Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K107C. Ножи на окне (Финист – ясный сокол), ATU 432. .12.-.17.21.23.27.-.29.31.32.35.

Прилетающий в облике птицы или иным образом появляющийся волшебный супруг встречается с девушкой. Завистливые сестры (мачеха, брат т.п.) ранят его (обычно подкладывают бритвы, осколки стекла и т.п.). Израненный юноша пропадает, девушка уходит на поиски.

Хауса, мальгаши, нубийцы, арабы Судана, Марокко, Алжира, Египта, берберы Марокко, португальцы, испанцы, каталонцы, итальянцы, французы, шотландцы, ирландцы, немцы, палестинцы, Сирия, арабы Ирака, Ливан, Бахрейн, Катар, Саудия, мехри, лепча, север Индии (хинди), пахари, бенгальцы, сингалы, болгары, греки, венгры, словенцы, чехи, словаки, русские (Мурманская, Архангельская, Вологодская, Рязанская, Воронежская), кумыки, грузины, армяне, турки, норвежцы, шведы, датчане, финны(?), западные саамы(?), литовцы (?), (латыши), башкиры, южные ханты. {Uther 2004 упоминает персов, ссылаясь на Marzolph 1984; там такого номера нет, а под номером *432 – отчасти сходные, но другой сюжет}.

Западная Африка. Хауса [одна дочь от нелюбимой жены, другая от любимой; дочь от нелюбимой живет в хижине на куче навоза, дает отцу каури, просит привести с базара сына Царя Агадеса; на базаре человек спрашивает о таком, его долго бьют, вечером оставляют, сын Царя Агадеса обещает прийти в пятницу; отец бьет дочь, говорит о пятнице; юноша прилетает ночью в пятницу, где плюет, там серебро; женщины нашли серебро, из зависти натыкали иглы в постель, юноша умер; Царь Агадеса замучил родителей девушки, но пожалел ее; вар.: имя девушки Lahidi, юноши – Ba-Komi («Ничто»); дочь любимой жены из зависти натыкала в постель колючек; Б. исчез; Л. идет его искать, слышит под деревом разговор духов-людоедов; последний говорит, что если их испражнения дать выпить сыну царя, он выздоровеет; Л. приходит под видом лекаря, Б. пьет лекарство, отрыгает колючки; Л. берет в награду кольцо Б., возвращается к себе; Б. приходит убить Л., она показывает кольцо, Б. на ней женится, дает скот ее отцу]: Tremearne 1913, № 44: 278-282.

Судан – Восточная Африка. Мальгаши: Haring 1982, № 4.432A [перед тем, как умереть, супруги поручают дочь заботам ее теток или своих трех жен; когда девушка достигает брачного возраста, она отвергает жениха, которому интересно лишь ее имущество, и принимает другого; отвергнутый ранит того; по его просьбе, она доставляет его к его родителям, находит лекарство, исцеляет], 4.432B (бара) [все мужчины домогаются любви Zarutilahi («трудна для мужчин»; она принимает Zatuvu; тогда другие делают ловушку у дверей ее дома; проведя двое суток в постели с Зарутилахи, Затуву выходит по нужде и напарывается на острый кол (или на ножи); он уходит, не попрощавшись с возлюбленной; увидев кровь на циновках, Зарутилахи отправляется на поиски, попадает в дом людоеда, его жена ее прячет; из разговора людоеда с женой Зарутилахи узнает, каким средством можно вылечить Затуву; вернувшись в селение, Зарутилахи забирается на дерево над источником; девушки, затем женщины принимают ее отражение за свое, разбивают свои сосуды {решая, что не дело таких красавиц ходить за водой?}; лишь старуха ее замечает; Зарутилахи надевает на себя кожу старухи, приходит к Затуву, там снимает кожу, лечит возлюбленного; увидев Зарутилахи, тот выздоравливает]: 411-412, 412; арабы Судана [у человека жены Hadariya с дочерью Nayya и еще одна с тремя дочерьми; Х. умерла, единокровные сестры подговорили Н. попросить отца достать юношу по имени Зеленые Бобы (ЗБ); у него 7 отцов и 7 матерей, его дворец стерегут муравьи, гиены, львы, рабы; старушка велит взять с собой и бросить просо (Pennisetum glaucum) муравьям, что-то для курения – рабам, мясо – львам и гиенам; ЗБ стал показывать разные вещи и спрашивать, лучше ли Н., чем они; отец Н. каждый раз говорил, что лучше; ЗБ написал, что со стороны Н. глупо желать его в мужья, что он женится на рабыни; Н. велела старухе продать ее, ЗБ купил; она уехала домой, оставив записку: со стороны ЗБ глупо надеяться сделать Н. рабыней; ЗБ нашел Н. и взял в жены; сестры подговорили Н. узнать, как убить ЗБ; тот: надо сжечь семиглавую змею, пепел распылить на постели; сестры так и сделали; ЗБ заболел, его родственники забрали его; Н. пошла, встретила старика, спросила, как можно убить мужчин в их стране; старик: вонзить в голову колючку; она вонзила, надела кожу и одежду старика, спросила птиц, чем они питаются; одна сказала, что ЗБ болен, другая, что если сжечь их печень и крылья и смешать, от этого снадобья он выздоровеет; Н. убила птиц, приготовила снадобье; вылечила ЗБ; попросила в награду его меч и бич; принесла к себе домой; ЗБ пришел, увидел их, удивился; отправился назад; Н. за ним; сестры следом, ограбили и ослепили ее; кочевники подобрали; она стала ткать ковры, попросила продать их людоедам, ковер выменяли на глаза; ЗБ пришел, признал Н.; они сожгли сестер, все хорошо]: Al-Shahi, Moore 1920, № 13: 91-94; нубийцы: Kronenberg в El-Shamy 2004, № 432: 211-214.

