Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M39F. Шапка была, голова – не помню, ATU 1225.

.14.-.17.27.-.32.34.

Глупец остается без головы (обычно пытаясь забраться в берлогу медведя). На вопрос, была ли у погибшего голова, жена или кто-то еще отвечают, что шапка (борода) точно была, но про голову точно не помнят.

Арабы Марокко, Египта, французы, голландцы, немцы, арабы Бахрейна, Катара, Ирака, палестинцы, арамеи, болгары, словенцы, сербы, хорваты, македонцы, венгры, румыны, греки, чехи, поляки, русские (Архангельская, Мурманская, Карельская, Рязанская), украинцы (Галиция, Херсонская), белорусы, ингуши, чеченцы, даргинцы, грузины, турки, персы, узбеки, латыши, шведы, норвежцы, западные саамы, финны, карелы, вепсы, мордва, удмурты, казанские татары, башкиры, буряты.

Северная Африка. Арабы Марокко, Египта: El-Shamy 2004, № 1225: 718-719.

Южная Европа. Итальянцы: Uther 2004(2), № 1225: 79-80.

Западная Европа. Французы, голландцы, немцы: Uther 2004(2), № 1225: 79-80.

Передняя Азия. Арабы Бахрейна, Катара, Ирака, палестинцы: El-Shamy 2004, № 1225: 718-719; арабы Ирака [три раба украли трех домашних животных; все стадо пошло следом; они думают, что за ними гонятся; их заводила упал в реку, крокодил откусил ему голову; двое других его вытащили и не могут вспомнить, была голова или нет; их родители тоже не могут вспомнить; умная акушерка объясняет, что человек мертв]: Nowak 1969, № 450: 362-363; арамеи: Uther 2004(2), № 1225: 79-80.

Балканы. Болгары [дурака берут на медвежью охоту; он лезет в берлогу, медведь откусил ему голову; спутники сомневаются, была голова или нет; жена помнит, что он покупал шапку, а насчет головы тоже не уверена]: Даскалова-Перковско и др. 1994, № 1225: 400; венгры [мотив известен]: Kovács, Benedek 1990, № 1225: 432; словенцы, сербы, хорваты, македонцы, румыны, греки: Uther 2004(2), № 1225: 79-80.

Средняя Европа. Поляки [медведь откусил человеку голову; другие не могут вспомнить, была у него голова или нет]: Krzyżanowski 1963, № 1225: 30; чехи: Uther 2004(2), № 1225: 79-80; русские (Архангельская, Мурманская, Карельская, Рязанская), украинцы (Галиция, Херсонская), белорусы [Глупец (поп) без головы (откусил медведь, оторвало мельницей); другие (жена) помнят, что борода у него была, а была ли голова не знают]: СУС 1979, № 1225: 275; белорусы [человек посеял рожь, затем гречиху – не уродились; соль – тоже не взошла; увидел медвежьи следы, решил, что из-за медведя, обратился к попу; нашли дупло, где медведь, поп полез, медведь откусил ему голову; попа вытащили, стали спорить, была ли голова; работник не помнит; батрачка чесала попу косы, но была ли голова, тоже не запомнила]: Василенок и др. 1958: 238-239.

Кавказ – Малая Азия. Ингуши [охотники увидели нору, один в нее полез; сидевшая в норе волчица перекусила ему шею; он успел дрыгнуть ногами и товарищи вытащили его; стали думать, была ли у него голова, пошли к его жене; та сказала, что не помнит, но каждый год шила ему по папахе; понятливый человек рассудил охотников: если их товарищ полез, не зная, что в норе, то он был безголовым]: Дахкильгов 2012, № 57: 62; чеченцы [трое людей заметили нору, решили, что в ней лисица; но там был медведь; один полез, медведь откусил ему голову, товарищи вытащили тело без головы; пошли спрашивать жену, была ли у ее мужа голова; та ответили, что про голову не помнит, но шапку он точно каждый год новую делал]: Dirr 1920, № 84: 279-280; даргинцы [трое горцев охотились на медведя; один полез в берлогу, предупредив, что если он станет дрыгать ногами, его надо вытащить; так и случилось; его вытащили, а головы нет; товарищи не уверены, была ли голова; спросили жену; та: не знаю, но шапку он каждый год покупал]: Капиева 1991: 132-133; грузины [Безголовый поп. Жена священника припоминает, что у ее мужа по утрам борода тряслась как у козла. А вот была ли голова – не помнит]: Kurdovanidze 2000, № 1225: 85; турки [невеста рыдает: если она выйдет замуж и родит ребенка, тот может упасть с дерева; человек идет искать еще более глупых; дураки пытаются ситом вносить в дом солнечный свет; не могут вытащить руку из кувшина и собираются отрубить руку; тащат корову на крышу, чтобы она съела выросшую там траву; человек говорит женщине, что идет в ад, она дает ему еду для покойного родственника; ее муж скачет вслед за обманщиком; завидев погоню, обманщик говорит мельнику, что того собираются схватить, мельник пытается убежать, муж женщины за ним, а обманщик ускакал на его коне; мельник продает дуракам мешок ума за мешок золота; один из них хватает мешок, бежит, открывает (в нем только воздух), ударяется о скалу, остается без головы; другие находят труп и вместе с женой погибшего обсуждают, была ли у их товарища голова или нет]: Eberhard, Boratav 1953, № 331.II: 365-366.

