Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L4. Разоблаченный убийца, ATU 311, 312.

.10.11.13.-.17.19.23.24.27.-.32.35.37.40.41.43.-.45.(.48.).60.63.64.66.-.68.72.

Персонаж последовательно убивает девушек (редко: своих племянников или младших братьев жены), которых приводит к себе (обычно персонаж мужского пола убивает жен; в некоторых случаях о предыдущих жертвах мужа-людоеда не говорится). Героиня или герой (младший из всех) избегает общей участи – обычно после того, как обнаруживает пленников или их останки.

Готтентоты, сала, макуа, хадза, ираку, Тунис, испанцы, каталонцы, португальцы, сардинцы, сицилийцы, итальянцы (Пьемонт, Тичино, Венеция), Арагон, баски, Гоа (португальский компонент), немцы, австрийцы, голландцы, фламандцы, фризы, ирландцы, французы, бретонцы, англичане, палестинцы, кева, варопе, сербы, болгары, румыны, словенцы, молдаване, греки (Лесбос), греки-киприоты, словаки, поляки, русские (Архангельская, Олонецкая, Рязанская, Воронежская), украинцы (Закарпатье, Подолия), осетины, адыги, таты, турки, курды, персы, туркмены, литовцы, эстонцы, сету, карелы, восточные саамы, казанские татары, башкиры, манси, удэгейцы, азиатские эскимосы, инупиат Берингова пролива, инупиат северной Аляски, эскимосы устья Маккензи, Баффиновой Земли, Восточной Гренландии, Лабрадора, хан, танайна, тагиш, каска, карьер, шусвап, клакамас, меномини, монтанье, наскапи, колорадо, тупи (р. Мадейра), тенетехара, мачигенга, пиро, такана, чакобо, иранше, пареси, матако.

ЮЗ Африка. Готтентоты: Schmidt 2007, № 5 [людоед получает в жены старшую из семи сестер; по пути к себе велит снять набедренную повязку, ожерелье; дома съедает девушку; через некоторое время приходит за следующей сестрой, чтобы та, якобы, следила за ребенком первой; и так до последней сестры; та отказывается снять повязку и ожерелье, дома у людоеда видит кости; отказывается сесть у ямы с углями; сама сталкивает в нее людоеда, он сгорает], 6 [начало как в (5), 4 сестры; четвертая еще маленькая, тайком увязалась следом, когда людоед повел третью; вернулась, рассказала родителям; когда людоед пришел за четвертой, ему предложили отдохнуть, столкнули в яму с огнем; умирая, он сказал, что и они теперь умрут]: 18-19, 19-21.

Бантуязычная Африка. Сала [свирепый козел-радуга пожирает нескольких жен, не знающих, как правильно вести себя с ним; девушка с помощью пера петуха проходит все испытания]: Chaplin 1959: 159; макуа [девушка приходит предлагать себя в жены, не обращает внимания на грязную старуху на краю селения, выходит за красивого юношу; готовит, но когда хочет взять еду в рот, муж не дает, все съедает, жена умирает от голода, он бросает труп в нору; так со многими женами; последняя подходит к старухе, та учит назвать мужа по имени – Likanga; услышав его, муж бросается к реке, топится]: Junod s.a., № 28: 171-181.

Восточная Африка. Хадза [Вагамбо просит женщину отдать ему одну из ее дочерей; убивает взглядом жирафов, велит деревьям стать на время мужчинами, отнести мясо; велит жене вытопить жир; когда калебасы наполнены, посылает рог убить жену, относит ее и сосуды с жиром в пещеру; говорит теще, что жену запорол буйвол, просит новую; так с четырьями сестрами; пятую сопровождает ее брат, птичка рассказывает ему о В., показывает пещеру, где трупы; брат убивает В. стрелой, когда тот зовет жену, чтобы убить ее; дождем оживляет сестер; солнце-Ишоко превращает В. в носорога]: Коль-Ларсен 1962: 82-89; ираку [Tsáchara и его жена – людоеды; во время дождя зашли две женщины; для них, якобы, стали готовить еду, ошпарили кипятком, съели; Ц. пошел сватать дочь другой женщины, у той три дочери {из дальнейшего следует, что четыре}; привел одну, велел не говорить, входя, «Здравствуй, мать! Здравствуй, отец!», как принято, а произнести магическую формулу; первая жена Ц. притворяется больной; ночью они перерезали новой жене горло, съели ее; то же со второй дочерью; затем пришли еще две женщины, одна из них беременная; им велели не заходить в заднюю комнату – там свирепый бык; девушка заглянула – там черепа убитых; пока Ц. уходил, а его жена заснула, девушка убежала, а беременна не хотела уйти под дождь и осталась; спряталась в задней комнате и глодала кости убитых; родила мальчика, он вырос через полгода; женщина попыталась спрятаться под потолком, ей отрезали голову, съели; Ц. съел почти все мясо сам, жене дал мизинец; мальчик вышел, его тоже съели; теперь Ц. пришел брать в жены третью дочь женщины; Ц. с женой думали, что ребенок появляется как яйцо у птиц; они заперли девушку в задней комнате и ждали, когда появятся яйца; девушка сказала, что куры тоже не откладывают яйца без петуха; тогда Ц. с женой ее съели; Ц. привел четвертую девушку; войдя, она сказала, «Здравствуй, мать! Здравствуй, отец!»; ночью она убежала, Ц. следом, люди убили его стрелами; к его жене пришел другой Ц.; они подрались, он перерезал ей горло, съел; остался жить один]: Kohl-Larsen 1963: 155-164.

Северная Африка. Тунис [У вдовы семеро дочерей. Она пряла шерсть, продавала ее на рынке. Как-то раз старушка проснулась ночью. Луна так ярко светила, что она подумала, что уже наступил день. Она собрала шерсть и пошла продавать ее на рынок. Там она встретила огромного человека, который купил у нее всю шерсть по очень высокой цене. Он проследил за ней до дома, а на следующий день пришел свататься. Затем привел жену в свой дом и спросил у матери: «Что мне есть?» «Съешь свою гостью!» Он ее оставил на три дня, а потом пришел и съел, так повторилось и с остальными пятью девушками, а их матери он каждый раз говорил, что девушка умерла естественной смертью. Когда он женился на седьмой девушке, она рассказала все матери; они вырыли яму в погребе, зажгли в ней огонь, прикрыли камнями. Гуль пришел, упал в яму и умер. Девушка вернулась к матери, родила мальчика, решила посмотреть, каким он вырастет. Как-то с ее головы упал платок, мальчик сказал: «Как мне хочется укусить тебя за ухо!». Она сбросила его со спины и убила]: Al-Aribi 2009, № 50 в Коровкина MS.