Северная Африка. Арабы восточного Алжира [из семи дочерей царь больше всех любит младшую, а сестры завидуют; когда отец уезжает, каждая просит привезти ей что-нибудь из одежды и т.п., а младшую они подговаривают попросить розовый куст; на обратном пути царский верблюд не сдвинулся с места, пока царь не отправился искать куст; старик велит зарезать барана, оставить у входа в пещеру; если барана схватит белая собака, смело входить, а если черная, то царь погибнет; выскочила черная, но белая следом и отняла барана; царь вошел, навстречу принц, он и есть розовый куст; велит отправляться домой, а он прилетит в форме грозы и дождя; каждый раз оставляет под подушкой младшей царевны золото, сестры его забирают; наконец, младшая замечает золото; сестры втыкают иголки, Розовый Куст поранился, улетел, сказав, что более не вернется; царевна уходит на поиски; лев и львица говорят, что заснул, когда небо станет красным и черным, луна скроется за облаками; РК вылечат их печень и сердце; царевна дождалась, убила львов, взяла печень и сердце; она оросила бульоном тело принца, иглы выпали; принц узнал девушку; свадьба; все джинны радовались]: Scelles-Millie 1963: 291-297; берберы Марокко, арабы Марокко, Египта [in form of snake (serpent) the prince visits heroin and is wounded by her jealous sisters; {в конкретных текстах принц не обязательно имеет облик змеи}]: El-Shamy 2004, № 432: 211-214.

Южная Европа. Португальцы [к окну младшей из трех сестер птичкой прилетает заколдованный принц, окунается в миску с водой; завистливые сестры положили в воду бритвы; младшая увидела кровь, отправилась искать принца; пришла к матери Месяца, та ее спрятала; Месяц: чую запах человека; мать Месяца спрашивает его, тот не знает, посылает к Ветру; мать Месяца дарит золотое мотовило; Ветер посылает к Солнцу, мать Ветра дарит золото пряслице, украшенное брильянтами; Солнце указывает дорогу, его мать дарит золотое веретено; у дворца девушка начинает наматывать пряжу на мотовило, королева его покупает за право девушки переночевать в комнате принца; за пряслице – то же; девушка обо всем рассказывает больному принцу, тот немедленно выздоравливает; свадьба; {конец явно скомкан}]: Braga 2002: 169-170; испанцы (Эстремадура) [вдова с двумя дочерьми обхаживает дочь соседа-вдовца; та уговорила его жениться на соседке; новая жена – колдунья, старается навредить падчерице; отец спрашивает, что привезти девушкам с ярмарки; дочери жены просят обновки, дочь мужа – две меры семян чабреца; она посеяла чабрец в цветочном горшке, он вырос на загляденье красивым; ночью она ставит горшок на подоконник, зовет принца; прилетает прекрасная птица, превращается в юношу; утром оставляет мешочек с деньгами; так еженощно; мачеха подсылает родную дочь заночевать в комнаты падчерицы; та притворяется спящей, все видит; мачеха велит дочери воткнуть в горшок стальные ножи; птица кричит, что смертельно ранена, улетает; тетя учит девушку взять у врача целебную мазь и идти к королевскому дворцу; принц выздоровел, девушка вернулась, вызвала его обычным образом; он прилетел и хотел ее убить, но она показала, что и был спасшим его врачом; привел ее во дворец; свадьба]: Camarena, Chevalier 1995, № 432: 294-298; каталонцы (вкл. Мальорку): Oriol, Pujol 2008, № 425A [героиня вырывает из земли чабрец, появляется принц в виде животного; он живет в подземном дворце; героиня, вопреки запрету, смотрит на принца, когда он принимает человеческий облик; принц все забывает и исчезает; жена находит его, когда он должен снова жениться; она показывает ему пучок чабреца, он вспоминает ее, супруги воссоединяются], 432 [принц прилетает к девушке в образе птицы, становится юношей, утром улетает; мачеха учит родную дочь разбить в окне стекло; улетая, он ранен; девушка подслушивает разговор животных, из которого узнает о случившемся и о том, как вылечить принца; является во дворец, наряшившись врачом, исцеляет принца и говорит, кто она; свадьба]: 93-94, 98; итальянцы: Uther 2004(1), № 432: 258-259.

