Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L108D. Прыжок через яму. (.12.27.28.30.)

Персонаж, чьих детей проглотил антагонист, просит того прыгать через яму (с горячими углями). Антагонист падает в яму, персонаж извлекает детей из его чрева.

Западная Африка. Игбо [оставляя своих четверых детей дома, женщина велит им не шуметь; те шумят; зверюга (bête) их заметила, проглотила; женщина велит всем животным прыгать через яму, кто упадет – тот виновен; все перепрыгнули, зверюга упала в яму, женщина вспорола ей живот, дети живыми вышли наружу]: Ugochukwu 1992, № 6: 55-57.

Балканы. Болгары [Волк подражает голосу Козы, зовет козлят; те говорят, что голос, лапа грубы, не матери; Волк делает их тонкими у кузнеца, козлята ему открывают, он их проглатывает; Коза предлагает прыгать через яму, в ней кол; Волк капарывается на кол, возлята выходят из его брюха живыми]: Даскалова-Перковска 1994, № 123: 63; (ср. молдаване [старший, средний козлята непослушные, младший хороший; Коза велит им отпирать дверь лишь на ее голос; кум-Волк поет ту же песню грубым голосом; в следующий раз велит кузнецу отточить ему язык и зубы; младший козленок не верит, прячется в печку, средний под квашню, старший отпирает; Волк съедает его; чихает, средний говорит, На здоровье, Волк находит, съедает его; выставляет в окно козлиные головы с оскаленными зубами, уходит; Коза сперва думает, что козлята высматривают ее в окошки; Коза приглашает Волка в гости, сажает на восковой стул над ямой с углями; Волк сгорает]: Молдавские сказки 1968: 14-21; сербы [Лиса выменивает лепешки на индюшонка и т.д., получает жеребенка; велит ему отпирать только ей в ответ на ее припевку; Волк подслушал, жеребенок не открыл на грубый голос; в следущий раз Волк сказал тонким голосом, съел жеребенка; Лиса притворилась мертвой, крестьянин ее подобрал, она украла с повозки сыр, сказала Волку, что сыр в реке (это отражение луны), посоветовала вылакать реку; зажав ему уши, нос, рот, едет на Волке верхом, сказав, что больна; на чердаке открывает Волку отверстия, вода льется на гостей внизу, Лиса убегает, Волка бьют; велит Волку прыгать через стог, он проваливается в самый низ]: Караджич 1856 в Дмитриев, Волконский 1956: 104-107).

Средняя Европа. Русские: Афанасьев 1958(1), № 53 [уходя, Коза велит козлятам запирать избушку, открывать, услышав ее песню; Волк повторяет песню, но козлята слышат грубый голос; на следующий раз поет тонким голос, козлята отпирают, он их съедает, один спрятался в печи; Коза предлагает Волку прыгать через яму с горячими углями, он падает, брюхо лопается, козлята выходят], 54 [яблоня, орех не советуют Козе рожать под ними (плод упадет на детей), она находит избушку; Волк подражает словам Козы, его голос груб; тогда просит кузнеца сковать ему тонкий язычок; козлята открывают, один спрятался; Коза зовет Лису и Волка, разводит под полом огонь, ставит железные колья, кормит Волка блинами, предлагает прыгать через отверстие в полу; Волк падает, сгорает; Коза с Лисой едят блины]: 75-76, 76-77.

Иран – Средняя Азия. Персы (Керман) [у козы дети Алиль, Балиль, Имбирная Палочка и Черноглазый; она идет за травой, велит не открывать дверь волку; пусть просунет в щель руку; если рука черная, не открывать, если рыжая, это действительно я; волк подслушал; красит руку хной; когда козлята просят просунуть руку, сует рыжую; козлята открывают дверь; волк уносит троих, Черноглазый прячется; рассказывает все матери; с крыши коза бросает горсть земли волку в аш (āsh; густой суп); волк спрашивает, кто посмел это сделать; коза предлагает волку поединок; относит творог и масло точильщику; волк наполняет мешок воздухом, относит зубодеру, велит наточить ему зубы; зубодер обнаруживает обман, заменяет волку все зубы на шерстяные комочки; перед схваткой коза предлагает напиться воды; сама не пьет, перепрыгивает ручей; волк, напившись, упал в ручей; коза распорола ему брюхо наточенным рогом; волк издох, проглоченные козлята выскочили живыми]: Lorimer, Lorimer 1919, 1: 3–5.

(Ср. Волга – Пермь. Татары [Коза поет песню, возвращаясь домой, козлята отпирают; Волк поет грубым голосом, козлята не отпирают; просит кузнеца-Медведя выковать ему тонкий язычок; козлята отпирают, Волк их проглатывает; Коза распорола брюхо Волка рогами, козлята выскочили; Коза с козлятами роют яму, Волк проваливается, они сжигают его]: Замалетдинов 1992: 39-41; =2008а, № 15: 53-55).