Южная Европа. Испанцы, сардинцы: Uther 2004(1), № 312: 193; (ср. каталонцы [человек просит старшую дочь в служанки; дает яблоко, на нем появятся пятна, если она войдет в запретную комнату; девушка входит, там к потолку подвешены другие девушки с перерезанным горлом; она роняет яблоко, на нем пятна, хозяин режет ей горло и вешает; то же с младшей сестрой; брат находит их, оживляет, наказывает злодея]: Oriol, Pujol 2008, № 312: 70); португальцы [разбойник берет в жены старшую из сестер, либо отец вынужден обещать отдать того, кто дома первым выйдет навстречу, это старшая дочь; далее разбойник последовательно берет других дочерей; запрещает жене входить в определенную комнату, дав предмет, который засвидетельствует нарушение; жена открывает дверь, там тела предыдущих жертв, предмет оказывается сломанным или в крови, муж убивает жену и бросает в ту комнату; младшей удается остаться не разоблаченной (она не вносит предмет в комнату); она оживляет или лечит сестер или раненого принца; разоблачена, посылает сигнал своим братьям, они быстро являются; либо жена сажает сестер в мешок, велит отнести его ее родителям, не заглядывая внутрь; она стоит у окна, он видит ее, оглядываясь; затем выставляет у окна куклу, сама садится в мещок, либо убегает с принцем, спрятавшись в телеге под соломой; разбойник прячется в комнате супругов; жена просит, чтобы под кроватью оставили льва (либо солдат у дверей); лев убивает разбойника]: Cardigos 2005, № 312: 67; сицилийцы [у дровосека три дочери, младшая Maruzza; он вздыхает, Oh, my!, появляется Ohmy, предлагает отдать ему дочь в помощницы и жены; идет старшая; О. показывает ей трупы нарушивших приказания женщин; уезжает, велев за это время съесть руку покойника; девушка выбрасывает ее за окно; О. спрашивает, рука отвечает, что она здесь; О. убивает девушку, получает среднюю сестру; с ней то же; дух матери учит М. сжечь руку, пепел собрать в мешочек, прикрепить к поясу; О. думает, что рука отвечает из живота М.; показывает мазь оживить умерших; велит не заходить в одну комнату; она находит в ней юношу с кинжалом в теле, оживляет, он принц; они договариваются, что она снова его убьет и в это время выведает, как убить О.; О. говорит, что если отломать вот эту веточку и сунуть ему в ухо, он заснет; М. его усыпила, всех оживила, все вернулись, она вышла за того принца; через несколько лет веточки сгнили, О. проснулся, нашел М., сделал серебряную статую, велел носить ее, сам внутри играл на музыкальных инструментах; статую принесли во дворец; О. вышел, всех усыпил, кроме М., стал кипятить масло сварить ее; бутылка с зельем упала, все проснулись, О. самого сварили в масле]: Gonzenbach 2004a [1870], № 44: 287-294; итальянцы: Crane 1885, № 16 (Венето) [дьявол решил жениться, превратился в красавца, создал богатый дом, высватал девушку; разрешает ходить повсюду, но не отпирать одну комнату; жена открыла, там огненная пропасть, огонь опалил цветы у женщины на груди; увидев их, муж сбросил ее в ад; то же со средней сестрой; младшая предварительно убрала цветы, вытащила сестер; видя цветы неопаленными, муж верит, что жена послушна; та просит отнести ее родителям три сундука, не заглядывать в них по дороге; отправляет одну, вторую сестру домой; когда дьявол собирается сесть, сидящая в сундуке говорит, что все видит; когда младшая сестра садится сама, она предварительно ставит на балконе куклу в своей одежде; вернувшись, дьявол находит куклу и пустую шкатулку из-под украшений; бежит к родителям жен; жены смеются над ним, стоя на балконе, дьявол уходит]: 78-81; Gubernatis 1872 (Пьемонт) [у вдовы три дочери; мимо проезжает синьор, берет старшую в жены; это атаман разбойников; он велит во время его отсутствия заботиться о щенке; дает ключи, запретив заходить в две комнаты; девушка не кормит щенка; заходит в комнаты, в одной отрубленные головы, в другой висят уши и языки; атаман возвращается, собачка ему все рассказывает, он отрубает жене голову; то же со средней сестрой; младшая ласкова с собачкой, кормит ее, собачка и ее хозяин довольны; пока собачка в саду, девушка заходит в запретные комнаты, находит во второй из них мазь прирастить члены и оживить мертвых; оживив сестер, прячет каждую в большом кувшине и просит мужа отнести их в подарок ее родителям; запрещает заглядывать внутрь – увидит; атаман собирается заглянуть, но слышит двойной шопот, испуган; в это время жена сварила собачку в кипящем масле; среди оживленных оказался Carlino, сын французского короля, они поженились; атаман приехжает в Париж, подкупает служанку, чтобы та положила на подушки принца и слуг снотворное, прячется в золотом столбе, который велел оставить перед дворцом; атаман собирается сварить жену принца в масле; та схватилась за мужа, его голова больше не на подушке, он очнулся; атамана сожгли живым]: 35-36; Keller 1981 (Тичино) [к парикмахерше Филомене каждые 8 дней приходит ее жених Джованни; не говорит, где живет, приносит подарки; она договаривается прийти к нему; мадонна в часовне велит повернуть назад; на следующий раз резрешает идти; Ф. входит в замок, прячется в зале под столом; входит Дж. с красавицей, убивает ее, режет на части; палец закатился под стол; Ф. снимает с него кольцо; возвращается домой; гости собираются на свадьбу; Ф. рассказывает об увиденном, Дж. бросают в темницу; так мир избавили от чудовища]: 233-235; Арагон [бедняк отдает одну за другой дочерей сеньору; это людоед; он запрещает отпирать одну из комнат; первая девушка отпирает, не может смыть кровь с ключа или кольца, людоед ее убивает; то же со второй; третья оживляет сестер, обманывает людоеда, сестры спасаются]: González Sanz 1996, № 311: 75; баски [у бедного сапожника три дочери; некто дает ему много денег, берет в жены старшую дочь; уезжая, оставляет ключи, не велит отпирать одну комнату; она отпирает, там кости, она роняет ключ; признается вернувшемуся мужу, что нарушила запрет; тот сажает ее в подвал, кормит человечиной; то же со средней дочерью; младшая берет в запретной комнате саблю; отдавая ключи, роняет их, муж нагибается, она отрубает ему голову; освобождает сестер и пленного принца; за принца выходит замуж, сестры с отцом живут в замке злодея; есть также версия, совпадающая с классической французской]: Webster 1879: 173-176; Гоа (текст записан на португальском, индийские параллели не приводятся) [лишь младшая из трех дочерей короля не спит, обрезает веревку, по которой вор лезет в окно; в следующий раз отрубает ему руку; вор притворяется принцем, получает в жены старшую принцессу, затем среднюю, велит готовить бульон, убивает (в доме много убитых); младшая поит бульоном больных, увозит их, выходит за настоящего принца; вор велит слуг заключить себя в бутылку, послать под видом вина; младшая принцесса велит держать бутылку в кипятке; когда ее открывают, вор мертв]: Davidson, Phelps 1937, № 9: 32-33.

