Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L101. Брошенная одежда отвлекает преследователя. .28.32.34.39.40.41.45.46.

Убегая от преследователя, человек последовательно раздевается и бросает позади себя предметы одежды. Преследователь теряет время, подбирая их.

Словаки, башкины, сибирские татары, чукчи, азиатские эскимосы, остров Св. Лаврентия, инупиат Берингова пролива и северной Аляски, устье Маккензи, медные, карибу, полярные, эскимосы Лабрадора, Западная Гренландия, верхние кускоквим, сенека, микмак, черноногие.

Средняя Европа. Словаки [дочь оборотня убегает от отца; бросает шарф, тот должен его разделить на нитки и снова спрясть, он справляется с задачей за полчаса; так последовательно бросает ему все предметы своей одежды]: Pancritius 1913: 857.

Волга – Пермь. Башкиры [свекровь – убыр (ведьма); сноха печет лепешки, чтобы отвести подарки трем своим братьям, каждый раз свекровь их съедает, пока сноха запрягает коня; сноха сперва запрягает, затем печет, уезжает; убыр догоняет, сноха бросает лепешки, убыр ест их, тратит время; сноха последовательно бросает предметы, убыр их проглатывает: хлыстик, колесо от телеги (едет дальше на трех), троих своих детей, три колеса, телегу (дальше едет верхом), хомут, все предметы одежды, кроме рубахи; убыр проглатывает хвост лошади, одну ногу, вторую, лошадь; сноха бежит пешком; братья не верят, что стучится сестра, младший велит ей идти в овечий пригон, убыр съедает ее, кишки вешает младшему брату на столб, уходит домой; средний брат делает из кишок струны на скрипку, та играет, говорит, что она его сестра Биби-Гайша; братья позвали свекровь с ее мужем в гости, убили свекровь, свекор остался с ними]: Зеленин 1991, № 103: 445-447.

Южная Сибирь. Сибирские татары (Яланкуль Большереченского р-на Омской обл.) [у злых людей сноха, её не пускают в гости к родителям. однажды она берёт своего младенца и при лунном свете идёт в гости к родителям; навстречу волк; испугавшись, она роняет хлеб, который был у неё в руке; волк находит хлеб и сожрав его, бредёт за женщиной; та сбрасывает шаль с головы; напоследок у неё ничего не остаётся, она вынуждена бросить своего младенца; добирается до своей родной деревни, прячется на дворе родителей; волк находит её и съедает; когда всходит солнце, её брат выходит на двор, видит: кишки валяются; он приносит кишки домой, делает из них скрипичные струны, играет на скрипке; скрипка поёт: «Светит месяц тускло, плетётся баба грустно, когда тучи в небесах, рыщут волки в лесах»; родители и братья сестры слушают эту песню; идут искать дочь и мстят за неё – убивают свекровь и свёкра]: Ахатов 1963, № 5: 192-193.

СВ Азия. Чукчи [юноши и девушки играют в мужей и жен; младшая девушка хватает китовый череп, он утаскивает ее в море; превращается в Кита, берет ее в жены; ее брат учится плавать в лодке так быстро, как летит птица; вместе со спутниками приплывает за сестрой; Кит заливает дом водой, люди спасаются, надев птичьи шкурки; Кит пускает катиться тяжелый окровавленный камень, люди спасаются, надев шкурки горностаев; увозят женщину; Кит догоняет их; женщина бросает один за другим предметы своей одежды, раздевается догола; люди на берегу убивают Кита; женщина рожает Китенка; он растет, приводит к селению много китов; кто-то убивает его]: Bogoras 1928, № 50: 436-439.