Западная Европа. Французы (Арденны, Вандея, Квебек) [у короля дочь Флорина, жена умерла, он женилося на вдове; у той уродливая дочь Tritonne; кресная мать Т. – фея Soussio; король выбирает сыну невесту; хотя мачеха спрятала все украшения Ф., королю нравится лишь она; но когда приходит принц, мачеха подменяет Ф. своей дочерью; принц не видит ее, но дает ей кольцо; поняв обман, принц отказывается жениться на Т.; за это фея превращает его на 7 лет в синюю птицу; в этом облике он регулярно прилетает к Ф., оставляет ей драгоценности; узнав о его посещениях, мачеха оставляет на подоконнике бритвы и ножницы; принц ранен и пропадает; волшебник лечит его и уговаривает С., чтобы та разрешила принцу снова быть человеком на протяжении нескольких месяцев; Ф. идет на поиски, добрая волшебница дает ей 4 яйца разбить в случае надобности; разбив первое, Ф. поднимается на гору из слоновой кости, второе – преодолевает стеклянную долину; приходит во дворец, когда принц должен жениться на Т.; покупает у Т. право провести три ночи в комнате принца; за это дает принесенные тем драгоценности и драгоценности, находившиеся в третьей и четвертом яйце; на третью ночь слуга не позволяет принцу принять снотворное; фея С. побеждена, И. превратилась в свинью]: Delarue, Tenèze 1964, № 432: 112-114; шотландцы, ирландцы, немцы: Uther 2004(1), № 432: 258-259.

Передняя Азия. Палестинцы [уходя в хадж, купец обещает трем дочерям подарки; старшие просят браслет, платье, младшая (от другой жены) Sitt il-Husun – Вождя Птиц; в Акабе верблюды купца остановились, он вспомнил, что забыл о подарке младшей, вернулся в Мекку, нашел дом Царя Птиц, он пуст, купец трижды призвал его; дома Царь Птиц стал прилетать к C., проводил с ней ночь в облике юноши; сестры попросили С. узнать, что для него опасно; оказалось, что битое стекло; подложили стекло, он ранен, улетел; С. уходит на поиски, слышит, как одна голубка говорит другой, что Царя Птиц можно вылечить, натерев его ноги голубиной кровью с перьями; С. убила голубку, нашла, вылечила мужа; ее сестры велят ей 1) подмести и убрать весь город, 2) наполнить перьями 10 перин; муж учит обратиться к духам, те все выполняют; 3) принести плетеный поднос от гуля; муж велит переложить ячмень лошадям, мясо львам, починить в доме гуля каменную террасу; она уносит поднос, стена, львы, кони отказываются ее задержать; свадьба С. с Царем Птиц, они улетают вместе]: Muhawi, Kanaana 1989, № 12: 117-121; арабы Ирака (болотные): Яременко 1990, № 3 [когда султан отправляется в хадж, его младшая дочь Фатима, чья мать умерла, просит привезти ей "од аль-мараси"; Од аль-Мараси дает три ореха и зеркало; Ф. разбивает первый орех, возникает дворец; из второго выходит прислужница, из зеркала выходит сам О.; он разбивает третий орех, возникает купальня; дочери молодой жены султана бросают в купальню кусочки стекла; О. ранен, исчезает; Ф. устраивает баню, пускает женщин мыться за интересный рассказ; одна рассказывает о лодке, в которой проплывает раненый юноша; Ф. слышит разговор голубей – их надо сжечь, пепел вылечит О.; Ф. приходит под видом лекаря; О. выздоравливает, живет с Ф. в другой стране], 21 [дочь султана отвергает женихов; лепит из амбры и других притираний красивого юношу, упрашивает бога вдохнуть в него жизнь; отец соглашается выдать за него дочь, его имя султан Амбар («амбра»); дочь царя в далекой стране садится на сосуд, прилетает на нем, усыпляет молодых, уносит А., заставляет забыть прошлое, берет в мужья; дочь султана велит отцу купить ей стальные сапоги и железный мотор, отправляется на поиски мужа; получает в награду 1) наседку с цыплятами, которые собирают жемчуг, за то, что нашла царевича, похищенного черной невольницей (невольницу сожгли); 2) платье из жемчуга с алмазными нитями за то, что вылечила царевича (он все время ест, она извлекает из него змей, он выздоравливает); 3) алмазную птичку с глазами из агата за то, что лечит от безумия царевну (ведьмы подкладывали той зелье, дом с ведьмами сожгли); приходит к похитительнице А.; покупает три ночи с А. за три сокровища; первые две А. спит; слезы жены оставляют пятна на его одежде; портной объясняет, в чем дело; третью ночь не спит, все вспоминает, убегает с женой; сосуд ведьмы теряет силу, она не может пуститься в погоню]: 32-35, 117-124; мехри [у человека три дочери; когда он вернулся из путешествия, ему сказали, что младшая дочь постыдно себя вела; он послал слугу ее убить; девушка сказала, что невиновна, слуга ее отпустил; ее увидел принц Ахмед бин Гобса, построил для нее дворец, стал приплывать к ней на корабле; завистливые сестры узнали, пришли в гости, подложили битое стекло в ванну для омовения; принц ранен, вернулся к родителям, ничто не может ему помочь; под видом врача жена пришла, дала снадобья и принц выздоровел; попросила в награду золотые мячик и палочку; однажды принц увидел мальчика, который ими играл; это его сын; все разъяснилось, принц остался с женой]: Müller 1909, № 20: 37-41; Сирия, Ливан, Бахрейн, Катар, Саудия [in form of snake (serpent) the prince visits heroin and is wounded by her jealous sisters; {в конкретных текстах принц не обязательно имеет облик змеи}]: El-Shamy 2004, № 432: 211-214.

