Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L32. Прожорливый камень. .11.12.22.48.50.52.55.58.62.

Камень проглатывает, кусает, бьет или преображает людей.

Бантуязычная Африка. Суто [Rahlabakoane с женой работают в поле, их сын Hlabakoane пасет скот, дочь Thakane остается дома; у них дерево, если ударить топором, из ствола льется молоко; детям настрого запрещено самим его трогать; Х. отказывается пасти скот, если сестра не даст ему молока от дерева; ей приходится ударить топором, молоко льется потоком, Р. прибегает, решает отвезти дочь на съеденье людоеду; по пути Т. рассказывает трем видам антилоп свою историю, каждая антилопа отвечает, что людоеду надо отдать ее отца; дома лишь сын людоеда Masilo; тот берет Т. в жены, ее отца отдает людоеду, тот его зажарил и съел; Т. рожает девочку; по закону девочек отдают людоеду, сохраняют лишь мальчиков; Т. попросила разрешения утопить дочь; из воды выходит старуха, забирает младенца; Т. приходит навестить дочь, та быстро взрослеет; М. проследил, увидел красавицу, дал старухе скот, та отпустила девушку; М. посылает жену и дочь в сопровождении людей и скота навестить мать и брата Т.; путь преградила скала, в нее превратилось сердце отца Т.; скала хочет съесть Т.; глотает людей, скот, затем Т. с дочерью; внутри пещера, там один юноша прорезал выход наружу; скала-людоед умерла, все вышли, лишь давно проглоченные уже умерли; мать Т. рада]: Abrahams 1983, № 91: 326-333.

Западная Африка. Коно [Паук отказывается идти с Франколином (птица Francolinus) работать в поле; Паук находит его поле, решает, что оно ничье, строит закром, собирает рис; видит камень с бородой; как только говорит, Камень с бородой! тот его ударяет, но Паук остается жив; Камень объясняет, что убьет всякого, кто его так назовет; Паук приводит Гиену, та произносит запретное восклицание, убита Камнем, Паук съедает ее; так приводит на смерть многих животных; Франколин обнаруживает, что половины риса нет, посылает сторожить насекомое типа Сверчка; тот пугает Паука и его жену, то превращаясь в человека, то падая замертво; Паук остается в лесу пауком, франколин клюет рис на участках, полагая, что это его урожай]: Holas 1975: 287-271; манджак [Шакал видит камень с бородой; подходит Гиена, восклицает, «Камень с бородой!», падает замертво; так со всеми, кто произносит «с бородой»; Шакал строит рядом хижину, питается погибшими; звери начинают обходить стороной это место; Шакал зовет Зайца, пытается спровоцировать его обратиться к камню; Заяц упорно говорит «Камень с волосами»; Шакал не утерпел, произнес как нужно, сам упал замертво]: Никольников 1976: 94-98; темне [Паук видит камень с бородой, говорит вслух, теряет сознание; к вечеру пришел в себя; специально ведет к камню, Олень говорит «с бородой!», теряет сознание, Паук его убивает; то же с газелью; с другими животными; приводит Кролика; тот уклоняется от того, чтобы произнести эти слова, Паук сам произносит; {конец не совсем понятен, текст на пиджине}]: Cronise, Ward 1903: 167-171.

Индокитай. Буланг [ночью какой-то шум; юноша Mixi выходит с копьем, к нему приближаются два чудовища, один чуть не задавил, но остановился; это два огромных валуна; валун-женщина говорит, что забыла закрыть в доме дверь, уходит, валун-мужчина остается ее ждать; из разговора валунов М. узнает, что те собрались завалить реку камнями, чтобы затопить деревню, но с первыми петухами прекратят двигаться; М. кричит петухом, другие подхватывают, камни замирают и остаются камнями]: Miller 1994: 119-121.

Калифорния. Салинан [камень хватает, убивает людей, их поедают птицы; Ястреб, Ворон отбивает ему голову; этот камень виден до сих пор]: Mason 1912: 192-193.

Большой Юго-Запад. Хикарилья [камень давит и затем глотает людей; его видно сейчас (заметен открытый рот и следы стрел, которыми герой убил его)]: Goddard 1911, № 10, 13: 204, 206; Mooney 1898a: 208.

Мезоамерика. Науатль (Сан-Луис-Потоси) [каждый, кто приближается к определенному камню, формой напоминающему человека, становится черным]: Croft 1957: 322-323; науа (область Уастека) [по ночам камни могут превращаться в хищных животных, Звезды пускают в них стрелы-метеоры и убивают; камни с дырками – это те, в которых стрелы попали, они считаются амулетами]: Sandstrom. Effrein Sandstrom 1986: 76; отоми: Galinier 1990: 526 [Звезды-женщины, они прикреплены к небу, они цветы мира; по ночам камни пытаются встать и напасть на людей, но падающие звезды их убивают]; Manrique 1969 [человек видит лавку на месте скалы и заходит внутрь; скала проглатывает его; друг освобождает его]: 716; науатль Веракруса: González Cruz 1984 [камни не кусаются после того, как герой одного из них убивает]: 219; Law 1957 [см. мотив J25; Тамакасти живет у бабкой; ее муж предложил ей его съесть; Т. велел летучей мыши убить деда; с чердака закапала кровь, бабка решила, что это кровь внука, начала пить; позвала мужа, нашла его мертвым; Т. принес воду, сказал, что не убивал деда, ибо ходил за водой; бабка хотела сварить Т., он сам бросил ее в котел; кости сжег вместе с трупом деда, пепел велел Жабе бросить по другую сторону моря; Жаба дошла до берега, там бросила колоду с пеплом, она лопнула, из пепла возникли москиты, мухи и комары; Ящерица тоже лишь сказал, что отнесла колоду с пеплом; за море отнес Скунс; в наказание Т. (или кто-то другой?) расщепил язык ящерицы пополам; Т. сказал матери, что пойдет к отцу; по пути сел на камень, тот его проглотил; он мечом разрубил сердце камня; Т. пришел к отцу, привел Лиса с музыкантами; далее европейская сказка о сватовстве и брачных испытаниях; соперник Т. – Южный Ветер]: Law 1957: 345-355; пополука, науатль Веракруса [раньше камни глотали людей (без подробн.)]: Munch 1983a: 155.

Северные Анды. Юпа [женщина раскрашивается порошком из красного камня, камень проглатывает ее]: Wilbert 1974, № 12: 97.

Устье Ориноко. Варрау: García 1993, № 15 [мать не велит мальчику садиться на камень; он садится, камень его медленно проглатывает; родители пытаются его вытащить, но он окаменел, затем пропал внутри камня; люди попытались разбить камень, но оттуда брызгала кровь; люди стали плясать в честь Хебу, принесли ему в жертву пальмовый крахмал; когда вернулись к камню, тот был огромным; есть много больших камней, т.к. они кого-нибудь проглотили]: 75-76; Wilbert 1970, № 174 [родители не велят мальчику садиться на камень; он садится, тот проглатывает его; люди пытаются разбить камень, оттуда брызжет кровь; злой дух велит танцевать в его честь; после этого камень сперва увеличивается в размере, затем исчезает]: 382-383.

СЗ Амазония. Маку [на пути душ в загробном мире камень со ртом (без подробн.)]: Münzel 1974: 301.