Западная Европа. Немцы (Баден-Вюртемберг): Hubrich-Messow 1988, № 4 [к мельнику приходит незнакомый охотник, берет в жены одну из его дочерей; дает жене ключ и яйцо, велит не открывать дверь в погреб, за ней медведи и волки; она открывает – там черепа и кровь, она роняет яйцо, не может показать мужу, он отрубает ей голову, бросает в погреб; то же со второй сестрой; с третьей – но яйцо не разбилось; она с мужем навещает родителей, оставляет сундук с подарками, в нем же головы старших сестер; возвращается в замок мужа, а потом убегает; просит кучера спрятать ее; лишь третий соглашается; муж и его разбойники обыскивают кучера, но не открыли последний мешок и ушли; девушка вернулась к родителям], 5 [у разбойника счеты с мельником, он решил погубить его 12 дочерей; каждую по очереди берет в жены; останавливается с ней под огромной елью, просит поискать у него в голове, в это время плетет веревку из ивового лыка; 12-ая сестра почувствовала, что на нее капнула кровь, взглянула вверх, увидела повешенных сестер; попросила у разбойника разрешения исполнить ее три желания; воззвала о помощи к Иисусу, к Богоматери и к брату; брат примчался и с ним множество охотничьих собак, они убили разбойника]: 13-14, 15; австрийцы, голландцы, фламандцы, фризы, ирландцы: Uther 2004(1), № 312: 193; французы (Гасконь) [Синяя Борода женат семь раз, жены пропадают; похищает девушку; пастушка говорит, что если надо, она пошлет свою говорящую сойку позвать на помощь братьев новой жены; уходя, СБ дает жене ключи, не велит отпирать чулан; она открывает, там на семи крюках висят семь женских трупов; ключ в крови, ее не смыть; ключ говорит, что хозяин вернется через 7 дней; пастушка посылает сойку; пока СБ точит нож, пастушка с башни рассказывает о приближении братьев женщины; братья убивают СБ и его трех страшных догов; младший брат женится на пастушке, получает замок СБ]: Лопырева 1959, № 41: 177-181; бретонцы (Нижняя Бретань) [у вдового короля города Vannes дочь Tryphina; граф Comorre требует ее в жены, хочет идти войной; St. Veltas уговорил согласиться, дал белое кольцо, оно сообщит о беде; у К. уже было 4 жены, он их отравил, повесил, сжег, убил палкой; вначале все хорошо; затем Т. сообщает мужу, что скоро родит; тот злобно на нее смотрит; в часовне 4 убитых жены встают из гробов, сообщают о пророчестве: К. погубит его сын; они дают Т. орудия своего убийства: яд отравить сторожевую собаку, веревку перелезть через стену, огонь освещать дорогу, палку служить посохом; в лесной хижине Т. видит сороку в клетке; когда туда приходит К., сорока повторяет «бедная Т.»; К. вновь находит след; Т. бежит дальше, успевает родить и спрятать в дупле ребенка; прилетает сокол ее отца, она дает ему почерневшее кольцо, все рассказывает; сокол прилетает к королю, тот посылает людей; К. отрубает Т. голову, но не заметил младенца; Св. Вельтас велит убитой встать, нести свою голову и ребенка; у  стен замка младенец (будущий Св. Тревер) встает и произносит заклятие; замок рухнул, К. погиб, Т. ожила]: Soupault 1959, № 16: 192-201; шотландцы (записано в 1859) [у вдовы три дочери; серый конь приходит в огород есть капусту; старшая дочь идет сторожить; ударила коня спицей от колеса, прилипла к нему, он привел ее к холму, велел открыть королевскому сыну; утром принц оставил ей ключи, велел не отпирать одну комнату; она отперла, там тела женщин, она испачкала ногу в крови; кошка попросила молока, обещала очистить ногу, но девушка ее прогнала; принц вернулся, увидел кровь, отрубил девушке голову, бросил в ту комнату; то же со средней сестрой; младшая дала молока кошке, та слизала кровь; на следующий день велела, чтобы девушка попросила принца отнести три сундука ее матери; их нельзя открывать – она увидит с дерева; пусть девушка оживит сестер волшебной дубиной, каждая сядет в свой сундук, возьмет серебра и золота; принц примчится, надо отрубить ему голову, чары рассыплются, он возьмет девушку в жены; все так и случилось]: Campbell 1890(2), № 41: 279-284; англичане: Gerish 1896 (Норфолк) [у бедняка три дочери; старшая уходит искать судьбу; делится лепешкой со стариком, тот посылает ее в дом с зеленой дверью; старуха берет ее в услужение, запрещает заглядывать в дымоход и в часы; утром дочь хозяйки приезжает на коте, велит приготовить ей бутерброд; девушка просит подождать, пока она вымоет очаг; старуха отрезает ей голову, прячет в дымоход, тело – в часы; то же со второй сестрой; младшая немедленно бросается делать бутерброд; когда хозяйки уезжают на черных котах, девушка находит, уносит останки сестер, велев кустам крыжовника задержать погоню; кусты не отвечают ведьмам, те рубят их; один сказал, что девушка побежала за реку; ведьмы бросились в реку, утонули]: 414-415; Харитонов 2008 [мистер Фокс предлагает руку леди Мэри, она должна приехать в его замок в лесу; там она видит трупы молодых женщин, прячется; Ф. приносит девушку, отрубает ей руку, чтобы снять брильянт, рука падает в бочку, где прячется М.; она прибегает домой, где должна состояться свадебная церемония; все рассказывает, показывает отрубленную руку; ее братья убивают Ф.]: 265-268.

Передняя Азия. Палестинцы [у дровосека три дочери; незнакомец Абу Фрейвар попросил в жены старшую; отрезал себе уши и предложил девушке съесть их с куском черствого хлеба; та отказалась; он подвесил ее за волосы к своду пещеры, а пещера превратилась во дворец; АФ попросил вторую дочь, та обещала съесть уши, но спрятала под ковер; АФ спросил уши, тепло ли им, уши ответили из-под ковра, что им холодно; средняя сестра повешена рядом со старшей; младшая Зерендак взяла с собой котенка и шкатулку со своими украшениями; дала уши съесть котенку, уши отвечают, что им тепло; АФ полюбил З.; уезжая, не велит отпирать дверь в сороковую комнату; отпирая 39-ю, З. увидела в окно, как АФ пожирает трупы на кладбище; отперла 40-ую, освободила сестер, отправила их домой; АФ предложил З. приглашать разных родственников, принимая их облик; З. не проговорилась, но когда пришла ее бабушка, все ей рассказала; бабушка стала АФ, тот пронзил З. своим когтем, бросил в сундуке в море; принц выловил сундук; случайно обнаружив ядовитый когорть, вытащил его, З. ожила, принц на ней женился; она последовательно рожает троих детей; каждый раз взодит АФ и проглатывает их, может кровью рот З.; от ужаса З. теряет дар речи; потом оправдывается, но ей не верят; заточена в темницу, принц сватает новую жену, но спрашивает З., что ей привезти; та просит коробку алоэ (sabr; омоним – терпение), коробку хны (также «нежность»), кинжал; получив подарки, З. говорит, что в алоэ и хне нет столько терпения и нежности, как у нее; когда хочет зарезаться, появляется АФ, приводит пропавших детей, убивает себя кинжалом; дети пришли к принцу, назвали его отцом, все разъяснилось, новую невесту с подарками вернули ее отцу]: Ханауэр 2009: 201-206; (ср. Muhawi, Kanaana 1989, № 19 [дочь визиря выходит за сына царя; старуха дарит ей стеклянные браслеты, ночью они открывают дверь к новобрачным, старуха говорит молодой, что ее отец умер, ведет в пещеру гулей, они съедают ее; то же с дочерью другого визиря; дочери третьего дарит лимон; она рассказывает мужу, тот вонзает в лимон нож; вынимает, тайком со стражниками следит за старухой, у нее оказываются ноги осла; гулей убивают, забирают золото и одежду съеденных женщин]: 175-179).

Меланезия. Кева [к брату и сестре приходит старик, хочет девушку в жены; брат режет свинью, дает большую часть мяса сестре с собой; по дороге старик говорит, что отойдет попить, возвращается к брату девушки, убивает и расчленяет его; сестра обо всем догадывается; старик велит ей идти по тропе, она падает в яму; там уже много женщин, мертвых и еще живых; брат все предчувствовал, дал с собою сестре топор, семена, горячие угли; сестра кормит свининой женщин, разводит огонь, сажает батат; женщины делают лестницу из стволов деревьев; юноша на земле слышит голоса, помогает им выбраться; женщины бьют старика палками, толкают в огонь; превращаются в листья, используемые для приготовления пищи]: LeRoy 1985, № 69: 210-212; (ср. ведау [у человека пять жен; на участке он просит одну почистить и испечь таро; Трясогузка кричит, что она чистит таро, которое съедят вместе с ней; муж объясняет, что он будет есть таро, а не ее; когда таро испеклось, муж отрубает жене голову, съедает жену вместе с таро; так последовательно с четырьмя женами; пятая предупреждает сына и дочь, что когда муж ее убьет, ее печень вернется в дом, спрячется в листьях на кровле, поможет; дети кладут печень матери в деревянный ящичек, убегают; видя с холма преследователя-отца, просят холм обрушиться на того; он выбирается; то же со вторым холмом; третий - гора, преследователь навсегда погребен; на детей бросается кабан, они прячутся на дереве; ночью сестра предлагает спуститься и убежать; брат предлагает дождаться предрассветных птиц; дождавшись, дети спускаются, кабан проснулся, убил их; так мать спасла детей от людоеда, но не от кабана]: Ker 1910: 45-52).

