся сжать рожь с условием, что закончит до заката; осталось чуть-чуть, Солнце отказалось замедлить ход, юноше не заплатили; волки спрашивают, что им есть, ангел с неба отвечает, что белоносого жеребенка юноши; юноша мажет белый нос жеребенка черным, ангел велит волкам съесть черноносого, затем – не важно, какой нос, лишь бы тот самый жеребенок; волки съели его; утром юноша видит купающихся в реке дочь Рассвета, дочь Месяца и дочь Солнца (king of the dawn, etc.); прячет их одежду, не отдает дочери Солнца, т.к. ее отец отказался выполнить его просьбу замедлить ход; (вар.: одежда «матери луны» юноше слишком велика, «матери звезды» - мала, «матери солнца» - впору); юноша стал зятем Солнца, стал жить у него; пришли Мороз и Туман, он побил их дубинкой; ангел солнца (вар.: слуга солнца, т.е., вероятно, Меркурий) отправился в ежедневное путешествие с солнцем; остался весь день без еды, т.к. юноша перевернул тарелки, из которых ели (если тарелка с едой стоит, у Солнца из нее можно есть, находясь далеко от нее); Солнце призвал зятя к ответу, но согласился, что тот правильно наказал тех, кто причинил ему зло; юноша остался с Солнцем]; (ср. Sandra 2004 [град побил бедняку поле; тот пошел искать Град наказать его; пришел к белой женщине, это мать Града; она стыдит пришедшего сына; тот просит прощенья, дарит коробочку, если ее повернуть и сказать, что надо, появятся любые яства; человек возвращается, богатеет; богатый брат решил тоже пойти к Граду и обвинить его в гибели урожая; Град отвечает, что никакого поля не бил; богач сердится и настаивает; Град дает коробочку; богач собирает гостей, из коробочки выскакивают солдаты, всех бьют; бывший бедняк с трудом загнал их обратно; богач разорился, бывший бедняк хорошо живет]: 125-134).

Волга – Пермь. Чуваши [у человека последовательно умирают семь жен, скот пропадает; он видит, как три голубки прилетают, снимают одежду, превращаются в девушек, купаются в озере, он прячет одежду одной из них; отдает после того, как она обещает оставить след из кусочков луба, по которому он найден ее и ее мать (может быть, мать виновата в несчастьях человека); человек приходит; брат голубок – Солнце; предлагает утром пойти вместо него; велит не останавливаться на завтрак и на обед у Пихамбара (хозяин волков), Пюлехсе (раздающий блага), у Тора, только перед закатом нужно покормить коня; каждый раз человек принимает еду, опрокидывает пустую чашу на голову бога; Тора идет разбираться; П. виноват в том, что скот задрали волки, Пюлехсе – что умерли жены, Тора – что не предназначил счастливую жизнь; боги дают человеку дар воровства, но на него жалуются; тогда обещают женить на царевне, учат, как вылечить ее от слепоты; человек получает царевну и трон]: Эйзин 1993: 123-129.