Арктика. Азиатские эскимосы (Наукан) [ловушки мальчика кто-то портит; он приходит к землянке, мажет кровью лицо; оттуда выходит девушка, он пугает ее, она падает замертво; то же со второй; отец девушек Хозяин Огня гонится за мальчиком в облике огненного столба; мальчик последовательно бросает за собой рукавицы, шапку, кухлянку из собачьей шкуры (они лают), Огонь теряет время, пожирая их; дома бабка мальчика ставит на середину землянки камень, землянка становится каменной, Огонь не может ее сжечь, уходит]: Меновщиков 1985, № 70: 156-157; азиатские эскимосы (Сиреники) [девушки и юноши играют в жен и мужей, одной не досталось мужа, она взяла старый череп кита; череп утащил ее в воду; ее восемь братьев плывут за ней вслед за птицами между толкучими скалами; лишь брусья на корме байдары повреждены; в жилище китов старик предлагает соревноваться; погасив свет, бросает китовую лопатку, но сестра заранее спрятала братьев в яме; сестра создает чаек из кусочков сшитой из чаячьих шкур кухлянки одного из братьев; пока чайки нападают на старика, братья увозят сестру; кит гонится за их лодкой; женщина последовательно снимает с себя предметы своей одежды, бросает киту; каждый раз тот играет с ними, отстает, прекращает погоню; женщина рожает китенка; тот регулярно приводит людям китов; люди из другого селения его убивают]: Меновщиков 1985, № 99: 238-241; остров Св. Лаврения [мальчики и девочки играли, каждый взял себе пару, одна девочка осталась без пары, села на череп морда, сказала, что он будет ее парой; череп ее унес; ее старший брат Ayvanga стал всех расспрашивать; старик объяснил, что надо сделать лодку быстрее утки; А. с четырьмя братьями делали лодки из разного дерева и ломали их, когда они не могли обогнать уток; наконец, нашли подходящее дерево и поплыли; впереди толкучие скалы, перед ними множество погибших птиц и тюленей; лодка проскочила, лишь самую корму каяка отрезало; на берегу человек, ему обещали подарить нож, он рассказал, что вождь привел новую жену; А. его убил, чтобы он о них не сообщил; через отверстие в землянке братья видят собравшихся, их сестра готовит еду; встретились с сестрой; вождь спрашивает, чем жена озабочена; она отвечает, что у нее слишком однообразная пища, вождь обещает принести другое мясо; А. зашел к старухе, убил, надел ее кожу, а другие братья пришли к вождю и он предложил бороться; местные юноши пошли за старухой, понесли ее, т.к. она обычно не может ходить, удивляются, почему такая тяжелая; вождь легко побеждает и убивает каждого из младших братьев; когда собирается убить самого младшего, А. снимает кожу старухи, убивает вождя, все счастливы; А. оживляет и братьев, и вождя; соревнование продолжается на следующий день; А. спускают в яму, ее засыпают горящими дровами; в яме А. спрятался под лопаткой кита; ему спустили веревку, он вышел; вождь подвергнут такому же испытанию, сгорел; братья идут к берегу, взяв сестру и еще одну девушку; навстречу старик со старухой, в руках человеческие фигурки и палочка; как только бьют палочкой по фигурке, один из братьев падает замертво; А. убивает самих стариков, оживляет братьев; в море за лодкой гонится кит; братья последовательно бросают предметы одежды девушки, кит каждый раз задерживается; когда девушка остается голой, бросают киту ее саму]: Slwooko 1977: 54-60; инупиат Берингова пролива: Jenness в Меновщиков 1985, № 158 (Ном) [кто-то крадет куропаток из силков мальчика; мальчик следит, идет за двумя людьми, кричит, заглянув в их землянку, те падают замертво; их шаман-хозяин напускает на мальчика черного медведя (это мыши, мальчик их топчет), белого (пеструшки, то же), оленя; это огненный шар, преследует мальчика; тот последовательно бросает за собой одну, затем вторую рукавицы из собачьей шкуры, они лают, сражаются; первую огонь проглотил, вторая победила; больше куропаток не крали], 159 (мыс Принца Уэльского) [мальчика-сироту посылают самому искать себе пищу; он приходит в дом умершего; дух выходит из могилы, гонится за мальчиком в облике огненного шара; мальчик бросает одну за другой рукавицы из собачьей шкуры, дух теряет время сражаясь с ними, пожирает; мальчик вбегает в землянку, шаман убивает духа]: 