(Ср. Тибет. Тибетцы (Хам) [корова с рогами из раковин пропала; старшая сестра идет ее искать, встречает старуху, та приглашает к себе, дает поесть; девушка не понимает, что ест человечину; то же со средней сестрой; младшая замечает, что дом старухи не выглядит жилым; чувствует странный запах, не ест; собака обещает все рассказать, если девушка накормит ее; девушка кормит, собака говорит, что корова и старшие сестры – в комнате за железным засовом, велит убить старуху; девушка отрубает старухе голову, не может открыть засов; собака достает ключ из кармана старухи, девушка приводит сестер и старуху домой, собака с ними]: Hyde-Chambers, Hyde-Chambers 1981: 104-106).

(Ср. Южная Азия. Бенгальцы [отшельник (religious mendicant) дает бездетному царю средство, чтобы его жена родила близнецов; одного тот, когда сыновья вырастут, должен отдать ему; идет старший из близнецов, по пути берет щенка, молодого ястреба; отшельник велит собирать цветы, не ходить к севере; юноша гонится за оленем, тот превращается в красавицу; предлагает играть в кости; юноша проигрывает ястреба, собаку, себя; посаженное им дома дерево сохнет; идет его брат, тоже берет собаку и ястреба; выигрывает; ракшаси отдает спрятанных, предупреждает, что отшельник убивает тех, кто служат ему; в храме Кали уже шесть черепов; если будет седьмой, отшельник обретет силу; ракшаси учит старшего принца сделать вид, что тот не знает, как наклониться, попросить отшельника показать, отрубить ему голову; когда юноша отрубает голову отшельнику, убитые ранее оживают; Кали дает юноше силу]: Day 1914, № 13: 187-196).

Индонезия. Варопе [Munggonimamei убивает жену, прячет в манграх; то же со следующими; последняя младшая Witosi оставила отвечать за себя вошь, спряталась в калебасе; плыли люди, подобрали, но выбросили, ибо калебаса воняла; Sanadi Khari и его младший брат Sembori ее подобрали, увидели женщину; поссорились, подрались из-за нее, превратились в камни]: Held 1956, № 60: 107-109.

Балканы. Сербы, румыны: Uther 2004(1), № 312: 193; болгары: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 311C [людоед (вампир, змей, черт, арап) берет в жены старшую из трех сестер; либо арап (великан) по имени Ох уносит старшую из сестер; велит ей есть сырое мясо (человечину), та прячет мясо, оно отзывается на голос людоеда – оно не в животе у девушки; людоед ее убивает; то же со средней сестрой; третья сестра кормит птицу черешней, та советует, как поступить; в доме людоеда девушка дает мясо кошке (либо вырезает на куске мяса сердце, крест), мясо отвечает, что оно в тепле; девушка отпирает запретную комнату, там ее убитые сестры, сокровища, сундук; она прячется в сундук, людоед продает его царевичу; он находит в нем девушку, берет в жены]: 109-110; Клягина-Кондратьева 1951 [вдовец сел и вздохнул, Ох! из колодца высунулась зубастая голова; просит привести одну из дочерей; у себя во дворце кормит человечиной, девушка бросает мясо под стол, тамбура (щипковый инструмент) отвечает Оху, где мясо, тот запирает девушку на откорм; Ох говорит старику, что отдал его дочь замуж за богача, тот приводит среднюю, с ней то же; младшая подбирает котенка, берет с собой, держит за пазухой, тот съедает все мясо, тамбура отвечает, что мясо под сердцем; Ох засыпает, девушка оставляет при нем котенка, снимает с его шеи ключ, отпирает дверь, ведущую в помещения, где трудятся рабы; они говорят, что ее сестры за дверью с другим ключом; девушка приносит другой, но этот ключ от двери наружу; рабы убегают, один советует спрятаться в фонаре; его покупает юнак, держит на кухне; ночью она выходит, сыплет в кастрюли соль; юнак переносит фонарь к себе, девушка появляется, юнак обещает на ней женится, когда вернется с войны; о ней узнает царевна, которую юнак отверг; велит ослепить девушку, отвести в лес; старушка вернула ей зрение травами; вернувшийся юнак заболел от горя; все приносят ему приготовленные блюда; когда приносит та старушка, он находит в нем данный девушке перстень, выздоравливает, находит девушку, та просит освободить сестер; он бьет Оха саблей по шее, сабля ломается; деревья приходят на помощь, убивают Оха (они благодарны за то, что юнак не сжег лес, в который бежал царь); юнак отпирает подземелье, выводит сестер невесты; свадьба]: 14-25; словенцы [черт явился графом, получил старшую дочь; дал жене золотое яблоко, велел не заходить в 12-ую комнату; та зашла, яблоко укатилось в ад, Черт столкнул жену туда же; получил среднюю дочь (то же); младшая прежде, чем открыть дверь, завязала яблоко в передник; однажды принесла из ада в корзине одну сестру, велела Черту отнести подарок родителям, не открывать, иначе она окажется за спиной, закричит, Вижу! Черт принес корзину к дому родителей девушек; то же со второй сестрой; на третий раз жена Черта сделала свое чучело из соломы, сама села в корзину, по дороге кричит, что видит; вернувшись, Черт нашел чучело]: Архипова 1962: 218-220; молдаване [Лаур-Балаур превращается в старуху, дает старшей царевне яблоко, оно катится, царевна бежит за ним, пытаясь схватить; отказывается напоить у колодца птицу, приходит в черное царство; ЛБ запрещает входить в одну комнату; она входит, освобождает прикованных узников; ЛБ видит яблоко окунувшимся в кровь, рубит царевну в куски; то же со средней царевной; беря в жены младшую, ЛБ прикидывается молодцем; везет мимо колодца, она велит остановиться, поит птицу; та велит попросить у мужа золотое яблоко; жена находит трупы сестер, не дает яблоку окунуться в кровь; видит, где кувшин с живой водой, когда ЛБ приращивает себе отрубленные пальцы; оживляет сестер; велит ЛБ отнести мешок с подарками родителям, сажает туда старшую, затем среднюю сестру, берет с ЛБ обещание не заглядывать внутрь; когда ЛБ хочет открыть мешок, царевна из сундука говорит голосом жены, что видит, как он держит обещание; в третий раз оставляет вместо себя восковую куклу, ЛБ сам относит жену к ее родителям; ЛБ прибегает, его убивают, бросают в море]: Ботезату 1982: 257-265; греки (Лесбос) [у бедняка трое дочерей; он видит, как 40 разбойников открывают скалу, сказав Ach Karakiz, закрывают, сказав Kapka Karakiz; после ухода разбойников заходит в скалу, берет драгоценностей из каждой кучи; в следующий раз берет целиком одну кучу; разбойники оставляют одного стторожем, убивают человека; один притворяется купцом, другие садятся в мешки; мнимый купец приходит торговать, дочь того человека расплачивается бриллиантом; узнав, где жил вор, мнимый купец останавливается в доме на ночь; девушка сжигает в печи мешки с разбойниками и опьяневшего мнимого купца; сестры забрали все сокровища; злая соседка одолжила сито, смазав его медом, к нему прилипла золотая монета; муж соседки пошел в пещеру, скала его придавила; соседка взяла нового, с ним то же; она приманила мужей сестер, те забрали сокровища, ушли к ней; старшую сестру встретил дьявол, оставил в пещере, велел съесть ногу животного, на которой мясо испортилось; она спрятала мясо в золе, мясо ответило дьяволу, он превратил девушку в метлу; то же со второй сестрой – превратилась в кувшин; третья берет с собой кошку, мясо отвечает, что оно в желудке (не сказав, в чьем); дьявола разорвало на части, младшая сестра оживила старших; сестры освобождают подвешенных грешников, находят троих юношей, берут их в мужья; муж младшей согласился только на обручение, повел девушку к родителям, вопреки предупреждению пошел вперед, заговорил с матерью, забыл невесту; она построила особняк, забывший пришел туда, она велела льву его растерзать; правитель ее оправдал]: Rouse 1896, № 3: 155-159; греки-киприоты [дочь лесоруба выходит за купца; тот дает ей сто ключей, но запрещает заходить в одну комнату; она входит и видит в окно, как ее муж превратился в трехглазого людоеда и пожирает труп; людоед знает, что обнаружен, собирается зажарить жену на вертеле; девушка убегает, погонщик верблюдов прячет ее под вьюками; людоед прокалывает каждый тюк раскаленным вертелом, но ничего не находит; принц берет девушку в жены; людоед приходит в замок, сыплет на принца пыль из высушенного мертвеца, чтобы он не проснулся; схватив девушку, людоед тащит ее по лестнице, но она рассыпала там горох; людоед упал в яму, где его съели тигр и лев]: Legrand, p. 115 в Cosquin 1886: 183.

