Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K138. Обмен телами (царь и визирь). .23.30.

Человек получает способность оживить мертвого, воплотившись в его теле. Пока он в нем остается, его собственное тело мертво. Другой человек занимает тело первого, оставив тому тело животного.

Кашмирцы, панджабцы, кумаони, персы, таджики.

Южная Азия. Кашмирцы [факир дает Бахадур Хану способность вселяться в чужие тела, оставив на время свое тело мертвым; эту же способность обретает визирь; подговаривает БХ стать попугаем, вселяется в тело БХ, собственное уничтожает; попугай прячется у факира; мнимый БХ преследует лань и, чтобы догнать ее, делается медведем; БХ оставляет тело попугая и занимает собственное, велит убить и сжечь медведя, в котором душа визиря]: Stein, Grierson 1923, № 2: 5-11; панджабцы (сераики, Мультан) [царь с женой и визирем отправился к родителям жены; на остановке в лесу отшельник предлагает исполнить любое желание царя; тот хочет иметь способность покидать свое тело и входить в тело любого существа, которое сейчас мертво; отшельник написал на листе необходимую мантру; визирь случайно увидел лист и запомнил мантру; на обратном пути жена попросила царя достать ей с дерева манго; для этого царь вселился в тело мертвого попугая; визирь тут же вселился в тело царя и оно оказалось занято; свое прежнее тело визирь сжег; жена царя все это заметила, но не подала виду, спрятала у себя попугая; сделала вид, что согласна признать визиря мужем, но после 40-дневного поста; стала выкармливать ягненка; подстроила так, что служанка убила ягненка за несколько часов до окончания поста; пост надо продлить еще на 40 дней; визирь решил оживить ягненка, оставив свое тело; царь тут же перешел из тела попугая в свое, уничтожил попугая; визиря-ягненка повесили]: Mehta 2011: 158-164; кумаони [царь научился 35 искусствам, пошел изучать 36-ое, вопреки предупреждению взяв с собой брадобрея; когда царь вошел в тело попугая и полетел в лес, брадобрей вошел в тело царя и занял его место; визирь это понимал; попугая поймал птицелов; попугай уговорил не убивать его, птицелов принес его на собрание ученых людей и те были потрясены ученостью попугая; визирь о нем узнал, выкупил; предложил мнимому царю вновь показать свое искусство; тот велел устроить бой баранов, задушить одного, сам стал бараном; в это время настоящий царь вошел в свое тело]: Upreti 1894: 20-21.

Иран – Средняя Азия. Персы [визирь влюблен в жену падишаха; за золото дервиш учит обоих оставлять свое тело, входя в тело животного; на охоте падишах вселяется в газель, а визирь в падишаха; падишах вселяется в попугая, дает себя поймать дервишу, которого визирь обманул, пообещав за ученье дочь; визирь отдает попугая жене падишаха; та предлагает визирю (мнимому мужу) вселиться в дохлую собаку, а сам падишах из попугая вселяется в свое прежнее тело; собаку били, пока не издохла]: Османов 1958: 50-57; таджики (курайшиты низовьев Ях-су, потомки арабов) [пришедший учит царя Шир-Замана заклинанию, позволяющему душе входит в любое тело, в котором души нет; предупреждает никому не рассказывать; царь рассказывает визирю; тот предлагает царю войти в убитую газель, сам входит в тело царя, идет к его жене, в которую влюблен; жена царя узнает подмену, т.к. муж изменился, отвергает мнимого мужа; тот не позволяет ей выходить из дома; душа царя из газели вошла в труп попугая; попугай попросил охотника не убивать его, продать; жена царя послала невольницу купить попугая; тот учит жену подговорить визиря войти в труп курицы; сам возвращается в свое тело, курице отрубили голову]: Семенов 1900(2): 32-34.