375-376, 377-378; Ivanoff Brown 1987 (уналик) [вождь видит, что младенец его дочери пожирает груди матери; будит людей, велит всем бежать; вспоминает об оставленном ноже; обещает дочь тому, кто вернется за ним; живущий с бабушкой сирота соглашается; берет нож, бежит от людоеда; бросает части своей одежды, преследователь тратит время, пожирая их; юноша прячется в снегу у тропы карибу, людоед уходит к карибу, его голос слышен из стада; юноша женится на дочери вождя]: 15-19; Keithahn 1958 (пос. Шишмареф): 15-17 [охотник идет искать своего товарища (partner); в доме нет признаков жезни; он обрезает ремки, на пол падает мешок, в нем голова товарища; охотник говорит, что принес тому жирник, выходит из дома, бежит; голова гонится следом, за ней шлейф зеленого огня; человек бросает одну рукавицу, вторую, отрывает, бросает одну, другую штанину; те каждый раз сражаются с головой, задерживая ее; человек вбегает в свой дом, падает замертво], 44-46 [старый Kingaleek живет тем, что ставит силки на уток; кто-то ворует добычу; он застает двух крохотных мальчиков, гонится за ними, они вбегают в маленький дом; шаман в гневе, что К. напугал мальчиков; он шаманив, с горы за К. устремляется огненный поток; К. бежит, бросает позади отдельные части своей одежды, сшитой из собачьих шкур, каждая в образе собаки сражается с огнем, погибает; последними - штаны, то двуглавый пес; К. успевает броситься в пруд; огонь с разбегу тоже падает в воду, гаснет]; инупиат Северной Аляски: Burkher 1989 [родители не велят Olluk трогать кость на берегу; другие дети кидают в кость камни, ничего не происходит; когда подходит О., кость превращается в монстра, уносит ее; у себя делается мужчиной, О. должна готовить; отец приезжает за ней, обрезает веревку, за которую она привязана, они уплывают в умиаке; мужчина превращается в кита, преследует; О. бросает одну за другой части своей одежды, кит трати время, глотая их; О. с отцом выпрыгивают на берег, кит проглатывает умиак, подыхает]: 38-42; Curtis 1976(20) (Коцебу) [Klinkálik ставит силки на птиц, кто-то опустошает их; он следит, гонится за двумя мужчинами, те скрываются в землянке; когда К. заглядывает в нее, те кричат, Злой дух, умирают; шаманя, их отец узнает, что виною К.; К. убегает, за ним катится огненный шар; он бросает 1) рукавицы из собачьей шкуры (сражаются с огнем), 2) парку из шкурок гагары (слышит, как гагары сражаются), 3) штаны из собачьей шкуры (собаки пытаются задержать огонь); К. выливает перед домом мочу, огонь с шипением гаснет; К. становится великим шаманом]: 257-259; устье Маккензи [мальчики играли в прятки, один спрятался за моржовыми костями, кости стали моржом, унесли его в море; его братья приплыли к дому моржа, увидели, как мальчик выбирает рачков из волос моржа; мальчик перевязал привязанную к нему Моржом веревку к столбу, научил столб отвечать за себя, уплыл с братьями в лодке; Морж в облике моржа преследует их, они бросают ему части своей одежды, он на них набрасывается; когда морж вылезает за мальчиками на берег, они убивают его гарпунами, варят, едят; живший у Моржа его мясо не ел]: Jenness 1924, № 29: 59-60 (пер. в Меновщиков 1985, № 154: 366-367); Ostermann 1942: 117-119 [дети играют в «мужей, жен и детей»; девочка берет китовую кость, Кит уносит ее в море; в его доме она должна чистить у него в голове; его вши – рачки, она не ест их, как должна, а выбрасывает; зовет своих восьмерых братьев; просит Кита разрешить ей выйти по нужде; Кит предлагает ей справить нужду ему в руку, затем соглашается привязать жену за веревку, она перевязывает ее к столбу, велит отвечать за нее; Кит преследует беглецов; девушка бросает по одному различные части своей одежды, Кит каждый раз теряет время, лаская их; у берега Кита убивают копьями]; медные [Кит в облике человека живет с женщиной на острове; ее навещают люди с материка, видят, что она собирает паразитов с головы Кита; женщина тайком отвязывает привязанную к ней веревку, уплывает с людьми; муж в облике кита гонится следом; мужчины бросают в воду предметы одежды женщины, кит рвет их, теряя время; когда кит выползает на берег, его гарпунят, мясо варят, едят; женщина не ела мясо своего мужа]: Jenness 