Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L37C. Горе-несчастье, ATU 735A.

.16.22.(.23.).27.-.29.31.32.34.

Злыдни, Недоля, Несчастье, Нужда виноваты в бедности человека и остаются с тем, кто их освободит.

Англичане, немцы, австрийцы, моны, (Уттар-Прадеш?, Непал, ассамцы, тамилы), македонцы, болгары, сербы, румыны, венгры, украинцы (Буковина, Галиция, Восточная Словакия, Подолия, Киевская, Одесщина, Покутье, Екатеринославская), белорусы, русские (Архангельская, Карельская, Ленинградская, Ярославская, Воронежская, Орловская, Тамбовская, Тульская), поляки, чехи, словаки, осетины, грузины, восточные саамы (сколты, Нейден), вепсы, карелы, эстонцы, (сету), литовцы, латыши, чуваши, татары, башкиры, мари, мордва, удмурты, коми, хакасы, буряты, (ойраты).

Западная Европа. Англичане, немцы, австрийцы: Uther 2004(1), № 735A: 392-393.

Бирма, Индокитай. Моны [младший брат женат на богатой, старший на бедной; жены ссорятся, братья делят хозяйство, младший богатеет, старший беднеет; старший видит, как нат-помощник младшего за него пашет; находит своего ната-помощника, тот советует заняться торговлей; видит старуху, это его нат-вредитель; предлагает ей залезть в сундук, он возьмет ее с собой на базар; запирает и зарывает сундук; младший из зависти к разбогатевшему старшему откапывает старуху; та говорит младшему, что будет теперь с ним, он разорился]: Касевич, Осипов 1976, № 151: 363-367.

(Ср. Южная Азия. Уттар-Прадеш (хинди) []: ?; (ср. Непал [поле младшего брата оказывается без воды; ночью он подстерегает девочку, которая отводит воду на поле старшего брата; та отвечает, что она судьба старшего; младший отправляется искать собственную; по дороге дерево просит узнать, почему его листья снизу желты, торговец – почему он не может достроить дом, рыба - почему ей в воде холодно, на суше жарко; заснув на поляне, младший брат просыпается ночью, видит множество девочек, хватает одну из них; та обещает, что на его поле будет вода; рассказывает, что листья желты от блеска зарытых под деревом алмазов; дом рушится, когда дочь торговца распутничает; рыба есть пандит, в прошлой жизни скрывавший от всех свои знания, пусть поделится; рыба перевозит юношу через реку, наделяет знаниями; торговец выдает за него другую дочь; под деревом юноша находит алмазы; делается богачом рыба - го, что его правляется искать собственную№]: Аганина 1971: 210-217; ассамцы [народ жалуется на разбойников; царь велит трем сыновьям ночью сторожить город; старшие ничего особенного не замечают; младший видит молодую женщину, выходящую из дворца; женщина объясняет, что она – Удача царя; поскольку этой ночью он погибнет, ей более нет необходимости охранять дворец; принц просит ее вернуться, если царь, вопреки ее словам, не умрет; войдя в опочивальню отца, принц видит кобру у его ложа; принц убил кобру]: Grierson 1903a: 430-431; тамилы [брат и сестра договорились, что если у них будут дети разного пола, они их поженят; у брата трое сыновей, у сестры три дочери; брат разорился; сестра выдала старших дочерей за богатых, а младшая ушла к бедному суженому; гаруда подхватила драгоценное кольцо короля, уронила в доме братьев; те отнесли его царю; жена младшего попросила в награду приказать в пятницу погасить в городе все огни, оставив лишь в ее доме; велела мужу и его братьям с каждого пришедшего брать клятву больше не покидать дом, а с уходящего – не возвращаться; 8 воплощений богатства пришли, а воплощение нищеты и неудачи ушло; семья разбогатела]: Natesa Sastri 1884-1888, № 17: 196-204).

Балканы. Болгары: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 735 [], 735A [бедняк (обычно пьяный) слышит, будто кто-то тихонько напевает или с ним разговаривает; это его Нужда; ему удается ее перехитрить (делает вид, что умирает), зарывает свою Нужду в землю или оставляет в гробу и заколачивает крышку; из зависти к неожиданно разбогатевшему бедняку его богатый брат освобождает Нужду и велит ей вернуться к хозяину; но та боится своего бывшего хозяина и остается с освободившим ее; богач разорился]: 252-253; македонцы, сербы, румыны, венгры: Uther 2004(1), № 735A: 392-393.

