Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L9D. Острые руки. .19.33.34.40.47.55.57.66.

У персонажа острые ногти или руки-ножи, которыми он убивает людей.

Меланезия. Сан-Кристобаль [у некоторых духов mumu одна рука, одна нога, один глаз; у них длинные рыжие волосы; mumu колят и убивают людей своими длинными ногтями или плюя им в глаза]: Fox 1924: 139.

Туркестан. Казахи [жез-тырнаки – женщины с медными когтями; Ж. подходит к привалу охотника, затем отлучается; охотник накрывает своей одеждой чурбан, прячется; Ж. бросается, ее когти застревают в колоде; человек стреляет, отрезает кисти рук с медными ногтями, забирает с собой]: Остроумов 1891: 202-203.

Южная Сибирь - Монголия. Алтайцы [вернувшись в балаган, двое охотников застают двух девушек; старший брат предупреждает, что это алвун/албан, младший не обращает внимания; старший подкладывает вместо себя бревно, садится рядом с ружьем; ночью девушки выпускают из своих длинных рукавов когти, вонзают в бревно, старший стреляет; растирает тело младшего снегом, лишь после этого тот проснулся]: Бельгибаев 2006: 232 (примерно то же в Ойноткинова и др. 2011, № 88: 211-213).

Арктика. Иглулик (Репалс-Бей) [Aningaat слеп; мать нацеливает его стрелу на белого медведя, говорит, что А. попал в собаку; кормит его собачиной, сама с дочерью ест медвежатину; сестра тайком дает ее брату; отводит к озеру; Гагара ныряет с ним, трижды протирает ему глаза, он прозревает; привязывает линь к поясу матери, гарпунит большую белуху, та уносит мать в море; брат с сестрой приходят к людям с длинными ногтями; сестра заходит в дом попросить воды; обитатели начинают обдирать с нее мясо; брат врывается, убивает всех ледорубом; протирает спину сестры снегом с мочой, плоть восстанавливается; они приходят к играющим в чашку-и-мяч; А. забирает один прибор, убегает; приходят к людям без анальных отверстий; А. велит сестре взять там мужа; она рожает; местный старшина говорит, что теперь у них есть человеком с анусом и пенисом; прокалывает себе анус; другой проколол, промахнулся, умер; А. стал тайком ходить к сестре; та вымазала себе нос сажей; оба пришли в дом для собраний, там праздник; все смеются над А., видя его черный нос; сестра окунает моховой факел в жир, убегает; А. бежит за ней, но не окунул факел в жир, поэтому тот быстро погас; сестра стала солнцем, А. месяцем]: Spalding 1979: 48-50.

Юго-Восток США. Чироки: Duncan 1998 [одетая в камень людоедка убивает людей своим острым пальцем; птичка объясняет человеку, что ее сердце на кончике этого пальца; тот попадает в палец стрелой, людоедка гибнет]: 62-66; Ten Kate 1889 [мужчина и женщина людоеды одеты в кремень, имеют заостренные стальные руки; их сердца в их руках; по совету птички, люди убивают людоедку, поражая ее стрелами в руки]: 54.

Северные Анды. Лесные духи-людоеды. Эмбера [живут на деревьях, их руки - ножи]: Chaves 1945 (чами): 196-197; Betania в Pinto García 1978: 142; нонама [рука-нож]: Wassen 1935, № 9: 137-139.

Южная Венесуэла. У девушки ногти как ножи. Санема: Wilbert, Simoneau 1990b, № 252 [у женщины Tinimisoma были острые когти; другая женщина попросила ее подержать ребенка; Т. разрезала его, выела печень; потом убила брата, когда тот пошел в лес, печень положила в корзину; люди опознали печень, бросили Т. в костер], 253 [у девушки первые месячные; когти как у броненосца tinimi; муж пошел с ней в лес, она его убила, наелась мяса, остальное сложила в корзину; так же убила брата, печень принесла домой; потом еще одного человека; люди опознали печень, заметили кровь на когтях; ее бросили в костер, забросали стволами деревьев]: 473-475; яномам [при первых месячных мать девушки Teremë велит ей держать ладони сжатыми; та держит их открытыми, рука превращается в острый коготь; она его затачивает; убивает ребенка сестры, когда та и ее муж полезли за плодами на дерево; сестра убегает; муж медлит слезать; когда слезает, Т. убивает его, выпивает кровь, куски мяса приносит в корзине под видом мяса пекари; люди узнают человечину; устраивают праздник, бросают Т. в костер, она сгорает]: Wilbert, Simoneau 1990b, № 251: 470-472.

Монтанья. Арауа [указательный палец на правой руке божества есть нож]: Rivet, Tastevin 1938: 256.