Средняя Европа. Словаки [нищий просит переночевать; когда уходит, за ним катится золотое яблоко; старшая дочь идет следом, попадает в его замок, нищий становится мужчиной; велит сварить человеческую голову, подметать 12 комнат, не заходить в 13-ую; она не поит трех голубей, заходит в комнату, там трупы на стенах и две бочки, она сует в одну палец, он отваливается; вернувшийся муж вешает ее в той же комнате; то же со средней сестрой; младшая поит голубей, они объясняют, что делать; девушка оживляет сестер живой водой, запирает в ларцы, те улетают к матери девушек; сама испекла куклу по своему подобию; муж пришел, съел ее; девушка взяла травку, улетела домой; черт снова пришел, она дотронулась до него той травкой, он растекся смолой]: Богатырев 1955: 153-159; поляки: Uther 2004(1), № 312: 193; русские (Архангельская, Олонецкая, Рязанская, Воронежская), украинцы (Закарпатье, Подолия), белорусы [Медведь (леший, чародей, разбойник) и три сестры: старшие нарушают запрет входить в особое помещение т гибнут; младшая оживляет их, скрывает, что побывала в этом помещении, заставляет убийцу отнести сестер, а затем и себя в родной дом в мешке (корзине), запретив ему смотреть "подарки для родителей" (убегает, оставив на постели куклу)]: СУС 1979, № 311: 111-112.

Балтоскандия. Литовцы [35 вариантов; старик пришел в лес, волк хочет его убить, тот обещает дочь; волк дает ей золотое яблочко и шелковый платок, запрещает заходить в одну из комнат; она входит, яблоко и платок падают, запачканы кровью; волк повел ее в каморку и зарезал; получил у старика вторую дочь (то же); третью; она не уронила яблоко и платок, сестры ожили; третья сестра просит волка отнести подарок отцу, сажает в сундук первую сестру, волк ее отнес; в следующий раз – вторую; затем отпросилась на крестины, сделала чучело, надела на нее свою одежду и повесила; сама села в сундук, вновь попросив отнести его отцу; волк решил, что жена повесилась, стал бить; набитое песком чучело упало и убило волка]: Кербелите 2014, № 104: 254-257; эстонцы: Järv et al. 2009, № 27 (Харгла) [господин берет жену; уходя, не велит трогать перевернутую тарелку; жена приподнимает тарелку, оттуда выскакивает мышь; муж возвращается, видит, что мышь убежела, тащит жену за волосы в особое помещение; в это время мать чувствует, что с дочерью что-то неладно, посылает кучера; тот убивает мужа женщины; они заходят в то помещение, там головы 11 женщин; она была бы двенадцатой; кучер женится на спасенной], 28 (Хальяла) [в доме три дочери; одна пошла в амбар, там золотое яйцо, она его подобрала, из яйца вышел красавец, велел отправиться с ним; привел в замок в лесу; дал ключи, запретил отпирать одну комнату; мышь подговаривает отпереть; там обезглавленные тела, кровь; девушка уронила ключ; вернувшийся муж нашел на нем следы крови, обезглавил жену, бросил в ту же комнату; то же со средней сестрой; младшая не уронила ключа; отпросилась навестить родителей; отец изготовил прочную шкатулку; когда пришел муж, стал яйцом, его закрыли в шкатулке, бросили в кузнечный горн; он просит выпустить, учит обмыть тела сестер семью травами; его добивают, шкатулку бросают в море; сестер воскресили, остальных убитых (они бы воскресли только от девяти трав) похоронили; сестры с родителями стали жить в замке]: 119-120, 121-123; Mälk et al. 1967, № 49 (Сангасте; в основном распростр. в восточной Эстонии) [уходя в церковь, помещица велит трем дочерям приготовить еду; старшая копает картошку, видит золотого кота, бежит за ним, тот превращается в немца (saks), ведет к себе; велит не открывать последнюю комнату; жена открывает, там плаха, топор, отрубленные головы, обезглавленные тела; она роняет ключ, с него не смыть кровь, муж обезглавливает ее; то же во второй сестрой; третья прячет ключ в карман, не роняет; муж верит, что она не заходила в комнату; отвечает, что убить легко топором, а оживить - приложив голову к туловищу и капнув кровь из мизинца; жена оживляет сестер, прячется в мешке с деньгами, который муж несет ее отцу в уплату за невесту, оставляет за себя соломенное чучело; к возвращению мужа еда не готова, он отрубает чучелу голову]: 111-113 (=Põder, Tanner 2000: 31-35); сету: Järv et al. 2009, № 25 [у старухи трое дочерей; старшая идет взять дров, там красный заяц, на самом деле черт, унес ее, сделал женой, запретил открывать дверь в одну комнату; она открыла, там разрубленные тела; муж велит искать у него в голове, замечает окровавленный палец, рубит жену на части, бросает в ту комнату; то же со средней сестрой; младшая {не ясно, почему муж не заметил ее окровавленный палец} посылает мужа отнести матери гостинец; мертвой водой сращивает, живой оживляет тело старшей сестры, велит мешок не развязывать, сама смотрит с крыши; то же со средней сестрой; затем садится сама, оставив на крыше ступу, нарядив ее в свою одежду; муж возвращается, зовет жену, та не двигается, он проглотил ступу], 26 (Otepää) [старшая дочь идет отнести отцу в лес обед, теряет дорогу, приходит к старику, тот берет ее в жены, велит не заглядывать в большую бочку; она заглядывает, там кровь, она сует в нее палец, не может очистить, старик ее убивает; то же со средней сестрой; младшая сует щепку; находит тела сестер; отправляет домой под видом подарков, сама смотрит с крыши, велит не заглядывать в мешок; затем оставляет на крыше вместо себя ступку, сама залезает в мешок; старик зовет жену, она не отвечает, он в бешенстве тащит ее, ступка падает ему на голову, убивает; убитые сестры сразу же оживают]: 113-115, 116-118; Normann, Tampere 1989 [три сестры напряли пряжи, мать посылает их за рамой для наматывания пряжи; старшую, затем среднюю сестру медвель запирает в своей избе; младшую тоже ловит, берет в жены; дает ключи от всех помещений, не велит заходить в комнату с красной дверью; та находит в этой комнате своих сестер; просит медведя отнести ее родителям кадушку в подарок, не велит заглядывать, сажает внутрь старшую сестру; на медведя бросились собаки, он бросил кадушку у дома родителей девушки, убежал; то же со средней сестрой; в третий раз младшая садится в кадушку сама, оставляет ступу, наряженную в ее одежду; медведя чуть не убили, он вернулся, разбил дубиной ступу, не понял, что это не девушка]: 37-43; карелы (северные) [младший девятый сын богатого крестьянина весел и трудолюбив; братья его не любят, после смерти отца отсылают жить в лес; он ловит рыбу, охотится, приносит шкуры купцу, тот дает хорошие деньги, сирота-воспитанница купца выходит за юношу; у них две дочери и младший сын; муж подготавливает далекое поле для пожога; предупреждает жену на развилке поворачивать направо; та сломала ногу, не может отнести мужу еду, посылает старшую дочь; на развилке на левой тропе она видит удивительную птицу; та будто подбита, но не дается, заводит девушку все дальше; там великан лесной хозяин Osmo; он велит девушке быть служанкой, иначе сварит; пусть прибирает в восьми комнатах, не заходит в девятую, иначе попадет в погреб к змеям, мышам и жабам; О. варит к обеду и съедает целого лося; когда засыпает, девушка входит в девятую комнату, там кипит котел смолы, в нем золотое кольцо; она тщетно пытается его подхватить; О. видит на пальцах смолу, запирает девушку в погреб; с младшей дочерью то же (вместо птицы ее приманивает лиса; она пытается подхватить кольцо пальцем ноги; О. смотрит сперва на руки, затем на ноги); мать посылает сына; тот видит на левой тропе лося, вскакивает ему на спину, лось приносит его к О.; он вытащил кольцо палкой, подвесил на шею; О. доволен, обещает щедро платить, но чтобы мальчик не осенял себя крестным знамением и не обращался к Богу; мальчик просит вернуть сестер; О. говорит, что завтра их съест – годовщина с тех пор, как Иуда подарил ему золотое кольцо; мальчик просит его показать; О. ведет в комнату, кольца нет; мальчик говорит, что тот плохо видит, велит наклониться, осеняет себя крестным знамением и обращается к Богу; О. падает в котел, исчезает; мальчик освобождает сестер, берет золота, сколько можно унести, сестер отсылает домой, сам приносит еду отцу; говорит, что в доме О. еще много денег; отец говорит, что больше туда идти нельзя: вместо погибшего О. появляется новый, его рождает мать-лес; теперь из леса надо бежать, в родном селении остался ненужный братьям каменистый мыс, на нем можно выстроить дом; дом такой, что сам царь посетил; пир для всех, только братьев не позвали]: Virtaranta 1971 в Kippar 2002: 37-50; восточные саамы [Талушко (медведь) высватал старшую дочь старика и старухи; на второй день среднюю, затем младшую; отвечает младшей, что ее сестры ушли в гости; та находит сестер под амбаром, оживляет; по мере проявления медведем гнева, под действием чар жены у него отваливаются лапы и голова]: Волков 1996: 65.