Средняя Европа. Украинцы: Петников 1956 [богатый брат прогнал бедного, не накормив; коршун велит ему идти жить в другую слободу; злыдни с собой в баклаге, мужик заткнул их затычкой, закопал вместе с водой на берегу; нашел пустую хату, там козленок с рожками, мужик его потащил, посыпались деньги; брат пришел в гости, мужик рассказал ему про зарутую баглагу, тот ее откопал, злыдни остались с ним, дом сгорел, он стал жить в бедной землянке]: 90-91; Сумцов 1913 (Галиция, много версий) [недоля прицепилась к бедному переселенцу, вернувшемуся взять забытый боклаг; на дороге он нашел кость, стал высасывать, Недоля за ним в кость; он закрыл трещину в кости кусочком дерева, бросил кость в боклаг, забил отверстие, боклаг бросил в реку; разбогател благодаря помощи пана, которого спас от смерти; богатый брат выпытал тайну, выпустил недолю, она пристала к нему; его имущество сгорело, он впал в нищету]: 61; русские: Афанасьев 1994 [много вариантов]: 392-408; русские (Архангельская, Карельская, Ленинградская, Ярославская, Воронежская, Орловская, Тамбовская, Тульская), украинцы (Буковина, Галиция, Восточная Словакия, Подолия, Киевская, Одесщина, Покутье, Екатеринославская), белорусы [Горе (Нужда): бедняк запирает его и богатеет; богатый брат из зависти выпускает Горе, но оно привязывается теперь к нему]: СУС 1979, № 735А: 182-183; русские (Архангельская, Пинега, дер. Остров близ Суры, зап. 1927) [Бедный брат пришел к богатому на пир, тот угостил его водой из кадки. На обратном пути бедный мужик поет и слышит, что ему подпевают, узнает, что это его нужда. Говорит, что собирается умирать, нужда говорит, что и она с ним умирать будет. Бедный мужик строит гроб, спрашивает, в гробу ли нужда, она отвечает, что в гробу, и он заколачивает гроб. Бедный мужик богатеет. Его брат расспрашивает его, как ему это удалось. Он раскапывает гроб с нуждой, но она не возвращается к бедному, остается с богатым братом. И он беднеет]: Карнаухова 1934, № 67: 143-144; русские (Воронежская) [мужик возвращается домой навеселе, дорогой поет и слышит, как кто-то ему подпевает, выясняет, что это его нужда (невидимая). Дома спрашивает, может ли она забраться в бутылку и спеть оттуда, нужда выполнят, и мужик закрывает бутылку и закапывает в земле. Он богатеет и рассказывает брату, как это ему удалось, показывает место, где закопана нужда. Брат завидует, раскапывает бутылку, но нужда прицепляется к нему, думает, что это ее прежний хозяин. Он разоряется, теряет жену, рассказывает о своей беде брату. Тот готов помочь, корит брата, что тот стыдился и не просил помощи раньше. Братья идут купаться, готовят сак (мешок для ловли рыбы), когда брат заходит в воду, другой видит, как за ним плывет нужда и вылавливает ее мешком, относит в овин, где нужда высыхает, братья снова богатеют]: Барышникова 2007, № 46: 187-189; русские (Тамбовская) [Бездетный мужик отделяется от своего брата, не хочет «его детей кормить». Но живет бедно, а его брат богато. Бездетный брат совсем разорился, пошел просить денег, но по пути на поле брата увидел белого человека, спрашивает, кто пашет поле брата, человек отвечает «братово счастье». Объясняет, что бездетный брат свое счастье не уберег, оно уснуло, отправляет к березе, вокруг которой оно обвилось, дает клубочек и плетку, ударить трижды свое счастье и разбудить. Мужик будит свое счастье («Фу-фу-фу, как долго спал. – Долго спал, да в пору встал»), оно ведет мужика к озеру, они ставят силки, счастье приказывает не брать никакой добычи, пока оно спит. Мужик не выдерживает и берет из силков одну из золотых птиц. Счастье упрекает мужика в том, что не выполнил его указания, оставляет его с птицей, советует посадить ее в межу и продавать её золотые яйца. Мужик продает яйца по сто рублей, разбогател, купил пароходы и корабли. Жена расспрашивает мужа, как удалось разбогатеть, переносит птицу в кухню, чтобы в поле ее не украли. У нее рождается двое детей. Муж отбывает за море, она влюбляется в дьячка и рассказывает о птице и показывает ее. Он видит на крыльях предсказания, тот кто съест одно крыло – станет царем, другое – королем. Дьячок просит убить птицу, жена боится мужа, но он грозит не появляться месяц и она соглашается. Приказывает слугам пожарить птицу. Дети случайно съедают мясо птицы, дьяк узнает и требует убить детей, жена приказывает работникам сделать это. Они жалеют детей и отпускают, вместо детей убивают собаку, жарят её. Дьяк съедает. Дети растут в лесу, боятся идти в город. Первым идет Ваня, в городе ищут короля – им станет тот, на кого с городских ворот упадет лампада, она падает на мальчика. Коля идет в другое государство, остается жить у бабушки, шьет башмаки и плюется «золотыми