Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L26. Гибель инициируемых. .50.62.72.

Во время первой инициации сверхъестественные существа обучают мальчиков ритуалам и убивают за нарушение правил, связанных с потреблением и распределением пищи. В ответ мужчины убивают сверхъестественных персонажей, воспроизводя с той поры во время ритуалов их облик и/или голоса.

Большой Юго-Запад. Западные керес (Акома) [юноши танцуют, издевательски подражая духам; те убивают многих людей; божественные близнецы убивают духов; их возвращают к жизни; духи и люди больше не живут вместе]: Stirling 1942: 50-54.

СЗ Амазония. Несколько инициируемых, один сверхъестественный персонаж. Банива: Dominguez 1986 (куррипако): 148-152; Saake 1968: 264-265; Stradelli 1890: 663-670; Wright 1993: 10; тариана: Coudreau 1887: 185; Biocca 1965 в Brüzzi 1994: 107 и в S.Hugh-Jones 1979, № 8: 305-306; Brüzzi 1994: 241; Coudreau 1887 [Юрупари родился от девственницы, не имевшей половых органов; шаманы напоили ее кашири, от этого забеременела; купалась в реке, рыба taire прокусила ей низ живота, она смогла родить; шаманы спрятали ребенка; его тело излучало свет, движения пальцев рождали звуки; на празднике он сказал, что надо поститься, иначе мужчины и мальчики умрут; дети жгли костер под деревом uaku; с дерева упали плоды, которые Ю. запретил есть во время поста; Ю. съел детей; мужчины напоили Ю. на празднике, бросили в костер; из пепла выросли пальмы пашиуба, это его кости; душа Ю. залезла по ним на небо; до рассвета, скрытно от женщин, мужчины сделали из пашиубы сакральные инструменты, в них - голос Ю.; Ю. носил шкуру обезьяны; его маску макакарауа (шерсть обезьяны) делают из шерсти обезьяны в смеси с волосами, отрезанными у девушек при первых месячных; после смерти Ю. женщины трубили в горны, одевали макакарауа (206: вплетая в нее волосы мужчин, а не девушек), вызывали Ю.; Ю. спустился с неба, пошел за женщиной, у которой были горны и маска, изнасиловал; с тех пор шаманы убивают ядом тех женщин, которые видят макакарауа]: 184-187; Moreira, Moreira 1994 [Bisiu решил устроить праздник дабукури с плодами uacum; повел мальчиков собирать их, залез на дерево; мальчики под деревом стали печь плоды, Б. почувствовал запах; слез, его пальцы издавали звуки флейт miñapõ'rã; пошел ливень, Б. открыл свой зад, мальчики спрятались там от дождя, погибли; Б. согласился прийти в селение пить кашири из кукурузы, т.к. раньше его не пил; он стал танцевать, его столкнули в огонь; раздались звуки священных флейт; это Б. устроил дабукури под землей; один человек стал слушать, Б. выстрелил из-под земли, но стрела задела лишь ухо слушавшего]: 23-24; барасана: S.Hugh-Jones 1979, № 5A: 284; десана: Kumu, Kenhiri 1980: 117-119; Reichel-Dolmatoff 1989: 129; татуйо: Bidou 1983: 36-37; юкуна: Mich 1995: 490-492.

Чако. Чамакоко [много персонажей, один мальчик]: Wilbert, Simoneau 1987a, № 69-70 [старики вместо духов, без этимологии происхождения ритуалов], 79, 80 [женщины находят дыню, та растет, из нее льется поток вод, в нем рыба и боги; они велят женщинам оборудовать ритуальную хижину и площадку для танцев; женщины скрывают от богов существование мужчин; одна приносит с собой младенца мужского пола; узнав, что существуют мужчины, боги прогоняют женщин, начинают обучать ритуалам мужчин; богиня Aishtuwénte советует мужчинам истребить женщин, обещая им взамен свою дочь; ее дочь превращается в оленя, прячется на дереве; все мужчины совокупляются с ней, убивают, режут на части, каждый приносит кусок мяса в свой дом; когда возвращаются видят, что эти куски превратились в новых женщин и детей; однажды сын Shírre (его отец-чамакоко – муж А.) нарушил правила для инициируемых, боги съели его; Ш. начинает убивать богов, но те оживают; А. показывает, что убить можно только ударом в лодыжку; мужчины убивают почти всех; А. устраивает танцы с участием оставшихся богов и людей; люди убивают богов, спасается только Nemourt, велев людям быть смертными; А. говорит каждому из людей, к какому роду он относится, это зависит от того, кого из богов он убил; велит устраивать мужские ритуалы в память богов], 81, 86: 234-245, 276-282, 296-303, 310-313, 338-346