Тибет – Северо-Восток Индии. Лепча [жена умерла, оставив четырехлетнюю дочь; пришла ведьма, одна грудь волочится по земле, другая закинута за спину, стала женой мужчины, для еды дала девочке угли; затем свою дочь кормит рисом, падчерицу - рисовым отваром; та пасет трех овец; каждый раз появляется Le-pono-kup ("мальчик-царь"), кормит ее вкусной едой; ведьма надевает ее одежду, идет вместо нее; когда Л. засыпает у нее на коленях, вонзает ему в ухо железную спицу; девочка идет по кровавому следу в пещеру, рожает там, заворачивает ребенка в одежду погибшего мальчика, подкладывает под голову его меч; его дух трижды ночью приходит за своим имуществом, она не отдает, говорит, это все для ребенка; он велит идти в страну Rot-mung, вернуть оттуда его сердце; по пути на нее бросятся тигры, блохи, пиявки; голые мужчина и женщина будут пытаться пальцами сшить из лоскутов одежду, надо дать им иглы; она дает, пробегает по мосту, мужчина и женщина обрушивают его прежде, чем тигры и пр. до него добегают; в Rot-mung дерево манго, на нем сердца умерших, демоны ими питаются; сердце мальчика еще свежее, девочка забирает его; в пещере прикладывает к телу Л.; он возрождается, рядом дворец, скот, украшения; супруги счастливы]: Stocks 1925, № XXXV: 452-455.

