Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L69. Пума побеждает чудовище. .44.45.47.52.

На человека нападает чудовище; пума, ягуар или пес сражаются с чудовищем, убивают или прогоняют его; человек возвращается домой.

Средний Запад. Чиппева (Мичиган) [вождь с 12 воинами идет на войну; они замечают дупло; вождь предупреждает, что в нем может быть не медведь, а чудовище; один из воинов лезет на дерево посмотреть; чудовище вылезает, последовательно ловит, убивает и приносит в логово всех воинов; пока бежит за последним, убежавшим далее всех, забравшийся на дерево слезает и убегает; Пума вызывается ему помочь; сражается с чудовищем, оба гибнут; человек приносит в жертву шесть белых собак, Пума оживает]: Smith 1907: 324-325.

Северо-Восток. Гуроны [воины возвращаются домой; думают, что в дупле медведь; чудовищный суслик убивает воинов по одному; последний видит Пуму; та просит прыскать на себя воду, сражается с сусликом, убивает его; люди убивают детенышей суслика, сжигают тела; из пепла делают амулеты]: Barbeau 1960, № 20: 22-23; тускарора [во время войны с чироки 11 воинов решают поохотиться; находят дупло, думают, что внутри медведь; оттуда вылезает огромная зубастая ящерица; последовательно догоняет и хватает 10 воинов; когда одиннадцатый видит, что она бросилась за десятым, он сам бежит; "Лев" говорит, что будет сражаться с чудовищем, но человек должен палкой придерживать оторванные члены, иначе они снова соединяться с телом ящерицы; он так и делает; "Лев" велит, чтобы воины пришли и добили детенышей]: Rudes, Crouse 1987, № 32: 532-540; делавары [двенадцать охотников с собакой встречают динозавра; тот убивает одиннадцать; последний, подросток, велит собаке швырнуть чудовищу в пасть горячую золу от костра; чудовище подыхает; эта зола позже служит как приворотное зелье]: Bierhorst 1995, № 191: 72.

Юго-восток США. Обычно вместо медведя охотники наталкиваются на чудовищe zothbwe; оно убивает сперва собак и/ли остальных людей, затем гонится за последним оставшимся, несет его в свое логово; пума или ягуар сражаются с монстром, убивают или прогоняют его; человек возвращается домой. Кэддо [трое охотников думают, что нашли логово медведя в дупле (у них нет собак); оттуда вылезает неизвестный зверь, ловит двоих, уносит в логово; когда гонится за третьим, на него набрасывается Пума; убивает его, охотник приходит домой; люди находят и хоронят погибших]: Dorsey 1905, № 31: 57-58; чироки [трое людей в лесу увидели большой пень; лысый забрался и заглянул в дупло, там была гигантская ящерица; она сперва догнала и принесла одного товарища лысого, затем другого, затем побежала за ним; он успел добежать до людей; пули отскакивали от кожи чудовища, но его убили выстрелом в рот; сухие бурые пятна во рту чудовища использовали как талисманы, подобно чешуйкам дракона Uk'ten]: Kilpatrick, Kilpatrick 1964: 69-70; крики [убивает собак; ягуар лечит человека, просит отныне не убивать мелких кошачьих]: Swanton 1929, № 20 [прогоняет ящерицу], 21 [ящерица убита]: 27-29; хичити [ящерица убивает остальных охотников; ящерица и пума тяжело ранят друг друга]: Swanton 1929, № 15: 96-97; алабама [ящерица убивает охотников, один спасается по реке; индейцы шони убивают ящерицу]: Swanton 1929, № 40: 153; коасати [как у алабама]: Swanton 1929, № 36: 196; алабама, коасати [как в Swanton]: Martin 1977: 62-64.

Мезоамерика. Трики [крестьянин заснул в хижине на своем поле; вошла пума, легла у огня; duj с криком вбежал, чтобы сожрать человека, но пума стала сражаться с ним, прогнала]: Hollenbach 1980, № 8.12: 459.