слюнками». Царевна покупает их, интересуется. Бабушка приводит Колю к царевне. Она заставляет его пить вино, он отказывается, но она угрожает, он выпивает и выплевывает золотую маковку, царевна забирает, моет и проглатывает, а Колю отправляет в одной жилетке на Буян-Остров. Он пробует разные ягоды – от одних вырастают рога и хвост, от других становится красив. Слышит, как пищат птицы, укрывает своей жилеткой. Мать птенцов хочет отблагодарить Колю – если бы не он, замерзли и обещает доставить в город. Коля берет с собой ягоды и продает у царского дворца. Дает одну бесплатно кухарке, она заметно хорошеет. Царевна замечает это и просит купить ей ягоды, он продает ей те ягоды, от которых вырастают рога и хвост. Никто не может вылечить царевну, Коля вызывается помочь. Ее отец обещает сделать царем того, кто вылечит царевну. Коля приказывает построить за городом баню, бьет розгами царевну и говорит, что это за то, что она его опоила и отправила на Буян-Остров. Она выплевывает маковку, Коля ее моет и проглатывает, дает царевне другую ягоду, она становится красавицей. Они женятся]: Цейтлин 1911, № 13: 11-14; русские (Вологодская) [отец умер; у двух сыновей детей нет, у дурачка Вани семеро; он ходит просить зерна у старшего брата; невестки возмущены; в воскресенье пошел куда глаза глядят; баба рубит дрова, говорит, что она старшего брата участь, а его, Вани, участь, и в будни не работает, а занимается с полюбовником; баба учит, как найти участь Вани, велит заказать кузнецу три железных прута; участь предложит водки, две стопки выпить, третью не пить, а бить участь, пока прутья не истреплются; та дает курицу, несущую золотые яйца; братья уплывают на кораблях по торговым делам, Ваня просит продать три снесенных его курицей яйца; братья не знают, что они золотые; за яйца получили три корабля с товарами, хотели забрать их себе, все корабли тут же остановились; пришлось отдать товары и корабли Ване, тот разбогател; Ванина жена завела любовника; тот прочел на гребешке курочки: кто съест гребешок, станет царем, кто пупок, станет плевать золотом; любовник: если не заколешь для меня курочки, брошу тебя; дети Вани Мишка да Гришка съели курицу; слышат, как мать обещает с них содрать кожу; ушли из дома; остановились у старушки, платят золотом; та говорит, что будут выбирать царя; у кого в руках загорится свеча, того выберут; свеча загорелась у Гришки, он стал царем; женился; Мишка отправился искать себе жену; поел одной травы – заболел, поел другой – выздоровел; вылечил королевну, женился на ней; она его напоила так, что его стало рвать, куриный пупок выпал, жена велела бросить его в нужник; М. проснулся, ушел, нашел яблоки, от которых рога вырастают, и другие, от которых сваливаются с головы; продал первые королю, у королевны вырасли рога; под видом лекаря велел послать королевну в баню; бил ее железными прутьями, пока сознание не потеряла и пупок не отрыгнула; затем накормил другими яблоками; молодые друг друга простили и стали хорошо жить; оба брата поехали, нашли отца, он свиней пасет; они разорвали мать пополам, взяв ее за ноги, а любовника расстреляли на дверях], № 32: 249-254); белорусы: Афанасьев 1994 [много вариантов]: 392-408; Сумцов 1913: 59-60 [у бедного брата под печкой живут 12 злыдней, поэтому он и беден; богатый брат просит бедного помолиться, чтобы у него родился ребенок; бедный молился, ребенок родился, но богатый не пригласил бедного в кумовья; бедный привез своих злыдней в лес, попросил помочь разнять половины дуба, выбил клин, руки злыдней защемило; поднявшимся вихресм была убита лошадь и поломан воз, которых бедный одолжил у богатого; богатый пришел за ними в лес, освободил злыдней, они разорили его], 60 [злыдни могут везде поместиться; мужчина спрятал их в рог с табаком, положил на мельнице под вал; завистливый богач их выпустил, впал в нищету], 61 [бедняк идет пьяный из шинка, тянет водку из бутылки; злыдни стали тянуть за ним, влезли в бутылку, бедняк ее заткнул, закопал, разбогател; брат выпустил злыдней, они к нему прилепились]; поляки: Домбровский 1992 [у одного брата заболела жена, он обеднел; другой отобрал у него остатки имущества, отселил в хибару; богатый женился, бедный получил от него на празднике лишь обглоданную кость; бедный решил утопиться; кто-то просит его поделиться едой, это его Нужда; она отбирает кость, забирается внутрь, высасывая мозг; человек забил отверстие осиновым клином, бросил кость в реку; бедняк быстро разбогател, все стало идти удачно; рассказал историю брату; нашел кость, чтобы вернуть ему нужду, но Нужда осталась с ним самим; богатый брат разорился]: 219-230; Лифшиц-Артемьева 2017 []: 234-236; чехи, словаки: Uther 2004(1), № 735A: 392-393.

