Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L42B. Доверчивые дети людоеда.

.11.-.14.17.21.23.29.31.34.-.37.39.48.59.66.

Ребенок (реже жена) антагониста верит словам героя, которого тот поймал и принес к себе домой, и освобождает его. Обычно герой убивает ребенка или жену антагониста и кладет вариться вместо себя. См. мотив L42.

Бантуязычная Африка. Саката.

Западная Африка. Ашанти; сонинке [у колдуньи 7 дочерей; все, кто приходит с ними спать, умирают; Marandénboné («Маран, сын несчастья») велит старшим братьям не бояться и пойти к девушкам; их мать оставляет с братьями своих дочерей, а М. остается с колдуньей; ночью она встает и собирается выйти, но М. просит, чтобы она облила его водой, принеся воду в корзину, так делает его мать; колдунья целую ночь пытается принести корзиной воду; когда на следующую ночь колдунья заснула, М. велел братьям поменяться местами с девушками и прикрыть их своей одеждой; ночью колдунья перерезала горло не братьям, а своим дочерям; сварила кровь, М. попросил дать и ему; велит братьям бежать; утром говорит колдунье, что ее дочери еще спят; в селении М. колдунья превратилась в баобаб; много мальчиков на него залезло и колдунья их унесла, но М. почувствовал обман и не полез; то же с ослом (залезшие на него дети пропали, М. остался); он вселился в белую телку, которую родила корова колдуньи; велел похищенным детям схватиться за хвост, уши и пр. телки, она унесла их домой; однажды колдунья поймала М., принесла к себе, посадила в три бычьи шкуры, пошла разводить огонь; М. обещал маленькой дочке колдуньи накормить ее, она его освободила, он посадил ее саму внутрь мешка из шкур, колдунья его сожгла; когда дочка стала кричать ей, она не поверила; М. сказал колдунье, что та убила последнюю дочь, убежал]: Monteil 1905: 115-123; кассонке [после того, как трое братьев ушли на охоту, родился четвертый; тут же вырос, очень силен, пошел искать братьев; те велят не убивать рыжих антилоп, он убил, настала {преждевременно?} ночь; увидев львицу, братья поздравили ее с рождением львят, львица довольна; стала охотиться вместе с братьями, а младший остался следить за львятами; убивает по одному, оставшихся дает львице кормить дважды, затем трижды; братья убегают, львица нагоняет, большая птица подхватывает беглецов; младший брат говорит, что птица воняет, сломал ей крыло, все упали; приходит к женщине, тайком портит ее поле, затем пихает ее головой в горячую кашу; приходит к девочкам, которым мать велела пожарить зайцев; зажарил девочек, позвал мать; нанялся к кузнецу; когда тот заснул, сунул ему в пах раскаленный стержень; кузнец выздоровел, приготовил медовый кускус, стал ходить и расспрашивать мальчиков, кто из них самый плохой – тому даст кускус; плохой стал рассказывать о своих злодеяниях, кузнец посадил его в мешок с кускусом, принес домой зажарить; пока разводил огонь, его две дочки попробовали кускус, решили, что отец его от них прячет; голос из бурдюка обещает самое вкусное; девочки открыли бурдюк, мальчик посадил их туда самих, отец сжег дочерей; услышав стенания кузнеца, мальчик стал подниматься в воздух и хохотать]: Monteil 1905: 158-165.

Восточная Африка. Мальгаши.