Волга – Пермь. Татары: Uther 2004(1), № 312: 193; башкиры [старшая дочь купца просит привезти шарф, средняя – невиданный фрукт, младшая – кошку; купец не может найти фрукт, Шейх дает с условием отдать среднюю дочь ему в жены; просит жену подать мясо и есть вместе с ним, в котле человечина; жена не ест, прячет за пазуху, Шейх просит плясать, мясо вываливается, он вешает жену за волосы в 41-ой комнате; то же со старшей сестрой; младшая скармливает мясо кошке, пляшет, Шейх признает ее женой, велит не заглядывать в запретную комнату; она отпирает ее, освобождает сестер; они достают из сундука летающую лодку и драгоценные камни, улетают; на младшей женится царевич, на старших сыновья визиря; жена царевича просит построить башню, ее охраняют лев, тигр, волк и медведь; Шейх усыпил их, пришел к жене; она слышит шепот: отдай любимую, спасешься! Она сталкивает Шейха с лестницы, проснувшиеся звери убивают его; женщина рожает дочь, отдает ее, непонятно кому; велит, чтобы ее следы золотой и серебряный, смех – розы, плач – огонь; эту девушку мачеха везет в жены царевичу, дает воды в обмен за глаза, сталкивает в море, подменяет своей дочерью; царевич разочарован; слепую находит в лесу старик, она посылает его продать во дворец розы, он выменивает их у злой мачехи на глаза девушки; царевич женится на ней, дочь мачехи привязали к хвосту коня]: Бараг 1989, № 8: 65-69.

Кавказ – Малая Азия. Осетины: Uther 2004(1), № 312: 193; турки: Eberhard, Boratav 1953, № 157III в Uther 2004(1), № 312: 193; адыги [оставаясь последним на кладбище, мулла поедает покойников; покупает, откармливает девушку; она замечает кровь на руках и бороде мужа; тот принимает облик ее подруги, узнает, что жена догадалась о том, что он людоед; обещает съесть; жена садится в сундук, уплывает по реке; юноша его достает; ночью она тайком выходит, съедает еду, которую юноше приготовила мать; на третью ночь подстерегает, хватает девушку, женится, у них дети; приходит мулла, подкупает собак-сторожей тушей барана, усыпляет соседей дурманящей водой, проникает козявкой в дом; женщина успевает разбить другую бутылку муллы, все просыпаются; муллу вешают за ноги на воротах, все отрезают от него по кусочку]: Максимов 1937: 45-63; таты [старшая дочь купца просит привезти ей платье из луковой кожуры, средняя – зеркало, младшая – пушистую кошку; купец не может найти платья; молодой дервиш дает за обещание выдать за него дочь; в своем дворце просит жену достать шашлык и вино; жена чувствует запах человечины, не ест, куски падают на пол; людоед вешает ее за косы в сороковой комнате; средняя сестра приходит за старшей – то же; младшая понимает, что дервиш – людоед, незаметно скармливает мясо кошке; людоед думает, что добыл подходящую жену; уходя, не велит заходить в сороковую комнату; та заходит, освобождает сестер; велит ювелиру сделать сундук на колесах, вместе с сестрами уезжает в нем в другое падишахство; шахзаде берет младшую в жены, та велит поставить стражами льва и паука; две другие сестры выходят за сына визиря и другого вельможи; людоед усыпил льва и паука мясом с сонным снадобьем, схватил младшую сестру, но лев и паук уже проснулись, разорвали людоеда]: Ганиева 2011b, № 37: 346-352; курды [дервиш трижды дает бездетным супругам яблоко, у них рождаются три дочери, дервиш сам дает имя каждой: Басе, Хавсе, Колильк; оставляет живую рыбу, велит не есть; мать сварила девочкам рыбу, дервиш забирает Б., дает ей съесть сырое мясо, она выбрасывает кусок, мясо отвечает дервишу, что лежит в пыли; дервиш вешает Б. вниз головой; просит отдать Х., чтобы помогала сестре, якобы, ждущей ребенка; все повторяется; то же с К., но та дает мясо кошке, дервишу это нравится; он спит 40 дней, в это время К. находит, освобождает сестер; они убегают, выходят за трех братьев, рожают; дервиш отрезал мальчикам головы, сказал братьям, что это сделали их жены; те велят убить жен, слуга оставляет женщин в лесу; одна голубка объясняет другой, что смоченным в роднике пером можно оживить мертвого; К. слышит это, сестры оживляют сыновей, живут с ними в лесной хижине; братья находят их, дервиша рубят в куски]: Руденко 1970, № 55: 197-202.

Иран – Средняя Азия. Персы (множество записей; Хорасан, Исфахан, Азербайджан [дервиш последовательно берет в жены трех принцесс]) [Namaki, младшая из 7 сестер, забывает запереть на ночь одну из 7 дверей; входит див, Н. вынуждена ему подчиняться, он уносит ее в мешке; по пути она убегает, положив взамен камень; див вновь находит ее и приносит к себе; дает Н. съесть человеческие ухо и нос; она незаметно их выбрасывает, но они отвечают диву, когда он спрашивает, где они; див сажает Н. в подвал; то же последовательно с другими сестрами; последняя скармливает ухо и нос кошке, они отвечают диву, что находятся в желудке; девушка находит в доме дива чудесные предметы, включая сосуд с его душой; разбивает его, див умирает (либо он проваливаются в яму, где ножи и огонь); счастливое возвращение домой]: Marzolph 1984, № 311A: 66-68; туркмены [купец обещает привести трем дочерям подарки; младшая хочет бисер, его нигде нет, ему советуют набрать бисер в доме дива за Черным Холмом; див сыплет ему бисер в подол, подсыпает золы, она прожигает дырочку; по этому следу див находит дом купца; требует в жены старшую дочь; велит ей к своему возвращению съесть человеческий нос; та дает его кошке, нос отвечает диву из кошачьего живота, див вешает жену в чулане за косы; то же со средней сестрой; младшая спрашивает, где душа дива, тот дает ей на хранение склянку; девушка не бросает нос кошке, но и не ест его; разбивает склянку, освобождает сестер; бисер был слезами всех прежних жен]: Аннанурова 1980: 18-22.