Кавказ – Малая Азия. Осетины [два брата, богач и бедняк; бедняк поймал свое Несчастье и похоронил; богач из зависти освободил Несчастье брата, но Несчастье отказалось от него уходить]: Бязыров 1960, № 128: 94; грузины: Курдованидзе 1988(2), № 101 [бедный брат прислуживал на свадьбе сына богатого; возвращается голодным; к нему подходит Нужда, говорит, что не отстанет от него и после смерти; бедняк заказал гроб, Нужда забралась в него, опасаясь, что человек ее опередит, бедный брат заколотил гроб; разбогател; рассказал богатому о происшедшем; богатый открыл гроб, чтобы напустить Нужду снова на бедного, но та вцепилась в него самого]: 166-167; (ср. Чиковани 1954 [лентяй видит, как какой-то человечек ходит среди большого стада; тот отвечает, что он счастье владельца стада, а счастье лентяя спит под кустом; лентяй его нашел и стал бить; счастье говорит, что если хозяин бездельничает, то и оно тоже; лентяй одумался, стал работать, разбогател]: 218-219).

Балтоскандия. Восточные саамы (сколты, Нейден) [бедный брат слышит, как в лесу кто-то работает; незнакомец отвечает, что он – удача старшего брата, а удача младшего спит за горой у камня; бедняк нашел свою удачу и стал бить; та дала камень: если перебросить с руки на руку, в руке деньги; старший брат уговорил рассказать, как младший разбогател, заставил продать ему камень; младший снова обеднел; опять пошел к своей удаче, та дала ранец, в нем понимание; парень принес его домой, выскочили двое солдат, стали его бить; он велел им вернуться в ранец; продал ранец старшему, солдаты стали того бить до тех пор, пока он не вернул камень и полученные с его помощью деньги]: Lagercrants 1961, № 296: 145-150; вепсы [бедный брат попросил у богатого спичек, тот не дал; утром бедняк: Несчастье, дай немного табаку; посыпался табак, бедняк закрыл Несчастье в банку, утопил ее в озере; заночевал в лесу, нашел котел золота, стал жить зажиточно; узнав, в чем дело, богатый выловил банку и велел Несчастью отправляться назад к бедняку; но оно осталось с ним самим; амбар сгорел, бывший богач стал беднее брата]: Kippar 2002: 87-88; карелы (Калевальский р-н, 1948) [бедный брат решил взять детей и пойти по миру; его Горе пошло за ним; бедняк попросил его нести жернов и столкнул с моста в реку; разбогател; узнав, в чем дело, богатый брат достал Горе со дна и велел вернуться к бедняку, но оно осталось с богатым; тот обнищал]: Конкка 1959, № 40: 174-175; сету [бедняк видит кого-то на своем пшеничном поле; слышит в ответ: я счастье твоего соседа, забираю колосья с твоего поля и передаю на его; а твое счастье спит, поскольку ты сам не работаешь, а лишь на охоту ходишь; иди за ним в дом в лесу, оно там в желтой одежде; бедняк пришел, его счастье его само окликнуло, подарило курицу; дома она снесла яйцо, бедняк пошел продавать, ни у кого нет денег купить, наконец, богатый купец дал сто рублей; так каждый день, бедняк с женой разбогатели, сыновей отправили в школу; жена сошлась с попом, показала ему курицу; тот увидел, что на кончике левого крылышка у нее написано «съевший станет денежным королем», а на кончике правого «съевший станет королем»; жена соглашается зажарить курицу; пришедшие из школы мальчики съели кончики крыльев; поп велит любовнице, чтобы та зарезала сыновей, зажарила ему их сердца; она посылает служанку убить мальчиков, та убила гуся и щенка, детям велела бежать; поп съел сердца гуся и щенка, стал гоготать и лаять; мальчики расстались; старший поселился у бедной женщины, каждый день у него в изголовье золото; они разбогатели, купили дом купца рядом с королевским дворцом, стали богато жить; младший брат попал к священнику, тот его воспитал; король умер, стали выбирать нового; все заходили в церковь, на младшего брата дважды упала свеча, его выбрали королем; братья узнали друг друга; пришли неузнанными в отцовский дом; там их мать с попом, отца отселили, он стал пастухом; братья привели отца, открылись; младший подбросил меч, падая, он отсек голову матери; попа заковали в кандалы, отправили на вечную каторгу в Сибирь]: Sandra 2004: 114-128; литовцы: Кербелите 2014, № 68 [бедному брату крестник посоветовал перенести избу на новое место; когда из-за печки вылезет Несчастье, запихать его в ступицу и закрыть пробкой; человек спрятал ступицу под мостом; разбогател; узнав о причине, богатый брат нашел ступицу и выпустил Несчастье; оно прилепилось к нему, его скот пал, скоро он и сам умер], 69 [Несчастье – старая баба за печкой, бедняк спрятал мешок с ней под пнем]: 151-153, 153-155; латыши [Бедный брат напивается у богатого и, возвращаясь домой, слышит, что кто-то ему подпевает. Это – горе бедняка (в образе длинного человека, кота, воробья). Бедняк ловит горе, прячет его под камнем. Разбогатев, он рассказывает об этом брату. Богатый хочет выпустить горе бедняка, но горе прилипает к богатому, и он становится бедняком]: Арийс, Медне 1977, № 735A: 315; эстонцы: Uther 2004(1), № 735A: 392-393.