Северная Африка. Кабилы [из-за 7 морей человек нес 7 яблок для своих 7 жен; некто попросил у него яблоко, он отдал половинку; все жены съели по яблоку, съевшая половинку родила Amor Ennefç; братья приехали к людоедке, она предложила накормиь их коней; конь АЭ ел только угли и соль и не умер; людоедка спрашивает, как узнать, что братья спят; шестеро говорят, что они захрапят; АЭ – что камни будут падать в очаг; людоедка о себе: все животные заголосят, станут издавать звуки; она заснула, братья бросились к лошадям, они мертвы, все вместе поехали на коне АЭ, добрались до отца; один из братьев говорит, что у людоедки есть ковер, отец велит АЭ его достать; АЭ насыпал в ковер колючек, людоедка его выбросила, АЭ унес; то же: достать мельницу, которая мелит соль; АЭ стал бить мельницу тростинкой, людоедка велит ей успокоиться, затем выбросила; то же с миской, которая сама готовит кускус; то же – tamis qui tamise le couscous; саму людоедку – якобы, она прекрасна; АЭ принес железный сундук, предложил людоедке забраться, привез отцу, выпустил ее, она съела его отца, погналась за АЭ; старик посоветовал намазать клеем спину осла, АЭ приклеился; сказал, что худ, пусть людоедка посадит его в ящик с финиками; она посадила; просит показать палец, он сует ложку, крысиный хвост; затем руку; людоедка идет звать других людоедов, ее три дочери должны приготовить АЭ; слепой велено его убить; она просит показать, как танцевали родители АЭ, а тот просит показать, где лежит нож; убил ее, надел ее кожу, дочь людоедки съедена вместо АЭ; одна из сестер узнает глаз убитой; АЭ сжег их всех]: Rivière 1882, № 8: 225-230; Марокко [семья с семью сыновьями решает переселиться; каждый по очереди устает, просит отца построить ему дом из дерева; седьмой сын Hdiddan просит дом из железа; шестерых гули съедают, седьмого нет; старая Mamma-Goula с уродливой дочерью остаются стеречь; им никак не выманить Х., тот ездит за едой и водой; человек советует вымазать спину осла Х. мозгами старика, Х. прилипает, МГ схватила его; Х. советует поместить его в бочку с финиками, чтобы он растолстел, и дать ему пест, чтобы постучать; стучит, говорит, что он теперь слишком жирный – пусть МГ позовет других гулей; МГ уходит, оставив дочь приготовить Х.; Х. хвалит красоту дочери МГ, предлагает подрезать ей волосы, перерезал горло; надевает ее кожу, мясо подает гулям; получает ключ от своего железного дома, убегает, крича, кого гули съели; собирает кучу дров, кричит, что он под ней; гули бросаются туда, он поджигает дрова, гули сгорают]: El Koudia 2003, № 12: 81-84; арабы Ливии (Триполи) [старик дал судье 12 яблок, чтобы его бездетная жена их съела и родила 12 детей; та съедает 11 и половинку последнего, дав другую сестре; рожает 11 нормальных сыновей и одного мальчика-половинку; они идут взять в жены 12 дочерей брата отца; Половинка предупреждает, что они попадали не к дяде, а к людоеду; тот покрывает жену красным, а дочерей белым покрывалом; Половинка положил красное на дочерей, а белое на своих братьев; также поменял шапочки братьев и дочерей людоеда; ночью жена людоеда убивает вместо братьев своих дочерей, лишь последняя просыпается и говорит об этом матери; братья убегают, приходят к своему настоящему дяде; братья получают по невесте, Половинка – самую младшую и красивую из; братья из зависти велят ему спуститься в колодец и обрезают веревку; рыба дает ему чешуйку вызвать ее на помощь; по пути домой Половинка встречает жену людоеда, та приводит его к себе; он советует людоеду сперва его откормить; затем просит позвать на пир других людоедов, остается рубить дрова, чтобы его испечь; просит дочь людоедов помочь, убивает ее топором, убегает, прячется в железной башне; велит подбежавшей людоедке собрать всех людоедов – пусть принесут дров, обложат башню, он в ней сгорит; когда башня раскалилась, людоеды сами сгорели; а Половинка наверху невредим; стал поднимать людоедку на веревке, обрезал, людоедка упала, разбилась; по пути домой Половинка встретил другую людоедку; она сказала, что сегодня его жену выдают снова замуж; говорит, что поможет за обещание отдать ей первенца; посадила себе на спину, перенесла на свадьбу старшего брата с его, Половинки, женой; стала скорпионом и насмерть укусила брата; отец рассказывает Половинке, что его братья сказали, будто он убит; мальчик подрос, людоедка его встретила, попросила напомнить отцу его обещание; мальчик забыл; тогда она надела ему на палец кольцо; мать спросила, откуда оно, тот все рассказал, родители отправили его к людоедке; через год отец пошел навестить сына; тот говорит, что нашел лучших отца и мать; людоедка обещает, что новых детей она у Половинки не отберет]: Stumme 1898, № 3: 93-104.