1924, № 56: 74-75 (пер. в Меновщиков 1985, № 168: 390-391); карибу [девочки играют в жен и мужей; одна называет мужем череп кита; тот тащит ее в воду, превращается в кита, делает своей женой; брат увозит ее назад; кит преследует их, она бросает ему части своей одежды, кит задерживается около них, беглецы достигают дома; другая девочка называет мужем сокола; тот уносит ее на скалу; она плетет веревку из сухожилий, спускается со скалы, убегает]: Rasmussen 1930b: 94-96; полярные (мать рассказчицы родом с Баффиновой Земли) [три девочки играют в замужество, одна хочет в мужья чайку, другая китовую кость, третья могилу; первую Чайка уносит в свое гнездо, вторую увозит Кит на островок в море; за похищенной приезжают, она перевязывает привязанную к ней Китом веревку к камню, уплывает с людьми; в лодке жена Кита последовательно бросает ему части своей одежды, раздевается догола; когда Кит выскакивает на берег, он снова превращается в китовую кость; Чайка приносит жене в зобу белух; из их сухожилий жена делает веревку, спускается со скалы, прибегает к своему отцу; тот предлагает Чайке поднять крылья, убивает стрелой; из бедренного сустава делает конуру для собаки]: Holtved 1951, № 39: 174-179; 1951b, № 39: 67-69; (пер. в Меновщиков 1985, № 205: 415-416); эскимосы Лабрадора: Hawkes 1916 [девушка видит на берегу китовую кость, говорит, что взяла бы ее в мужья; Кит ожил и унес ее; однажды она увидела отца и братьев в умиаке; попросила взять ее с собой; Кит бросился догонять; она швырнула за борт рукавицы, Кит их порвал, потерял время; то же – обувь, одежду; Кит-преследователь оказался на мелководье, его убили, он снова превратился в кость]: 155-156; Smith 1994, № 2 [одна девушка взяла мужем камень и сама стала камнем; другая взяла кость китовой челюсти, та превратилась в кита, унесла ее; на острове кит стал человеком и взял девушку в жены; привязал ее на длинный поводок, чтобы она могла выходить из дому; родители за ней приехали, она перевязала веревку к колу и уплыла с ними; когда муж понял обман, он стал китом и поплыл в погоню; девушка бросила ему свою обувь, затем по очереди все предметы одежды; каждый раз кит «сражается с ними», теряя время; лодка успела достичь берега; кит выбросился на берег и вновь стал костями китовой головы; другая девушка взяла мужем кость орлиного крыла; та стала орлом, тот унес ее на скалу; девушка свила веревку из костей (правильно: из сухожилий) животных и птиц, которых орел ей приносил, спустилась, прибежала домой; орел прилетел следом; один из мужчин убил его стрелой, орел снова стал костью крыла]: 210-212); Западная Гренландия [две сестры отвергают женихов; один из братьев предлагает одной выйти за орла, другой – за кита; орел уносит девушку на край скалы; приносит моржей и тюленей ей и ее братьям; она плетет веревку из сухожилий; спускается, братья приводят ее домой; орел прилетает, лишь мальчику-сироте удалось его поразить стрелой, другие добивают; кит увозит вторую сестру; не выпускает из дома, предлагает справить нужду ему в руку или под мышку; братья тренируются; когда их лодка обгоняет гагару, приплывают за сестрой; она перевязывает веревку, за которую кит ее привязал, к камню, уезжает с братьями; кит догоняет; она последовательно бросает предметы своей одежды, кит их хватает, теряет время; когда бросает штаны, лодка достигает берега, кит выбрасывается следом, превращается в китовые кости]: Ostermann 1939: 124-127; эскимосы Лабрадора, западная Гренландия (две версии - одна с Лабрадора, вторая Гренландская) [две девочки играют на берегу, одна с орлиными, другая с китовыми костями; первая говорит, что вышла бы за Орла, вторая - что за Кита; первую уносит Орел; она делает веревку из сухожилий приносимых им птиц, спускается по скале, прибегает к людям; прилетает Орел, ему предлагают поднять крылья, убивают стрелами; Кит уносит вторую девочку, велит собирать с него вшей (рачков-паразитов); братья девочки делают быстродвижущуюся лодку, приезжают за сестрой; Кит преследует их; девочка последовательно бросает Киту предметы своей одежды; лодка успевает достигнуть берега; когда берега достигает Кит, он превращается в китовую кость]: Rink 1975, № 8: 126-128.

