Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M1B. Кайман перевозит обезьяну. .62.68.72.

Кайман перевозит обезьяну через реку; она успевает спрыгнуть на берег, убегает от каймана.

СЗ Амазония. Баре [кайман перевозит через реку обезьяну с ее детенышем]: Pereira 1980(1): 255; вакуэнаи [ночные обезьяны (Owl-Monkeys) владели ядом; Созданный-из-Костей решил избавить мир от яда; создал дерево со множеством плодов, пригласил всех обезьян на пир; когда те заснули, перенес дерево на середину реки; Ночная Обезьяна бросал в воду зрелые плоды, их тут же съедали пираньи; бросил высохший - не съели; стал муравьем, залез в высохший плод, свалился с ним в реку, спасся, поэтому яд сохранился; обезьяны tsikota прыгнули в воду, их съели пираньи и кайманы; осталась самка с детенышем; попросила Дятла ее перевезти, он не смог; тогда Каймана; тот их повез, собирался съесть она успела спрыгнуть на берег, Кайман лишь откусил ей хвост, поэтому эти обезьяны короткохвостые; от этой самки и ее сына происходят нынешние обезьяны tsikota]: Hill 2009: 31-32; тариана [как у баре]: 231-232.

Боливия – Гуапоре. Гуарасу [Кайман соглашается перевезти Обезьяну через реку; та балуется, закрывая ему рукою глаза; кричит, что его пупырчатая кожа вызывает тошноту; Кайман собирается сбросить ее в воду, она говорит, что пошутила; хватается за ветки, с дерева обрушивает на Каймана поток брани; тот обещает Стервятникам отдать тело Обезьяны на съеденье, если они помогут ему, сказав, что Кайман умер; Обезьяна замечает, что у Каймана шевелится хвост; бросает ему в пасть три камня, тот их проглатывает; от этого позже умирает, съеден Стервятниками; Обезьяна плачет, она действительно хотела лишь пошутить]: Riester 1977, № 65: 279, 316-317.

Чако. Тоба [обезьяна хочет переправиться через реку; говорит кайману, что ее сестры и особенно младшая в него влюблены; если кайман ее перевезет, она познакомит его с ними; на другом берегу говорит, что ее сестры даже не знают каймана; убегает]: Wilbert, Simoneau 1989a, № 170: 243; мокови: Wilbert, Simoneau 1988, № 174 [кайман перевозит через реку обезьяну-ревуна; та говорит, что ее сестрам нравятся его песни; достигнув берега, сообщает, что это ложь], 175 [обезьяна-ревун (самец) хочет переправиться через реку; говорит кайману, что ее сестры в него влюблены, т.к. у него маленький рот и он хорошо поет; кайман везет ее у себя на спине; схватившись за ветку, обезьяна говорит, что все ложь]: 211-212, 213.