Волга – Пермь. Чуваши [жена посылает Василия к своим родителям, может, дадут солод на пиво; В. споткнулся, просыпал солод в пруд у мельницы; решил, что получилось пиво, стал пить, запел; кто-то подпевает; незнакомец говорит, что он Нужда, живет в В.; В. с женой сажают Нужду в сундук, запирают, закапывают в лесу; после этого В. разбогател; рассказал все тестю; тот из зависти откопал Нужду, велел отправляться назад к В.; Нужда отказался, стал жить у тестя, тот разорился]: Чувашские сказки 1937: 131-134 (=Сидорова 1979: 173-175); казанские татары [бедный брат заработал у богатого буханку хлеба, приглашен в гости; в гостях запел, кто-то подпевает; это его Горе; вместе с ним бедняк возвращается домой, Горе предлагает пить, пропили все; Горе предлагает одолжить у богатого брата лошадей и арбу, приехали к камню, под ним золото, погрузили его на арбу; бедняк: а что это там осталось на дне ямы? Горе спускается в яму, бедняк навалил сверху камень; разбогател; узнав об этом, богатый брат освободил Горе, оно осталось с ним]: Ярмухаметов 1970: 282-283 (=Замалетдинов 2009, № 90: 353-356); башкиры [бедный брат с женой и детьми отправился искать счастье; стал смотреть, не осталось ли в бадье дегтя; Нужда: чего ищешь? – Пять копеек уронил. Нужда полезла проверить, он ее закрыл; с тех пор во всем везло, наловил рыбы, продал, разбогател, позвал богатого в гости; тот из зависти открыл бадью, Нужда с ним осталась]: Бараг 1992, № 45: 95-96; мари: Сабитов 1989, № 735 [Два счастья (бога): у богатых братьев счастье (бог) делает за них всю работу, у бедного счастье (бог) – ленивое; он его избиввает; счастье (бог) учит, как избавиться от бедности; бедняк богатеет], 735A [Бедность: бедняк хоронит свою бедность в могилу; богатый брат из зависти вырывает бедность, но она привязывается теперь к нему]: 43; Тудоровская, Эман 1945 [(повествование от 1 лица); двое братьев богаты, третий беден; видит, как на поле братьев поздно вечером кто-то работает; это были их боги; сказали, что его бог в красной рубашке играет на гармошке; парень избил его, тот стал ему помогать; велел купить кошку; парень пришел с ней к купцу, у того крысы в подвале; кошка передушила крыс, купец дал много денег; то же в другом доме; парень занял у братьев меру мерить деньги; старший из зависти решил поджечь его дом, но огонь перекинулся на дом поджигателя; парень избил брата и его жену, но пустил к себе жить]: 75-78; мордва (эрзя) [богатый брат построил новый дом, пригласил бедного, но тот лишь у дверей постоял; пошел назад; жена велела петь, будто их угостили; кто-то подпевает; это нужда; ведет бедняка в кабак, он все пропил; украла быков, привела к камню: под ним яма с серебром, заберем, будем дальше пить; бедняк говорит нужде, что не все выгребли; нужда снова полезла в яму, бедняк придавил ее камнем; послал жену к богатому брату за мерой мерить деньги; узнав, в чем дело, богатый освободил нужду; та его разорила]: Евсевьев 1964, № 49: 33-345; удмурты [двое братьев сеют овес; у старшего всегда хороший урожай, а у младшего плохой; как-то весной младший увидел на поле старшего незнакомого сеятеля; тот попросил его не бить; он – счастье старшего брата, а счастье младшего дрыхнет под пихтой; младший нашел свое счастье и оно ответило, что овес сеять ему не надо – пусть займется торговлей; младший так и сделал, разбогател; однажды на Рождество старший увидел дохлого пса и зашвырнул его в окно младшего; счастье младшего сидело на нарах и сказало, что это золото; младший разбогател еще больше]: Wichmann 1901, № 40: 145-146; коми [жадный Василий богатеет, его брат Иван все беднее; И. пришел к В. на праздник, тот не пустил, велел прийти завтра, а если тот хочет пить, то вот кадка с водой; И. отпил и захмелел; вдруг появился кто-то худой, сказал, что он его Нужда; И. привел Нужду в дом, а утром пошел с ней копать попу яму для погреба; Нужда спустилась в яму, И. ее закопал; после этого курица стала нести золотые яйца, И. продавал их, хорошо зажил; устроил пир, рассказал В. о произошедшим; В. пошел, откопал Нужду, она осталась с ним; медведь задрал корову, воры обчистили амбар, В. разорился; а Ивана Нужда стала бояться]: Плесовский 1975: 115-119.