Южная Азия. Север Индии (хинди): Crooke 1892-1893, № 633 (Мирзапур) [шестеро дочерей ответили царю, что верят в отца, а седьмая – что в себя; царь изгнал ее в лес; она нашла пустой дом, в котором все, что нужно для жизни, осталась в нем; царь спрашивает дочерей, что им привезти; послали и слугу в лес, он нашел тот дом; принцесса ответила, что моется, пусть слуга имеет терпение; слуга понял так, что принцесса просит отца привезти терпение; когда царь собрался вернуться, корабль не двигался с места; царь вспомнил, что забыл купить терпение; одна старуха продала ему что-то, завернутое в тряпку; получив сверток, принцесса выбросила его; позже удивилась, что тряпка нетленна, развернула сверток, там веер; когда положила его тыльной стороной вверх, появился принц; они стали жить вместе; когда принц хотел возвратиться в свою страну, жена клала веер тыльной стороной вниз; сестры пришли навестить младшую, увидели принца и из зависти насыпали ему под простыню битое стекло; принц велел положить веер тыльной стороной вниз, исчез и больше не появлялся; жена пошла на поиски, заночевала под деревом; слышит разговор попугая со скворцом; попугай описывает ее историю; скворец учит, что надо взять их помет, сварить в масле и этой мазью смазать тело – стекла выйдут наружу; жена пришла под видом лекаря, вылечила принца; вернувшись, повернула веер, принц появился; они жили счастливо]: 171-172; пахари [раджа спрашивает шестерых дочерей, пятеро отвечают, что их благословенная судьба – в его руках, они ему всем обязаны; шестая: в ничьих, что будет, то будет; отец хочет ее убить, затем велит отнести в лес; там она сидит в паланкине, молится, Махадева ее услышал, посылает слуг дать ей еды; она видит на земле сырое пятно, роет землю, находит воду и много золота, строит дворец; раджа узнает о ней, возвращает, просит прощенья; уезжая, спрашивает дочерей, что им привезти; шестая дочь хочет шкатулку; он покупает ее за дорого; девушка машет над ней веером, из шкатулки выходит царевич; сестры узнают об этом сыплют стекло на лежанку, царевич ранен, уходит в свой мир, не появляется из шкатулки; девушка уходит его искать, под деревом слышит разговор орла с попугаем; орел: стекла из тела царевича выйдут, если натереть его пометом из орлиного гнезда; девушка одевает факиром, приходит к отцу царевича, лечит его, просит в награду его кольцо, лук со стрелами; царевич вновь появляется из шкатулки, девушка показывает ему кольцо и лук со стрелами, все разъясняется, царевич берет ее в жены]: Dracott 1906: 20-30; бенгальцы [купец спрашивает семерых дочерей, на чьи деньги они собираются жить; шестеро отвечают, что на его, седьмая младшая - что на свои; он велит отнести ее в лес; старая няня уходит с ней; по ночам дерево прячет их в дупле от диких зверей, учит разбросать крошки у водоема; ночью павлины приходят клевать их, роняют перья, девушка делает веера, старушка их продает, изгнанные богатеют; купец же разорился; дочь его привечает, дает денег; отправляясь в плавание, он спрашивает, что привезти каждой из дочерей; младшая отвечает слуге "Sobur" ("подожди"; мусульманское имя Шобур - "терпеливый, стойкий"), тот понимает, что ей нужно что-то под названием Sobur; человек продает Sobur, это шкатулка; оставшись одна, девушка находит в ней веер и зеркало; касается веера, появляется принц Шобур; берет девушку в жены; завистливые сестры сыплют ему на ложе толченое стекло; его слуги уносят его в его страну; жена, в мужской одежде, называя себя Sannyasi (саньяси, religious devotee), идет его искать; разрубает змею, регулярно пожиравшую птенцов птицы Bihangama и его жены Bihangani; те прилетают, птенцы рассказывают о случившемся; самец объясняет, что принца излечит их растолченный сухой помет; приносит женщину в страну принца; неузнанная, она лечит принца, просит в награду его кольцо; вернувшись на птице назад, касается веера; появляется Ш., видит свое кольцо; все счастливы]: Day 1914, № 8: 124-137 (=Порожняков 1990: 100-107); сингалы [к падчерице ходит царь; родная дочь рассказала об этом матери, та остригла себе ногти, велела положить на пороге, ногти впились в ногу царя, он вернулся в город; ворона велит падчерице подстрелить ворону, сделать снадобье из вороньего жира, прийти под видом лекаря, царь выздоровеет; язвы царя зажили, он дал лекарю золотое кольцо; приехал убить девушку (он думает, что она виновата); она все рассказывает и показывает кольцо; царь забрал ее во дворец]: Волконский, Солнцева 1985, № 115: 280-281.

Балканы. Болгары [уезжая, отец спрашивает трех дочерей, что каждой из них привезти; старшие просят обновки, младшая – перо Финиста ясна сокола; он покупает перо у старика за большие деньги; после того, как дочь получает перо, к ней каждую ночь прилетает Ф., превращается в юношу; завистливые старшие сестры кладут на окно ножи, иглы и пр., Ф. ранен и пропадает; пойдя на поиски, девушка получает от старушки золотые веретено, блюдо, яблоко; выменивает их у новой жены Ф. на право провести подле него три ночи; на третью ночь она до него добудилась, они воссоединились]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 432: 152-153; греки, венгры, словенцы: Uther 2004(1), № 432: 258-259.