Передняя Азия. Арабы Сирии [гула всех съела, остались трое братьев – один в плетеном доме, другой в стеклянном, третий в железном; гула требует у первого одолжить ей сито, тот отказывается, она дует, дом разлетается, гула съедает владельца; то же с братом в стеклянном доме (попросила стеклянный кубок); у брата в железном доме попросила топор, тот принес дров и мех, раскалил стены дома, гула прилипла, страшно обожглась, ее дочь Айша ее склеила; гула предлагает пойти за дынями; владелец железного дома прибегает на поле раньше нее, наполняет одну из дынь своей мочой, гула ее съедает; в следующий раз гула идет за смоквами; человек забрался на смоковницу, вымазал фиги своим калом, стал бросать гуле, она их съела; пошла за дровами, человек заранее забрался в вязанку, когда гула ее понесла, стал колоть ее шилом; она с трудом донесла дрова до дома, там нашла человека, велела дочери его сварить, пошла звать других гулей; человек попросил А. развязать его, он поможет ей наломать дров; сварил ее саму, надел ее платье; гула и гости съели А.; человек предлагает гуле вынимать у нее вшей, обливает голову маслом и поджигает; гула сгорела, все золото досталось человеку]: Kuhr 1993: 176-182; арабы Ирака (Мосул); джиббали [гиена увидела лису на островке в водоеме; лиса сказала, что здесь ей дают еду; гиена заняла ее место, ее побили; гиена достала корзину фиников, лиса их украла; гиена поймала лису, велеле дочери сторожить, пожла за дровами, чтобы сжечь лису; лиса обещала дочери гиены еду, та ее развязала, лиса убежала]: Müller 1907, № 7: 15-17.

Тибет. Раи; кирати.

Южная Азия. Северная Индия [ведьма схватила мальчика, посадила в сумку, он убежал; схватила опять, принесла домой, велела невестке сварить суп; та удивляется, как мальчик красив; он объясняет, что мать втыкала ему в глаза раскаленные иглы, а голову обработала ступой для риса; невестка ведьбы просит, чтобы мальчик сделал и ее красивой, он ее убивает и варит]: W.H.D.R. 1896: 409; yепальцы; хо; сингалы [у якшини сын и дочь, сын принес под ногтем муки, горшок наполнился до краев, мать нажарила пирожков (кэвумов), съела все с дочерью, сыну достался лишь один, упавший в золу (мать сказала, что хозяева муки все забрали); сын посадил пирожок, выросло дерево, на нем созрели кэвумы; якшини просит бросить ей кэвум; говорит, что он упал на плевок, в грязь, в навоз; просит взять кэвум в рот и прыгнуть в мешок; уносит мальчика, оставляет на время мешок, люди его развязывают, мальчик кладет вместо себя комья грязи, возвращается на дерево; якшини велит дочери зарезать мальчишку, чашку с кровью поставить под лестницу, мясо пусть жарится; девочка нашла в мешке лишь комья земли; якшини снова идет к дереву (то же, мальчик кладет вместо себя змей-крысоловов); на третий раз якшини приносит мальчика; тот предлагает дочери якшини расчесать ей волосы, зарезал ее, оставил мясо жариться, поставил чашку с кровью, взяв пест, пестик и ступку, залез на дерево; якшини стала есть мясо дочери, мальчик стал петь об этом; она полезла на дерево, он бросил в нее пестик, ступку, пест, убив якшини]: Волхонский, Солнцева 1985, № 162: 368-371.

Кавказ – Малая Азия. Даргинцы.

