Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M54. Убежавший просыпается на прежнем месте. (.11.40.).43.44.46.

Персонаж живет или гостит в доме другого; затем уходит далеко, засыпает, но просыпается опять в том же доме.

(Ср. Бантуязычная Африка. Тетела, вакусу [птичка Dikulu проиграл Солнцу в кости; схватил половину проигранного, убежал; но куда бы ни бежал, Солнце был всюду]: Frobenius 1983: 71).

(Ср. Арктика. Кадьяк [двое охотников с трудом замечают жилища карликов; карлики свежуют лосося, называют его китом; просят помочь убить в логове бурого медведя; это мышь в норе, люди легко убивают ее; прячут в одежде на счастье двух карликов, пытаются уйти, но оказываются на прежнем месте; чтобы уйти, им приходится освободить карликов; они возвращаются домой]: Birket-Smith 1953: 148).

Побережье - Плато. Оканагон [Койот приходит к великану Swanaiten; решает украсть два камня, которыми тот высекает огонь; всю ночь бежит, утром лезет на дерево; слышит голос С., тот спрашивает, зачем он сидит на лестнице в его доме с камнями в руках; на следующую ночь Койот снова уносит камни; проснувшись, домочадцы С. видят его бегающим вокруг очага; Койот признает себя побежденным, завтракает, уходит от С.]: Hill-Tout 1911: 144-145; кутенэ [(два вар.); Койот женится на дочери Солнца; трижды пытается унести раму для просушивания шкур либо факел; Солнце советует ему идти от его дома без отдыха две ночи и день либо три дня и три ночи]: Boas 1918, № 56: 133-141, 298-299; западные сахаптин [1) Месяц посылает своего сына убивать людей, поедает тестикулы; Койот притворяется братом Месяца, убивает его сына его же дубиной, надевает его одежду, кормит Месяца тестикулами его сына; в доме много украшений; когда Месяц засыпает, Койот их уносит, долго идет, засыпает; просыпается у выхода из дома Месяца; то же в следующую ночь; Месяц спрашивает, зачем Койот убил его сына; Койот велит ему больше не убивать людей, быть месяцем; 2) то же; Месяц был горячим как Солнце; Койот отрезает ему голову, велит быть месяцем]: Farrand, Mayer 1917, № 12: 173-175; якима: Beavert 1974 [Койот идет на восток искать бизонов; ночью засыпает, просыпается на прежнем месте; так четырежды; его «сестры» (экскременты) рассказывают, что это женщина-Солнце над ним издевается; советуют стать пушинкой, чтобы ветер отнес его; чтобы приземлиться, он становится веткой; входит в богатый типи, просит в жены пять дочерей хозяина; это бизонихи; хозяин предупреждает не совокупляться с ними пять дней; они идут на запад, каждую ночь проводят в том же типи, который магически переносят с собой; Койот делается бизоном; старшей девушке не нравится новая страна; она ложится, выставить гениталии, Койот совокупляется; бизонихи возвращаются на восток, Койот снова делается койотом]: 45-51; Hines 1992, № 46 [дочь Койота выходит за Горного Барана; в пещере того много жира; ночью Койот собирает имущество хозяина, уносит его; утром просыпается все в той же пещере; сестра пяти братьев – Горных Баранов спускает на них снежную лавину; все превращаются в горные вершины; сестра не может спуститься с горы, дикие бараны живут только в горах]: 131-139; нэ персэ [сын Месяца убивает дубиной прохожих, приносит трупы отцу, тот поедает гениталии сырыми, остальное готовит; Койот предлагает сыну Месяца нагнуться попить, дать ему его дубину, убивает его, меняется с ним одеждой, приносит Месяцу труп сына под видом добычи; Месяц его пожирает; ночью Койот убегает, к утру засыпает, просыпается на пороге дома; так трижды; тогда убивает Месяца, велит светить по ночам] Spinden 1917, № 7: 186-187; тилламук [Южный Ветер увидел девушку на морском берегу; Голубая Сойка посоветовал хватать ее, не мигая; это дочь Моря; Южный Ветер унес ее к себе; пошли к ее отцу, его домашние звери – киты и прочие морские животные; вернулись; первая жена Южного Ветра ушла, но снова оказалась в углу его дома; весь мир – его дом]: Jacobs, Jacobs 1959, № 26: 92-93.