Средняя Европа. Русские (Мурманская, Архангельская, Вологодская, Рязанская, Воронежская) [Финист ясный сокол: царевич в облике сокола летает к девушке; завистливые сестры (мачеха) уставляют окно ножами (гвоздями); сокол ранит себя и улетает; девушка отправляется искать и находит его, превратившегося в молодца]: СУС 1979, № 432: 133-134; русские (Вологодская) [старик спрашивает трех дочерей, что им купить; старшая просит платье, средняя платок, младшая – аленький цветочек; возвращаясь на выезде из города старик согласен отдать аленький цветочек, если дочь выйдет за его сына – Финиста ясна сокола; получив цветочек, дочь заперлась в светелке, отворила окно, прилетел Ф., стал юношей; обещает прилетать каждую ночь, если выставить цветочек на окно; дает любые наряды; в этих нарядах в карете девушка приезжает в церковь; никто ее не узнает; после третьего раза забыла вынуть из волос брильянтовую булавку, сестры все узнали, поставили на окно ножи; Ф. поранился, улетел; девушка приказала сковать из железа три пары сапог, три посоха, три колпака, три просвиры, пошла искать Ф.; Баба-яга дала молоточек и 10 брильянтовых гвоздиков – выменять у невесты Ф. за право посмотреть на него; посылает к сестре; та дает золотое блюдечко с брильянтовым шариком (то же); третья Баба-яга дает коня, он ест раскаленные угли; девушка отдала молоточек с гвоздиками, но невеста Ф. воткнула в него булавку, его не разбудить; то же с блюдечком; третью ночь девушка получила, отдав коня, который кормится жаром; нашла булавку и вытащила; Ф. очнулся; созвал князей: с той ли мне быть, что меня продавала, или с той, что меня выкупала? ту, что продавала, присудили повесить на воротах и расстрелять]: Гура 1965, № 16: 223-226; русские (Воронежская, ок. 1940, село Тойда Аннинского района) [сестры завидуют красоте и хозяйственности своей младшей сестры Марьюшки. Просят у отца привезти из города сапожки, М. просит перо Финиста-ясна сокола. Только на третий раз отец находит гостинец для младшей дочери. Покупает у встреченного на дороге дедушки, объяснившего, что «перо заветное, но для доброго человека куда ни шло, можно». Сестры смеются над младшей, ночью она бросает перо об пол, зовет любезного жениха, Финиста-ясна сокола, является прекрасный молодец, утром он ударяется об пол, оборачивается соколом, улетает. На третью ночь сестры следят за М., замечают молодца. Сообщают отцу, но он советует им следить за собой. Они вставляют в раму окна младшей сестры острые ножи, Ф. не может попасть в комнату, ранит грудь, М. слышит, как Ф. говорит, что найти его можно, сносив три пары железных башмаков, изломав три посоха, порвав три железных колпака. М. просит отца отпустить ее на поиски жениха. В пути по лесам, горам звери не трогают девушку. Она приходит к избушке, просит развернуться, внутри «Баба-Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос» сообщает, что Ф. женился в тридевятом царстве. Она дает серебряное блюдце и золотое яичко – само по блюдечку катается, приказывает идти в царство жениха, блюдце не продавать, а обменять на ночь с Ф. М. на руки прыгает кот, успокаивает, советует не бояться и идти вперед. Девушка заходит еще дважды в избушки, в первой получает серебряные пяльцы и колотую иголочку, которая сама вышивает, после чего к ней подбегает собака и советует не бояться. В третьей избе М. получает серебряное донце, золотое веретенце – само прядет золотую нить. Чудесные предметы нужно так же обменять на ночь с Ф., но не продавать. Из последней избы М. попадает в лес, встречает волка, он велит не бояться, несет ее на себе в тридевятое царство. М. нанимается работницей в доме Ф. Трижды меняет волшебные предметы на три ночи с Ф. Только в последнюю ночь он просыпается – она находит в его голове золотую булавку и вынимает. Он превращает ее в сизую голубку, сам становится соколом, они улетают. Ф. дает ей свое перо и улетает в небо. М. возвращается в свой город во время праздника. Сестры уходят на гулянье, М. вызывает Ф., просит отпустить и ее гулять, появляются слуги, наряжают ее. Весь город и старшие сестры замечают неизвестную в городе красавицу. Дома М. меняет одежду, но забывает снять брошку. Сестры догадываются, что она скрывает что-то, снова следят, снова вставляют в раму ножи. М. не слышит, как ночью бьется сокол, но слышит, как он повторяет прежнюю формулу о том, как его искать. М. приходит к первой избушке, узнает от Бабы-Яги, что Ф. женат на владычице морской, получает полотенце из парчи и золотой шарик. Предсказывает, что владычица выйдет на берег посушиться и будет просить продать ей чудесные вещи, но их следует обменять на ночь с Ф. В двух других избушках девица поучает 12 бриллиантовых гвоздей и золотой молоток («садись на золотой песок, забивай гвоздики») и вороного коня, который питается жаром, «перхает» золотыми яйцами. Конь доставляет девицу на морской берег, все происходит, как предсказывали три Бабы Яги, Марья меняет предметы на три ночи с Ф., только в последнюю ночь ей удается разбудить его, уронив на плечо слезу. Морская царица собирает князей и купцов судить мужа за измену. Ф. спрашивает, кто настоящая жена – та, что любит или та, что продает мужа. Все соглашаются, что жена Ф. – М. Они приезжают в свое государство, устраивают пышный пир]: Тонков 1941, № 5: 29-37; чехи, словаки: Uther 2004(1), № 432: 258-259.