Субарктика. Верхние кускоквим [девушка отвергает женихов; идет резать траву, находит живую Голову, берет с собой; по ночам мать слышит смех с постели дочери; находит Голову, выжигает ей глаза, выбрасывает, Голова укатилась; девушка бросается в воду, оказывается в другом мире, идет вверх по реке по следам Головы; у входа в дом человек, прикрывающий рукою свой глаз; он советует от развилки идти по тропе, где знаком клок белой шерсти карибу, не идти, где клок шерсти к чему-то привязанный; тропа, где белый клок, слишком крута, девушка идет по второй; приходит к озеру, там человек поддевает крючком сперва по одному предметы ее одежды, затем ее саму; приводит в дом, там старуха, на лице ее насекомые, она говорит, что слушаться было надо; велит бежать по тропе в гору к другой старухе, она защитит; старуха приглашает в свой дом, наглухо закрывает все входы, прикоснувшись к ним волосами; велит шить предметы одежды; когда они готовы, велит идти дальше вверх по тропе, бросать преследователю по одному предметы одежды; каждый раз преследователь подбирает предмет, ищет пруд полюбоваться на свое отражение; последним брошен мешочек с охрой, преследователь раскрашивается; девушка вбегает в дом к старухе, та закрывает входы (как первая); преследователь залезает на пихту рядом с домом; старуха дует на нее (обрезками волос?), пихту охватывает пламя, преследователь сгорает; возвращается сын старухи, отказывается лечь рядом с девушкой; старуха купает девушку в горячем жире карибу, каждый раз из нее выходит украденное ею в детстве (обрывки кожи, сушеная рыба и пр.); после третьего очищения сын старухи берет девушку в жены; старуха показывает девушке в отверстие землю, она видит своих родителей; старуха плетет для нее веревку из сухожилий, девушка спускается к родителям; прилетает Орел (это и есть ее муж), требует жену назад; та отказывается выйти; вечером красный закат, это значит, что помогавшая ей старуха убита; Орел уносит жену, говорит, что мать умерла из-за нее, бросает, подхватывает, бросает снова, она разбивается]: Ruppert, Bernet 2001: 290-295.

Северо-восток. Сенека [мать дает двум дочерям кукурузный хлеб, посылает выйти за двух братьев, живущим в одном доме, разделенном перегородкой; предупреждает не свернуть на развилке вбок; сестры сворачивают, приходят к людям-Ветрам Shagodyoweg gowa, в страхе бегут домой; те преследуют; сестры бросают корзины с хлебом, затем предметы своей одежды; преследователи тратят время, подбирая и осматривая брошенное; сестры прибегают домой; на следующий раз идут по верной дороге; уходя на охоту, братья велят женам 10 дней не выходить, иначе их брат Shagodyoweg gowa унесет их; на девятый день сестры выходят; братья находят их у ШГ, тот отпускает женщин; братья просят Hótho (Холодная Погода, заставляет деревья трещать от мороза) последить за их женами; ШГ снова уводит сестер, младшая убегает; Х. приходит, сражается с ШГ, тот обещает больше не красть сестер]: Curtin 2001: 52-54; микмак [зимой Рябчик (Spruce Partridge) умер от голода, Куропатка (Birch Partridge) взял его семью; не может найти дичь, кормит домашних мясом, срезанным сперва у себя со спины, затем с ног; жена удивляется, что в мясе нет ни костей, ни жира; подсматривает, как он срезает полоски собственной плоти, делает их них много мяса; садится в вигваме, проваливается в нижний мир, приходит в дом Куницы и его бабки Медведицы; Куница отсылает женщину в дом вождя, выходит за сына вождя; ее сын и дочь спускаются к ней с земли; мать неохотно дает им мясо, они уходят к Кунице и его бабке; к женщине приходит ее бывший муж Куропатка, она велит спустить на него собак, натянуть его кожу на дверную раму; дичь пропадает, люди считают, что виноваты те двое детей, их подвешивают за пятки на дереве, оставляют; бабка-Медведица прячет для них огонь; Куница пережигает ствол дерева; когда оно падает, подкладывает кучу лосиной шерсти, дети падают на нее; Куница перегрызает путы, нагоняет ушедших; мальчик успешно охотится, а ушедшие