Средний Запад. Саук, фокс [см. мотив J19; человек со вторым лицом на затылке убивает женщину, достает близнецов из ее живота; отец выбрасывает младшего под бревно, его воспитывает старуха-крыса; он приходит играть с братом; брат и отец хватают его; братья убивают чудовищ; отец боится их магической силы, убегает из дому, утром просыпается на прежнем месте; на четвертый раз идет день и ночь, больше не возвращается]: Lasley 1902: 176-178; саук [видя двух купающихся женщин, человек посылает свой пенис, велит ему притащить ту, что больше понравится; люди отправляют Лося за пропавшей женщиной; пенис их догоняет, возвращает женщину; Висакя вызывает мороз, пенис не может ползти, В. доставляет женщину к Черепахе; тот усыпляет В., рассказывая о своих подвигах; уносит его красивую одежду, бежит целую ночь; утром засыпает; просыпается в том же доме В.]: Skinner 1928, № 16: 155-156.

Великие Равнины. Сарси [Старик остановился в типи одинокого человека; хозяин предложил для еды бизоньи языки; Старик заметил два копья, решил одно украсть, ночью унес, но утром оказался у прежнего типи; так четыре раза; поэтому теперь воров всегда находят]: Dzana-gu 1921, № 9: 10-11; черноногие: Grinnell 1982 [Старик останавливается в доме Солнца; на охоте его ноговицы поджигают траву, выгоняя оленей; ночью Старик уносит ноговицы, долго бежит, ложится, положив их под голову; просыпается в доме Солнца, объясняет, что ночью решил использовать их как подушку; то же на вторую ночь (Старик не знал, что дом Солнца – весь мир); Солнце дарит ноговицы; Старик надевает их на охоте, они загораются, он прыгает в реку, ноговицы сгорают]: 167-168; Josselin de Jong 1914 [как у Wissler, Duvall]: 7-9; Linderman 1995 [Луна сделала Солнцу красивые ноговицы; ночью тот спал, положив их под голову; Napa ("Старик") зашел туда (Луна и дети-звезды в это время работали), унес мокасины, ушел далеко, лег спать; проснувшись, увидел как Солнце забрал мокасины, ушел, смеясь; на следующую ночь Н. снова украл их; Солнце в гневе назвал его дураком, ибо весь мир есть дом Солнца, от него не спрятаться]: 36-39; Wissler, Duvall 1908, № 14 [Напи (Старик) приходит в дом, хозяин которого (вероятно) Солнце; похищает ноговицы; после второй (или четвертой) попытки хозяин дарит их ему; велит надевать только во время загонной охоты с огнем; Н. надевает ради хвастовства; ноговицы загораются, Н. с трудом сбрасывает их, они сгорают]: 31-32; шейены [Veeho (Европеец, трикстер) приходит в типи Солнца, уносит его ноговицы, бежит всю ночь, засыпает, просыпается опять в типи Солнца; весь мир – дом Солнца; Солнце спрашивает, как его ноговицы оказались под головой В., тот отвечает, что хотел спать, положил их вместо подушки; то же на следующий день; Солнце смеется, дарит ноговицы В.; В. надел их, пошел, степь загорелась, он обжег ноги; Солнце отказывается дать В. новые ноговицы]: Erdoes, Ortiz 1984: 162-163; кайова-апачи [Койот приходит в типи, ночью уносит священный сверток; просыпается в том же типи; после четвертого раза Солнце объясняет, что это его сверток, а небо – крыша его типи; Койот соглашается, что он не сможет уйти из-под неба]: McAllister 1949, № 21: 73-74; (ср. ассинибойн [Иктоми входит в жилище, где сидит человек и привязана погремушка; предлагает подменить его, пока тот поспит; человек велит И. курить трубку, засыпает; И. забирает погремушку, уходит; на рассвете ложится отдохнуть; просыпается от прикосновения хозяина погремушки; объясняет, что вышел вытряхнуть пепел из трубки и взял погремушку с собой, чтобы ее не унесло крылатое чудовище]: Lowie 1909a, № 48: 132).