Кавказ – Малая Азия. Кумыки [змей заползает в башмак старика, требует отдать дочь; согласна лишь младшая; отец отправляет ее к змею в сарай; змей сбрасывает кожу, делается красавцем, сарай – дворцом; сестры выспрашивают младшую, из зависти подкладывают нож в щель, откуда змей выползает; он ранен, возвращается в нижний мир; жена идет его искать, подкладывает кольцо в кувшин пришедшей за водою служанки; муж-змей узнает кольцо; его мать и тетка - аждаха, на дочери тетки его хотят женить; мать велит девушке подмести дорогу в дом своей сестры-аждаха, Змей сам все устраивает; велит принести дрожжи из ее дома; Змей велит похвалить черные колючки, приколоть к груди; попить из рек крови и гноя, похвалить их; закрыть покосившиеся ворота; взять кость от коня, дать собаки, сено от собаки - коню; девушка берет дрожжи, убегает; собака, ворота и пр. отказываются ее задержать, т.к. хозяйка-аждаха обращалась с ними плохо, а девушка хорошо; Змея привели к невесте, он рубит ее на части, бежит с девушкой, обе аждаха преследуют; Змей бросает гребень (колючий лес), соль (соляные болота), иглы (превращаются в два дерева); Змей и девушка лезут на них, аждаха – следом, Змей бросает два пряслица, они превращаются в жернова, давят аждаха; парень и девушка достигли своих желаний]: Ганиева 2011b, № 11: 175-179; грузины [уезжая, царь спрашивает троих дочерей, что им привезти; старшие просят платье, ожерелье, младшая – цветок крахламаджа; старая гадалка указывает, где сад, учит бросить по туфе овцы двум льва его охраняющим; Крахламадж – царский сын, улетевший на небо; цветок вырос в тот день, когда К. родился; чтобы его увидеть, надо было наполнить комнату блестящими предметами и рассыпать там цветы к., сын спускался; одна служанка узнала секрет, ее выгнали; она стала служить той царевне, что попросила цветок; когда царь отдал его дочери, посадила в горшок, поставила на окно; К. стал прилетать к царевне; старшая сестра из зависти рассыпала стекла; израненный К. вернулся к родителям и больше не мог летать; под видом знахарки, царевна пришлда к К., осыпала его цветами, он выздоровел и обнял ее; свадьба]: Курдованидзе 1988(1), № 50: 199-204; армяне [у родника мать вспомнила, что забыла купить платье младшей дочери; выскочил Вай, обещал подарить для платье; мать привела дочь, Вай ее увел в жены своему сыну; вышла навестить мать; муж прилетал к ней в образе куропатки; завистливые старшие сестры понатыкали вокруг окна бритв; муж порезался, решил, что виновата жена, велел отцу бросить ее в пустыне, она осталась жива; зарылась в песок, подслушала разговор дервишей, узнала, как вылечить раны; приготовила снадобье, неузнанной пришла к мужу; все уладилось]: Арутюнян 1986: 41-43 (=Хачатрянц 1933: 60-63); турки [отправляясь по делам, отец спрашивает троих дочерей, что им принести; старшие просят обновки и т.п., младшая – нечто странное (зеленую птичку, голубку, жемчужину, перо, кошку, ступку и пр.); отец забывает о ее просьбе, но корабль не движется, пока отец не добыл тот предмет; девушка использует его, чтобы вызывать возлюбленного, обычно прилетающего в облике птицы; завистливые сестры ранят его (обычно подбрасывая битое стекло), он улетает; девушка ищет его до тех пор, пока не износила железные башмаки и посох; она неузнанной является во дворец и лечит принца, взяв с него обещание не убивать ее, когда он увидит ее снова; вызывает его прежним способом; все выясняется, супруги остаются вместе]: Eberhard, Boratav 1953, № 102: 118-121.