Южная Сибирь. Хакасы [бедный брат работал на поле богатого, увидел, как старик что-то собирает в мешок, схватил его; тот говорит, что он Счастье богатого брата, а с бедным живет Беда; советует перекочевать, оставив Беду на старом месте; вернулся за топором, в юрте воет Беда, просит взять с собой; бедняк предложил Беде влезть в коробку из-под спичек, закрыл, утопил в озере; разбогател; богатый брат нанял работников достать Беду; но она не вернулась к бывшему бедняку, а осталась с богатым; он разорился]: Балтер 1986: 107-109; буряты [бедняк видит двух мальчиков, работающих на поле богача; они отвечают, что они его Счастье, а у бедняка в доме завелось Горе; надо заманить Горе в бочку, зарыть, уехать в город, копать колодец во дворе сановника, найдешь драгоценный камень; так и случилось, хан сделал бедняка сановником; он все рассказал богачу; тот отрыл Горе бедняка, оно поехало за ним, богач разорился]: Дугаров 1990: 223-224; (ср. ойраты (дюрбюты) [бедняк спросил ламу, как разбогатеть; тот велел найти своего заяци; мимо едут богатые заячи, говорят, что они не его; наконец, едет нищий; учит набить шкуру верблюда соломой, втащить на гору; заячи: смотрите, какой силач; все боги и заячи повернулись взглянуть, бедняк разбогател; недоволен, что воры и волки крадут его скот, надо бы уменьшить; лама: пусть, не жалей; человек: нет, жалко; тогда лама велел сделать то, что строго запрещено: выносить семь дней золу из юрты на юг, отворять семь дней дверь корытом и ковшом, семь раз ударить собаку пазником; человек снова стал бедняком]: Потанин 1983, № 98: 359-360).