Южная Сибирь - Монголия. Тувинцы (Бай-Тайгинский район) [бедный сирота Оскюс-оол нанимается к хану убрать просо, пока на небе луна; просит луну не заходить, та не обращает внимания; хан бьет сироту; то же с солнцем; три дочери Курбусту-хана в образе лебедей спускаются купаться на озеро, сбрасывают одежду из перьев, сирота прячет одежду младшей; отдает ей, она говорит, что от ее крыльев теперь пахнет человеком, ее не возьмут назад, становится женой О.; Караты-хан требует 1) вызвать дождь; 2) прекратить его; 3) построить дворец из стекла; жена надевает лебединые крылья, на небе привязывает к березе, а затем отвязывает кусок красного шелка, тем вызывая и прекращая дождь; велит привязать кусок желтого шелка нитью, забросить в озеро к ее дяде Узуту-хану, тот посылает дворец, О. приносит его хану; 4) достать войско, бушующее как море Калчаа-Далай; жена посылает О. в своей одежде на небо, ее мать заступается за О. перед Курбусту-ханом; тот говорит, что войско в золотом сундучке у Солнца и Луны; О. приводит их арканом, половина Луны стерлась, Солнце раскалилось; О. рассказывает, как плохо оба с ним некогда поступили; получает войско, оно уничтожает злого Караты-хана и его людей, О. пирует]: Ватагин 1971, № 14: 130-139; буряты: Баранникова и др. 1973, № 1 [=1993, № 2: 37-61; сирота заработал коня, его съели волки; берется на спор за день нарубить четыре сажени дров; осталось немного, сирота просит Солнце помедлить, но Солнце заходит; снова год батрачит, получает семенное зерно, осенью его урожай побил град; он идет к морю рыбачить и ловить в силки зверей; видит, как 7 лебедей прилетели, сбросили одежду, стали девушками, начали купаться; бедняк прячет одежду самой красивой; та просит вернуть, обещает признать похитителя отцом, если он стар, мужем, если молод; сирота возвращает ей платье, оставляет себе платок; все любуется на жену; чтобы муж не скучал, та рисует ему свой портрет; его уносит ветер, солдаты приносят его Абаахай-хану, тот велит найти женщину; они заходят в дом сироты изжарить птицу; не отрывают глаз от хозяйки, птица подгорела; хозяйка делает ее неподгоревшей, велит не рассказывать, что ведили; птица утоляет голод АХ и трех солдат; АХ велит задержаться в этих местах; на следующий день солдаты не смотрят на женщину, жарят птицу, она обычного вкуса, АХ бьет их, заставив все рассказать; запирает сироту и его жену в железном амбаре; велит сироте 1) привести с востока злую желтую собаку; жена дает крюк, сирота усмиряет им собаку; 2) очистить дно горячего ада; жена дает красную нить выбраться из ада; очистить ад невозможно, но сирота предлагает АХ самому проверить, спуститься; 3) принести дань от сына Звезды и сына Солнца; жена дает нить забраться на небо, свой платок показать ее матери, та признает сватом; следом лезет караульный, сирота стряхивает его, он падает; отдохнув у тещи, сирота приходит к жене сына Звезды, та прячет его в горячем погребе; когда приходит сын Звезды, все остывает; сын Звезды посылает к сыну Солнца; по пути 1) два петуха просят узнать, почему они дерутся; 2) женщина – почему она сидит на рогах у коровы; 3) другая женщина – почему она лежит, ей в рот втекает вода, сзади вытекает; жена сына Солнца прячет сироту в холодном погребе; тот упросил сына Солнца отправить его в дневной путь на коне Алтан Шарга вместо себя; в полдень он должен отобедать на серебряном столе на 88 ножках; лежащий ничком старик отвечает, что смотрит на своих семерых собак на земле, чтобы указать им скотину, которую они могут съесть; сирота ломает ему руку, выбивает глаз за то, что тот отдал волкам на съеденье его коня, за которого он работал год; другой старик отвечает, что пытается обратно вдунуть каменный град и ливень, которые пропускает через небесные двери; сирота бьет его, ломает руку, выбивает глаз за то, что тот погубил его посевы; вечером сын Солнца дает сироте золотую трость для АХ; говорит, что лежащая на земле женщина не давала матерям молока для новорожденных; другая избивала корову, которую доили в честь восточных заянов; на петухов следует замахнуться тростью, те превратятся в золото и серебро; АХ хочет убить сироту, тот замахивается на него и его воинов тростью, они падают мертвыми; сироту выбрали ханом, дочь тэнегэри - ханшей]: 29-31; 1993, № 21 (Еравнинский р-н Бурятии) [сирота получил за работу пуд зерна, его побил град; за другую работу получил жеребенка, его съел волк; третий богач дал за работу рваную сеть; сирота выловил золотую рыбку, пожалел ее, лег на берегу, положив рыбку под голову; проснулся во дворце, рядом дочь Солнца; Хартаганан-хан предлагает прятаться, выигравший получит жену другого; жена превращает сироту в коровий послед, в головешку, в иголку, Х. не находит; говорит мужу, что Х. превратится в ягненка, в коня, в лук; не советует ехать за ханской женой; сирота все же едет, жена не велит там есть, пить и говорить «да»; сирота нарушает запреты, соглашается на предложение Х. сперва вернуть от Шара-хубуна коня и литое серебряное седло; жена говорит, что это невозможно; велит ехать к ее отцу, попросить радугу; сирота карабкается на гору, чуть жив; приходит к Солнцу; тот посылает его вместо себя вокруг горы; сирота в облике Солнца бьет черного, затем белого человека; съедает то, что приготовлено на столе для полуденной трапезы, сталкивает стол вниз; побитые приходят жаловаться, но Солнце признает правоту зятя (черный побил градом посевы, белый напустил своих собак, т.к. волков на жеребенка сироты; сам тесть не помог зятю, когда тот карабкался на гору); сирота получает радугу, на своем бывшем стойбище видит лишь одну коновязь, под ней письмо жены: ее увел Х.; сирота приходит к Х. в бедной одежде, достает радугу, Х. тут же умирает; сирота забрал добро и жену]: 255-269.

Западная Сибирь. Южные селькупы {вполне вероятно не русское, а тюрко-монгольское влияние} [Иван-дурак косил сено у богача; каждый раз, когда оно почти высыхало, шел дождь; человек развел дымный костер; Бог послал ангела узнать, кто коптит небо; потребовал И. к себе; тот объяснил, что коптит небо за то, что бог мочит сено; Бог пригласил И. пожить у него; оставляет ему семена зверей (sic!) и ягоды, «чтобы небогатые заболели, богатые разбогатели»; И. сделал наоборот, так три года; Бог прогнал И. назад на землю]: Поротова 1980: 65-67.

Восточная Сибирь. Баунтовские эвенки [солнце закатилось раньше, чем сирота сложил копну на поле богача; хозяин дал протухшее мясо, дал пасти жеребенка, его съели волки; ему дали сажать картошку, ее побил град; мальчик пришел к Солнцу жаловаться, тот согласился сделать его помощником; велит ехать в тележке, покушать, помыть посуду; мальчик ест, посуду не моет, бьет человека на вороном коне; на следующий день едет Солнце, еда не готова, посуда не мыта, товарищ избит; мальчик объяснил, что ехавший на коне виноват в том, что съели жеребенка, а Солнце не дал сложить копну; Солнце оставит мальчика у себя]: Воскобойников 1958: 84-88.