Балтоскандия. Норвежцы [Зеленый Рыцарь – тайный любовник принцессы; он послал ей предмет (книгу, веер), с помощью которого его можно вызвать в любое время; мачеха узнает об этом, запирает принцессу и ранит ее возлюбленного; принцесса идет на поиски, по пути слышит разговор, из которого узнает, как вылечить раненого; она его лечит, мачеха казнена]: Hodne 1984, № 432: 102; шведы: Liungman 1961, № 432 [принц в образе птицы прилетает к возлюбленной; мачеха подкладывает на окно острые спицы, принц ранит себя; оба {принц и возлюбленная?} улетают в страну птиц, принц исцелен]: 99; датчане: Cox 1893, № 67 [в Англии бабка заточила внучку-принцессу в башню; принцы пытаются ее увидеть; испанский принц сделал крылья, возвел башню напротив, прилетает к английской принцессе; бабка натыкала на подоконнике иглы и шилья; принц теряет 9 капель крови, возвращается в Испанию, где сам оказывается в каземате; героиня бежит, приходит в Испании ко дворцу; слыша разговор трех животных, узнает, как проникнуть во дворец, достать волшебную палочку, вылечить больного принца; нанимается посудомойкой, делает вид, что слаба умом; трижды добавляет по три капли крови в уху из угрей, которую подают принцу; он выздоравливает; мнимая посудомойка приносит королю кружку, полотенце, гребень (token objects); трижды убегает, теряет туфельку, ее примеряют девушкам; героиня является в парадной одежде; свадьба]: 27-28; Cramer 1919 [королева умерла; графиня, у которой своя дочь, убеждает дочь королевы уговорить отца жениться на ней; после свадьбы тиранит падчерицу; король уезжает; дочь говорит ему о Зеленом Рыцаре, имея в виду кладбище, но король понимает слова буквально; он находит его, рыцарь дает ему книгу для его дочери; когда девушка открывает окно и читает книгу, прилетает птичка, становится рыцарем; девушка больше не чахнет, но хорошеет; мачеха подсылает служанку, родную дочь, те засыпают; приходит сама, незаметно кладет на подоконник ножницы; улетая, Зеленый Рыцарь ранит себя; девушка слышит разговор воронов: его вылечит суп из змеенышей, живущих рядом с дворцом; та находит гнездо змей, приходит в замок Зеленого Рыцаря, нанимается работать на кухне; после трех раз рыцарь выздоравливает, видит девушку; свадьба, все хорошо]: 23-37; литовцы (?), финны (?): Uther 2004(1), № 432: 258-259; (ср. латыши [королевич в виде птицы посещает девушку и затем женится на ней; {наличи мотива раненого героя не очевидно, скорее его нет}]: Арийс, Медне 1977, № 432: 285); западные саамы (?): Qvigstad 1925, № 432.

Волга – Пермь. Башкиры [у старика три дочери, жена умерла; старик рассказывает, что видел в лесу кота, дочери просят принести его; кот грозит убить старика, требует дочь; соглашается лишь младшая Кутлубика; кот забирает ее, превращается в юношу по имени Кутлуяр, его заколдовала мачеха; через год сестры с мужьями приходят в гости, из зависти втыкают иглу туда, где садится Кутлуяр, тот обвиняет жену, превращается в змея, улетает; Кутлубика идет к дому старухи, затем второй, третьей, каждая дает яблоко; новая жена Кутлуяра запирает ее в темной бане; от яблока исходит свет; новая жена соглашается показать Куилуяра, если Кутлубика отрежет ей кусок яблока; Кутлубика надевает кольцо на палец спящего; Кутлуяр просыпается, прогоняет новую жену, счастлив с прежней]: Бараг 1989, № 24: 132-136.

Западная Сибирь. Южные ханты [трое братьев возвращаются домой – огонь потух, еда не готова; выбрасывают сестру в лес; та приходит к золотому дворцу на железной цепи; туда прилетает гусь, снимает кожу, делается красавцем; улетая, разрешает жене впускать ее старшего, среднего брата, а младшего не впускать; она впустила и его; он отрубил прилетевшему мужу ноги; жена взяла посох в три аршина, сапоги с каблуками в три пяди высотой, пошла на поиски; старуха дает клубок, за которым идти, три волоска и сор с ног мужа; жена сыплет на море землю из берестяного короба, оно замерзает, она приходит к золотому дворцу; когда прикоснулась к стене тремя волосками, открылся проход; три девицы отнесли ее к мужу, за это вытянули у нее из ноги жилу; в образе паршивого чертика живет у стариков; ее муж близок к смерти; она сварила навар, он выздоровел; привез дочь Солнца; жена прячется за печкой, велит вспомнить о сестре трех мужей; муж ломает кольцо, новая жена умирает; то же с женой месяца; жена объявилась, осталась с мужем]: Патканов 1999, № 2: 324-327.