Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L5i. Множество черепов. (.11.12.20.)

Множество катящихся голов или черепов пытаются забрать женщину.

Бантуязычная Африка. Конго (зомбо Анголы) [Макенге идет жениться, принеся выкуп родителям девушки; по дороге катящаяся голова велит разрешить ей нести калебасу с вином; у родителей девушки голова поедает пищу, предлагаемую жениху; по пути назад требует отдать ей женщину; подкатываются другие головы; царь птиц Нгумбе обещает разрешить спор, требует пить, посылает две головы принести воды в дырявой калебасе; те безуспешно пытаются набрать воду, не возвращаются; другие головы отправляются за пропавшими; когда укатывается последняя, М. благополучно уводит жену домой]: Анпеткова-Шарова 1975: 61-66.

Западная Африка. Хауса [Мама, дочь царя города Гарун Габас, отвергает женихов; обещает выйти за того, кто скажет, где дожидаются друг друга сухой и влажный сезоны; один из отвергнутых царевичей приходит к додо (катящиеся головы-людоеды); обещает, что если царь додо получит женщину, она станет носить его в корзине; дед царя додо объясняет тому, что сезоны пережидают друг друга на акации (она зелена в сухое время и засыхает во время дождей); царевич приносит додо к воротам города; тот катится за старухой; велит ей вызвать джинна, тот дает ей деньги; додо посылает ее высватать для него царевну, сообщает ответ на вопрос; дает богатый выкуп; царь и его дочь рады; увидев додо горюют, но поздно; к царю додо присоединяются другие додо, уводят девушку]: Жуков, Котляр 1976, № 138: 332-346; экои [Вождь Голов (не имеющих туловища) в Стране Голов узнает о девушке {дальше, видимо, как у ибибио и других групп}]: Talbot 1925: 275 в Colldén 1979: 407.

(Ср. Микронезия. О-ва Гилберта (Кирибати) [муж уходит ловить рыбу; черепа приходят к дому жены, велят отдать на съеденье одного ребенка, иначе съедят ее саму; так несколько раз; тогда муж посылает жену ловить рыбу, сам остается дома; делает вид, что боится, нго ребенка не отдает; черепа входят в дом, он рубит их мечом]: Koru, Gullivan 1986: 5-8).