Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L108E. Дети лисы, ATU 123A. .27.29.30.32.-.34.

У лисы – ребенок, обычно приемный (она заботится о ягненке, жеребенке и т.п.), волк или медведь его убивают, лиса мстит.

Сербы, венгры, македонцы, болгары, греки, грузины, даргинцы, узбеки, казанские татары, казахи, буряты.

Балканы. Cербы [Лиса выменивает лепешки на индюшонка и т.д., получает жеребенка; велит ему отпирать только ей в ответ на ее припевку; Волк подслушал, жеребенок не открыл на грубый голос; в следующий раз Волк сказал тонким голосом, съел жеребенка; Лиса притворилась мертвой, крестьянин ее подобрал, она украла с повозки сыр, сказала Волку, что сыр в реке (это отражение луны), посоветовала вылакать реку; зажав ему уши, нос, рот, едет на Волке верхом, сказав, что больна; на чердаке открывает Волку отверстия, вода льется на гостей внизу, Лиса убегает, Волка бьют; велит Волку прыгать через стог, он проваливается в самый низ]: Караджич 1856 в Голенищев-Кутузов 1991: 242-244 (=Дмитриев, Волконский 1956: 104-107); венгры, македонцы, болгары, греки: Uther 2004(1), № 123A: 95.

Кавказ – Малая Азия. Грузины [пастух дает Лисе ягненка за то, что та заставила разойтись сбившихся в стадо ягнят; Медведь притворяется Лисой, Ягненок ему отпирает, он съедает его; Лиса видит свадьбу, предлагает Медведю петь, люди побили его; Лиса вызывается его лечить, жжет каленым железом; предлагает отлежаться в корзине, спускает ее под откос]: Курдованидзе 1988(1), № 20: 57-60; даргинцы [Лиса испекла пирог с углями, получила взамен ягненка от пастухов, заботилась о нем; Волк пришел в гости, пока Лиса ходила за травой, съел ягненка; Лиса стала плести корзину, Волк попросил научить его, Лиса велит залезть внутрь, заплетает корзину, покатила с горы, крикнула пастуха, собаки порвали Волка]: Капиева 1991: 142-143.

Иран – Средняя Азия. Узбеки [старуха испекла лепешку, стала спорить со стариком, кто из них должен ее разломить, но лепешка покатилась, предложила табунщику ее съесть, укатилась и от него, дальше к дехканину, затем к Лисе; та делает вид, что не слышит песенки, схватила приблизившуюся лепешку, выела середину, положила туда глины, принесла пастуху, получила в подарок ягненка, привела к себе; ушла косить сено; в это время Волк съел ягненка, положил голову на порог, ноги в четыре угла, ушел через дымоход; Лиса поет свою песенку, просит Ягненка открыть, тот молчит; Лиса устроила в доме яму-ловушку с горячими углями, пригласила Волка, тот упал в яму, обгорел, еле выбрался; Лиса пришла его лечить под видом знахарки, посоветовала бегать в колючих зарослях, Волку стало еще хуже; под видом другой знахарки Лиса посоветовала покататься в золе, он чуть жив; под видом третьей (городской, а не с гор, не из долины) велела прорубить лед на реке, до утра поливать себя холодной водой; Волк умер]: Афзалов и др. 1972(1): 29-33 (=Коновалов, Степанов 1986: 11-15).

Волга – Пермь. Татары: Uther 2004(1), № 123A: 95

Туркестан. Казахи [Волк и Лиса подружились; Лиса возвращается с охоты с пустыми руками; Волку не нравится, что он должен кормить трех лисят; Лиса велит детям не отпирать дверь; Волк просит открыть, лисята молчат; он подрыл стену, забрался внутрь, съел двух лисят; Лиса варит мясо, велит оставшемуся лисенку пригласить Волка; Волк приходит, проваливается в яму с углями; Лиса вытаскивает обгоревшего Волка, советует лечиться, повалявшись в колючках, а затем окунуться в соленое озеро; Волк умер в мучениях]: Бозинген 1985: 176-178.

Южная Сибирь. Буряты (Эхирит-булагатский район) [у Лисы два козленка, она о них заботится; Волк услышал ее песню, пришел, съел козлят; Лиса подобрала два упавших куска мяса, положила себе в глазницы, пошла по следам; провалилась в яму, где уже сидел Волк; съела кусочки мяса, Волк поверил, что она съела свои глаза; Волк съел свои; Лиса притворилась мертвой, человек ее выбросил, она убежала; Волка человек добил]: Баранникова и др. 2000, № 2: 43.