Иран – Средняя Азия. Пашаи [мальчик-сирота говорил, что когда шелковица вырастет и плоды на ней созреют, он поест; она выросла, он забрался на дерево; пришла людоедка, попросила сбросить плоды, сказала, что они нехорошие, он сбросил ветку, она схватила его, принесла домой, велела дочке сварить; мальчик попросил дочь людоедки дать ему ее платье, нарядился как она, бросил ее в кипяток; людоедка не поняла, что дочь подменили; мнимая дочь говорит, что не хочет человечины, будет есть курятину; просит людоедку дать ей свой длинный волос; привязывает, убегает; людоедка видит, что сварила дочь, плачет; мальчик убил ее палкой]: Morgenstierne 1944, № 21: 127-129; таджики [мужик поймал лису, велел жене сварить из нее шурпу; лиса предложила сама порубить мясо, убила бабу, сварила, накормила мужика; когда тот съел, показала лисий хвост, убежала; заяц предложил лисе отнести дрова на гору, тогда даст ей еды; поджег ей шерсть, она упала с горы; заяц предложил ловить рыбу; у лисы плот из глины, у зайца из дерева, лиса утонула]: Левин и др. 1981, № 206: 214-215.

Балтоскандия. Норвежцы.

Южная Сибирь - Монголия. Алтайцы; телеуты; тубалары; кумандинцы; хакасы; тувинцы; южноалтайские тувинцы; буряты.

Западная Сибирь. Ханты (р. Вах); манси; южные и северные селькупы; кеты.

Восточная Сибирь. Долганы; якуты; эвенки (Подкаменная Тунгуска) [мужик наполнил короб смолой, позвал лису есть мед, та прилипла; притворилась мертвой; дома дети мужика говорят, что лиса жива, им не верят; родители пошли за дровами, лиса обещает детям сварить обед, они ее развязали, она убежала; просит волка привязать ее к дереву и покормить; волк тоже просит привязать его к дереву; лиса привязала и убежала; кукша его освободила; лиса украла калач, говорит росомахе, что поймала на хвост в проруби; хвост примерз, женщины били росомаху коромыслами, хвост оторвался; с тех пор росомаха с коротким хвостом, ищет лису]: Суворов 1956: 53-54; эвенки (Прибайкалья, сымские, илимпийские, туруханские, Приангарья, амурские); эвены; эвены Камчатки.

Амур - Сахалин. Орочи.

СВ Азия. Юкагиры.

Калифорния. Юрок.

Гвиана. Макуши [братья Anikê и Inskirã устроили на дереве убежище для охоты на птиц; появился Okreimã с духовой трубкой; А. велел не смотреть, И. взглянул, О. его заметил, убил; велел А. сбросить труп, иначе убьет и его; А. пошел следом; О. разделал, стал варить добычу, его жена Kamaiuapá готовила маниок; девочка у их дома сказала, что надо покачать перед О. особым листом; А. покачал перед ней, она умерла; тем же способом убил О. и его жену; накрыл листьями куски тела И., стал дуть, тот ожил]: Soares Diniz 1971, № 4: 81-82; оямпи [двое мужчин пошли охотиться на птиц, устроились на помосте; из-под земли появился Woo (подземные существа в виде гигантских ленивцев), от его взгляда голова одного из мужчин скатилась с плеч; другой охотник выстрелил, но стрела для Воо как укус мушки; по норе человек спустился в нижний мир; дети Воо ответили, что родители свежуют на реке кинкажу (т.е. убитого человека); человек спросил у детей, как действует оружие, направил на них, оторвав им головы; затем убил взрослых Воо; жил два месяца, крадя арахис с огорода Солнца; дети Солнца его выследили, поймали в ловушку; человек жил у Солнца до ближайшего новолуния; пришел Месяц, попросил продать домашнего зверька; Солнце нехотя отдал, чтобы сын Месяца мог играть; Месяц вывел человека на землю; с тех пор известно, что под землей]: Grenand 1980: 322-324.

Монтанья. Чаяуита; кашинауа.