голодают; мальчик на стреле посылает бабке-Медведице лосиную шкуру в знак того, что он жив; Ворона летит склевать трупы детей, но те кормят ее; она приносит мясо своим детям; люди подсылают к Вороне девочку, та видит только грибы, которые Ворона готовит; брат просит Месяц сделать его и сестру взрослыми; уходя на охоту, велит сестре выходить лишь, когда она трижды услышит его голос; сестра каждый день мажет жиром волосы, идет к озеру, где Большой Белый (белого цвета, а не полярный) Медведь слизывает с нее жир; брат удивляется, куда пропадает жир; с горы видит сестру и Медведя; та объясняет, что иначе Медведь съест их обоих; брат пронзает его сердце стрелой; Медведь: стреляй в лапу! брат пронзает лапу, Медведь умирает; люди возвращаются; брат и сестра приветствуют бабку и Куницу, не хотят видеть мать; поев мясо Медведя, та и другие люди умирают; брат и сестра приходят к морю; люди считают, что они разогнали дичь; прикладывают к голове юноши рог Рогатого Змея, тот прорастает сквозь него и вокруг дерева; сестра пытается отпилить рог раковиной; ее увозит Касатка, она рожает ему сына; сестра Касатки велит сделать на роге круг красной охрой; Касатку сперва отправляют за охрой, затем за куском красного облака; Касатка гонится за женой, сестрой и сыном; ему бросают части одежды мальчика, затем его колыбель, он подбирает их, теряя время; женщина освобождает брата, сестра Касатки выходит за него; однажды возвращается в море, забрав своего сына и сына женщины от Касатки]: Whitehead 1988: 24-43.

Великие Равнины. Черноногие: Wissler, Duvall 1908, № 26 [женщины идут за хворостом, одна обещает вождю бизонов стать его женой, если он поведет свое стадо туда, где бизонов поджидают охотники; слыша топот бизонов, женщины спешат домой, но у обещавшей себя бизону веревка, связывающая хворост, постоянно развязывается; к ней подходит красавец, говорит, что ради нее пожертвовал своими людьми; прежний муж женщины делает стрелы, идет за ней; у реки встречает жену, та дает ему напиться из бизоньего рога; муж-бизон чувствует, что из рога пил чужой, женщина объясняет, что дала воды молодому бизону; когда бизон засыпает, супруги убегают; бизоны начинают погоню; стрелы не причиняют вождю бизонов вреда; женщина снимает, бросает свое платье, бизоны теряют время, топча его; супруги лезут на дерево; жена сообщает, что для бизона опасен лишь наконечник из белого кремня; бизоны пробегают мимо; один старый чешется о ствол; вопреки предупреждению мужа, женщина сплевывает на него; бизоны возвращаются; с четвертого выстрела, когда дерево уже падает, человек убивает вождя бизонов; остальные убиты или убегают; женщина плачет по бизону, муж ее убивает; основывает общество "Хвосты спереди" (вешают себе хвосты бизонов так, что их видно спереди)], 27 [вождь бизонов обещает жене вождя охотников не уводить из-под стрел свое стадо, если та станет его женой; она соглашается; Bluebird рассказывает о случившемся ее мужу-человеку; сообщает, что вождя бизонов можно убить лишь тупой желтой стрелой в красное пятно на голове; затем вспороть ему брюхо, оттуда вылетит птичка, надо ее убить, тогда бизон умрет; муравей, куропатка наделяют человека принимать их облик; тот летит на разведку к бизонам; в это время бизон велит жене вышить ему мокасины иглами дикобраза, иначе убьет; червяки делают это за женщину; бизон дает рог для воды; тот сообщает, что женщина с кем-то встречалась; она отрицает, птицы подтверждают ее слова; супруги улетают в облике муравьев, затем куропаток; бегут в своем истинном облике; женщина последовательно снимает, бросает бизонам один, второй мокасины, далее ноговицы, чулки (garters), платье, пояс, рубашку; каждый раз бизоны останавливаются, теряя время; супруги лезут на дерево, бизоны пробегают мимо; последний хромой останавливается, женщина сплевывает на него, бизоны возвращаются; человек убивает их, последним – вождя; жена плачет; муж отрезает жене груди и гениталии, засовывает ей в горло гениталии бизона]: 109-112, 112-116.