(Ср. Южная Сибирь - Монголия. Монголы: Lörincz 1979 в Uther 2004(1), № 312: 193 [глухая ссылка, в Lörincz 1979 обнаружить не удалось]).

Западная Сибирь. Манси [у мужа с женой три дочери; старуха просит дать ей старшую помочь выделывать звериные шкуры; по пути птичка каткас поет: шубка твоя под подушкой лежать будет, косточки под нарами; старуха говорит, что она всегда так кричит; дома проткнула девочку палкой, изжарила, съела; то же со средней сестрой; младшая не спрашивает старуху, почему птичка так кричит; надела беличью шкурку, белкой убежала из дома старухи к родителям; те привязали одну ногу старухи к спокойной лошади, другую – к необъезженной, разорвали ее; послали мышонка за живой водой, тот принес, родители оживили дочерей из косточек]: Ромбандеева 2005, № 26: 245-249.

Амур - Сахалин. Удэгейцы [Лис просит Цаплю сбросить ему птенца в жены; съедает, говорит, что жену забрал хозяин тайги (Буá); получает второго птенца; Филин рассказывает Цапле, что Лис обманывает ее; та нападает на Лиса, он убегает, хватает Зимородка; тот просит Лиса крикнуть на краю скалы: Буá, Я ем твою птицу! Вылетает из зубов Лиса, Лис падает со скалы, разбивается]: Лебедева 1998, № 37: 267-269.

Арктика. Азиатские эскимосы [Орел уносит на небо одну за другой пятерых сестер, хорошо кормит; Лиса сообщает младшей, что откормив ее, Орел выпьет ее кровь; девушка находит полумертвых сестер; они плетут веревку из сухожилий, спускаются на землю; Орел преследует их; они делают реку, замораживают ее, когда Орел оказывается в воде]: Меновщиков 1985, № 84: 194-198; инупиат Берингова пролива (п-ва Сьюард, кингикмиут) [девушка отвергает женихов; мать говорит, пусть выход из землянки станет длинным; девушка долго идет по тоннелю, выходит на берег моря; находит только что убитых карибу и тюленя; приплывает человек с клювом на лбу; везет ее в каяке к себе; велит не заглядываеть в хранилище мяса; девушка находит там женские волосы; человек с клювом орла велит ей бежать, иначе ее съедят, как других жен; в образе орла несет девушку; людоед в образе морской птицы якшук летит следом; птицы сражаются, орел убивает якшука; девушка становится женою орла, рожает двух сыновей, живет на скале, хочет домой; они все навещают ее родителей, приносят им много шкур]: Lucier 1954: 218-222; инупиат северной Аляски (ноатагмиут): Hall 1975, № EH9 [охотник зовет жену к озеру, где, якобы, должен совершить благодарственный ритуал; бросает в воду ногу карибу, та немедленно обглодана червями; бросает жену, ее кости всплывают; дома говорит, что жена умерла от болезни, получает другую; история повторяется; третья велит своим двум братьям быть поблизости, когда муж поведет ее к озеру; зовет на помощь; братья бросают мужа самого в озеро], PM33 [уходя из дома, ревнивец всегда запирает жену; женщина велит ей бежать, взяв младенца; переплыть море на самодвижущейся шкуре тюленя; учит, что делать, когда она попадет к опасному человеку; этот человек не велит приплывшей заглядывать за дом; та находит там труп женщины; видит, как человек рубит дрова своим пенисом, имеющим кремневый конец; им он убивал всех женщин, с которыми совокуплялся; женщина предлагает совокупляться, отталкивает человека, тот падает на деревянную лежанку, пенис вонзается в дерево, женщина убегает, лезет на дерево; преследователь срубает его пенисом; женщина перескакивается на другое дерево, велит ему упав, задавить преследователя; тот умирает; женщины-медведицы (бурые) помогают женщине и ее сыну], PM152 [женщина путешествует одна, приходит к мужчине; у того штаны в паху каждый день протираются до дыр; она находит трупы прежних жен, их гениталии окровавлены; женщина приготавливается к совокуплению, отталкивает человека, тот падает на деревянную лежанку, пенис вонзается в дерево, женщина убегает; приходит к другому мужу, он добр; точит улу, просит ее убить женщину, каждый год приходящую его бить; когда та входит, новая жена убивает ее, рубанув по шее]: 90-91, 201-204, 383-384; Lucier 1958, № 15 [охотник находит озеро с червями; бросает в него ногу карибу, она мгновенно съедена; приводит жену, бросает ее, лжет, что жена погибла; ему дают новую; ее младший брат следит за ним; человек бросает жену, пытается схватить ее брата, люди приходят тому на помощь, бросают мужа в червивое озеро]: 100-101; устье Маккензи [по окончании сезона охоты на карибу молодой мужчина каждый раз берет новую жену; женится на дочери старшины; ведет ее к озеру, бросает в воду ногу карибу, черви в озере мгновенно ее пожирают; пытается бросить жену, та зовет на помощь двух своих братьев; они бросают червям самого мужа]: Ostermann 1942, № 2: 69-70; Баффинова Земля [(цит. по Boas 1940: 516); человек откармливает и поедает одну жену за другой; последней удается бежать, ее братья убивают людоеда]: Boas 1901b: 360; Гренландия (много версий из различных районов) [людоед последовательно убивает жен и их детей; последней дает приготовить мясо ее младшего брата; откармливает ее, чтоб убить; она убегает к людям; те хватают людоеда, жена убивает его копьем]: Rink 1875, № 3: 106-108 (пер. в Меновщиков 1985, № 255: 464-466); Восточная Гренландия (Кулусук) [красавец последовательно откармливает, убивает, съедает жен; последняя делает чучело из набитой мхом одежды, велит отвечать, что она не двигается, т.к. растолстела, убегает; муж бросает в чучело гарпун, варит, ест, ему плохо, он решает не есть больше жен; трое братьев последней жены убили и съели его самого]: Millman 2004: 96-97; эскимосы Лабрадора [1 неполная версия, в целом как в Гренландии, без подробн.]: Rink 1875: 106.

Субарктика. Хан (Игл) [Дятел берет в жены одну девушку за другой, откармливает жиром, каждый раз объясняет, что жена умерла; умная девушка подозревает обман; муж кормит ее жиром, чтобы она растолстела; она роет подземный ход от дома к реке; скатывается по нему, т.к. не в силах идти из-за своего веса; похудев, возвращается к людям; Дятел думает, что ее унес дух; приходит за новой женой; получает тяжелый мешок; подняв его, ломает себе спину; не знает, что в мешке его прежняя жена; умирает]: Schmitter 1910: 26-27 (=1985: 39-40); танайна [Росомаха просит девушку в жены; обессиливает долгой дорогой к своему дому; бросает в яму под очагом, чтобы затем съесть; просит в жены ее сестру (эпизод повторяется); третья сестра не обессилена дорогой, он решает прежде замучить ее работой, лишь затем пытаться связать; она находит и кормит сестер; они убегают домой; он приходит искать их; его зовут на пир, подают ему жареного раба; воины вбегают убить его; он умирает от страха, превращается в росомаху]: Vaudrin 1969: 89-85; тагиш [Росомоха получает старшую дочь человека в жены, откармливает жиром, держит в яме, убивает; просит среднюю – то же; младшая просит посадить ее в яму близ ручья, дать острую палку бить мышей, копает подземный ход, возвращается к отцу; отец посылает сыновей, те убивают Росомаху]: McClelland 2007, № 89: 415-417; каска [Росомаха получает девушку в жены; держит в погребе, откармливает, убивает и ест; женится на ее младшей сестре; так убивает почти всех сестер; предпоследняя по старшинству просит дать ей острый предмет убивать мышей; копает подземный ход, убегает; Росомаха приходит к ее родителям; возвращается к себе; братья девушек закрывают его в его погребе, убивают]: Teit 1917a, № 23: 470-471.