Иран – Средняя Азия. Узбеки [у муллы Сеид Рухуллы были большая чалма и густая борода; он велит молиться Аллаху, а платить ему; аист – сын божий, пусть еду для него приносят в дом муллы; народ требует, чтобы сын пожий ел в их присутствии; мулла вынужден лезть в гнездо; аисты бьют его клювами, он зовет на помощь, люди его стаскивают, но голова отделилась от тела; спрашивают жену муллы, была ли у него голова; жена: когда муж кушал, борода шевелилась, а насчет головы не знаю]: Коновалов, Степанов 1986: 333-336 (=Рогов 1980: 250-254); персы (Керман, Исфахан) [люди не могут вспомнить, была ли у погибшего голова, помнят только про бороду]: Marzolph 1984, № 1225: 192-193.

Балтоскандия. Латыши [Мужик без головы в медвежьей яме. Медведь отрывает мужику голову. Другие гадают, была ли у него вообще голова]: Арийс, Медне 1977, № 1225: 344; шведы [семеро далекарлийцев отправились в путь; чтобы развести огонь, один просит дать ему по уху, искры посыпятся; но огонь не разгорелся; решили вытащить из берлоги медведя, один полез, медведь откусил ему голову; стали спорить, была ли у него голова; один говорит, что вспомнил: когда вчера кашу ел, в бороде две крупинки застряли; пошли через поле льна, а думают, что плывут через море; стали считаться, выходит пять (считающий себя не учитывает), решили, что один утонул]: Брауде, Золотаревская 1969: 356-358; норвежцы [дурак сунул голову в медвежью берлогу, медведь ее оторвал; его товарищи не понимают, в чем дело, споряти, была ли у него голова]: Hodne 1984, № 1225: 229; западные саамы, карелы: Kecskeméti, Paunonen 1974, № 1225: 251; вепсы [в лесу мужики находят большую дыру; их одолевает любопытство; один из них сует туда голову; когда его вытаскивают за ноги, то сомневаются, була ли у него голова; жена говорит: «Да головы-то не помню, а маленькая бородка вроде была»]: Онегина, Зайцева 1996, № 112: 210; финны: Uther 2004(2), № 1225: 79-80.

Волга – Пермь. Мордва, удмурты: Kecskeméti, Paunonen 1974, № 1225: 251; казанские татары (6 вариантов зап. на Волге, 1 в Новосибирской обл.) [трое умников посеяли соль; когда выпал снег, решили, что соль дала всходы; решили поле стеречь, на нем следы медведя, решили, что это вор; у реки следы кончились, умники решили, что воры уплыли на лодке; решили поплыть на бревне; чтобы не упал, первому под бревном связали ноги; удивляются, зачем он, не доплыв, стал лапти сушить; двое перешли реку по бревну; один полез в медвежью берлогу, второй его вытянул – головы нет; пошел в деревню; жене первого товарища пожаловался, что ее муж все лапти сушит; жена второго не могла вспомнить, была ли у мужа голова]: Замалетдинов 2009, № 138: 458-461; башкиры [кто-то топчет овес; хозяин поля приходит к норе и лезет в нее, велев сыновьям вытащить его за веревку; нора оказалась берлогой медведя, он откусил старику голову; сыновья вытащили тело: руки пустые, а головы нет; сыновья спрашивают мать, была ли у отца голова; та отвечает, что борода шевелилась, когда муж ел блины, а была ли голова, она не припомнит]: Бараг 1992, № 18: 56.

Южная Сибирь – Монголия. Буряты [трое охотника полезли в берлогу достать медведя; когда вылезли у одного нет головы; другие спорят, была ли она вообще; жена того говорит, что про голову не помнит, но каждый год шила мужу шапку]: Элиасов 1959: 126-127.