Побережье - Плато. Карьер [человек увозит из селения девушку; возвращается, говорит, что жена умерла, просит другую; так несколько раз; ему дают хромую; муж и его брат откармливают ее; вынимая у мужа насекомых, она замечает пасть у него на затылке; под кучей сухой травы находит кости съеденных жен; вымачивает себя в воде, смывая жир; убегает, лезет на дерево; муж видит ее отражение, прыгает в воду, оставив свой нож на льду; этим ножом она отрубает ему голову; то же с его братом; путь домой очень долог; она ночует у Чикади, у Голубой Сойки; Гагара дает ей с собой много сушеной рыбы; женщина приходит домой; теперь помогает гагарам]: Jenness 1934, № 21: 171-174; шусвап [Месяц морозит до смерти каждую женщину, на которой женится; младшая из трех сестер становится шаманкой, разгадывает его планы; когда он приводит ее к себе, ледяной грот тает от ее взгляда; начинается весна]: Teit 1909a, № 32: 701-702; клакамас: Jacobs 1958, № 24 [четыре сестры одна за другой приходят выйти замуж за сыновей старухи Змеиный Хвост; та велит им садиться на землю; змеи вползают в них, их животы лопаются; жаворонок объясняет пятой сестре, как убить змей и их мать; она их бьет палкой, сжигает трупы], 27 [охотник ломает шило; кончик превращается в Кремня; живет у охотника; убивает одну за другой четырех сестер, приходящих выйти за охотника замуж; жаворонок советует пятой уклониться от удара, когда Кремень станет расчесывать ей волосы; Кремень застревает в стене; жаворонок показывает, где трупы сестер; охотник с женой их хоронят]: 194-199, 227-241;

Средний Запад. Меномини [человек последовательно берет девушек в жены, приносит в жертву, скармливает змее, живущей в дереве у его дома; велит очередной жене пойти вперед, развести огонь; топает по бугру, выходит годовалый медведь, он его убивает, велит жене целиком сварить, съесть, выпить бульон; она это делает; прежние жены не могли, он запихивал им мясо в рот, бросал в воду, где их съедали его любимцы; брат мужа велит ей выкопать яму, куда незаметно сбрасывать мясо и сливать бульон; предупреждает, что дотронувшись палкой до дерева, надо бросаться в дом; змея не успевает ее укусить; муж спрашивает, что ест лыжа; жена отвечает, что большую землянику на юге; муж в бешенстве разбивает лыжу, бежит за земляникой; жена и брат мужа бегут; видя заалевшее небо, понимают, что муж схватил землянику; бросают куски змеи, муж теряет время, относя их домой; человек в скале открывает дверь, его две собаки пожирают преследователя, относят его на край мира; брат мужа берет вдову в жены]: Bloomfield 1928, № 112: 503-517.

Северо-восток. Монтанье [Рысь убивает жен; одна обещает с ним справиться, выходит замуж; прячется вне дома, когда он приходит с охоты; он пронзает копьем вигвам, никого не находит; отрезает, жарит и ест сперва кусок мяса с ноги, затем прочие части тела; умирает, когда испек свое сердце; женщина смеется, возвращается к людям]: Desbarats 1969: 53-54; наскапи [Рысь последовательно берет женщин в жены, убивает, съедает; последняя (у нее лицо дикобраза и много вшей, убегает; Рысь начинает есть сам себя; съедает сердце и умирает]: Millman 1993: 66.

(Ср. Калифорния. Помо [Shini Suni брал жен и они умирали; отказывался платить выкуп родственникам умерших женщин, за него это приходилось делать вождю Kuoti; тот попросил двух девушек согласиться выйти за ШС, приготовил яму с раскаленными камнями, замаскировал, на этом месте постель; ШС подозревал обман, но, увидев девушек, лег, упал, сгорел; все стали петь, чтобы отправить его дух навсегда в мир мертвых (происхождение погребальных песнопений); ШС не хотел идти в правильном направлении, но К. отчасти уговорил его, отчасти заставил угрозами; но его озлобленный дух не смог взлететь и идти по Млечному Пути как все умершие, упал в море, стал крабом]: Clark, Williams 1954: 76-79).

Эквадор. Колорадо [старик каждый раз убивает жену, когда та рожает; последняя бьет его, становится главной в доме]: Calazacуn, Orazona 1982: 198-202.

Центральная Амазония. Тупи (р.Мадейра) [демон похищает сестер; поедает старшую, затем среднюю; младшая находит их кости, бежит]: Barbosa Rodrigues 1890: 131-132.

Восточная Амазония. Тенетехара [людоед последовательно женится на трех сестрах; съедает двух старших; младшая находит яму с костями; прячется в лесу; людоед объедает мясо со своих ног, не может встать, жена добивает его, возвращается домой; люди сжигают труп людоеда]: Wagley, Galvão 1949, № 22: 148.

Монтанья. Мачигенга [жена умирает, муж ест ее труп; после­до­вательно берет в жены племянниц и поедает; с самой младшей сест­рой приходят ее двое братьев; находят кости; сжигают людоеда; он превращается в осу]: Baer 1984, № 20: 479-480; пиро [людоед по­следовательно женится на трех сестрах; съедает двух старших; млад­шая приходит к запретному дереву, находит обрывки одежды; лезет на дерево; людоед срезает мясо со своего тела, жарит и ест; жена добивает его, возвращается к отцу; тот сжигает труп людоеда; на этом месте вырастает бамбук]: Matteson 1951, № 7: 66-67.

Боливия - Гуапоре. Такана [муж запрещает жене посещать определенное место, она находит там черепа женщин; спасается]: Hissink, Hahn 1961, № 274 [муж поедает жен, когда те становятся толстыми, превращается в духа-муравьеда]: 411-416; Nordenskiöld 1924: 275-276 [муж ест змей, дает жене в избытке растительную пищу], 287-288 [лесной дух берет девушку в жены; сбрасывает ей на голову с пальмы орех, съедает; так же убивает ее сестру; третья сестра находит кости двух первых, убегает, пока муж на дереве; он срезает и ест плоть со своих икр и ляжек; жена убивает его дубиной]; Ottaviano 1980 [человек последовательно берет в жены пять женщин, откармливает, пожирает, их головы вешает на дерево; шестая, несмотря на запрет, идет в сторону дерева, находит останки жертв, убегает, лезет на дерево; муж не может ее достать, объедает мясо с икр своих ног, превращается в муравьеда: предрекает, что через три дня жена вернется к нему; женщина приходит к родителям, на третий день умирает]: 39-43; чакобо [человек ведет жену в лес, убивает, жарит, поедает с сушеным маниоком; женится снова; братья новой жены застигают его в момент, когда он собирается повторить убийство; убивают его, сжигают труп, искры превращаются в ос; в других версиях того же мифа человек посылает жену за хворостом; вернувшись, она видит, как он ест собственную ногу]: Bossert, Villar 2002: 372.

Южная Амазония. Иранше [лесной дух Аана последовательно берет девушек, якобы, в жены сыну; откармливает и ест их; последней подкладывает вместо своего сына костяную фигуру; девушка убегает; А. приходит за ней; отец девушки прогоняет его]: Pereira 1985, № 22: 113-114; пареси [хозяева звезд спускаются на землю, просят девушек в жены, убивают и поедают; последнюю предупреждает козодой, она убегает; людоеды превращаются в ягуаров]: Pereira 1987, № 99: 574-576.

Чако. Матако [всем женщинам нравится Велá (Месяц); многие выходят за него, но каждая очередная жена умирает; последняя обнаруживает, что у В. большой член, он убивает им женщин во время совокупления; люди не могут убить В. ни оружием, ни ядом; кормят вареными тыквами, кладут в них камень; В. ломает зуб, умирает; через несколько дней воскресает, женщины этому рады]: Calífano 1974: 48.