Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M56D. Наполнить сосуд мухами. .12.29.

Персонаж обещает наполнить сосуд мелкими летающими живыми существами. Заключает с теми пари, что они не смогут наполнить сосуд. Существа залезают внутрь, персонаж закрывает крышку. Ср. мотив K60B.

Бамбара, манканья, дагари, турки.

Западная Африка. Бамбара [бог Mangalla обещает зайцу сделать его царем, если тот принесет калебасу с мухами, с комарами, обвившую палку змею, молоко диких буйволиц, оседланную гиену; старик Domma: М. не выполнит обещания; отказывается помогать; заяц делает в калебасе небольшое отверстие, говорит мухам, что М. якобы заявил, будто на свете нет столько мух, чтобы наполнить эту калебасу; мухи забираются в калебасу продемонстрировать, что их достаточно много, заяц закрывает отверстие; то же с комарами; говорит змее, будто М. не верит, что та столь длинна, чтобы обвить палку; змея обвивает палку, заяц привязывает ее к ней за хвост и голову; говорит диким буйволицам, будто М. не верит, что у них в вымени есть молоко; те позволяют себя подоить, чтобы уверить М. в обратном; заяц говорит гиене, что его делают царем, он сможет без ограничения забивать скот, будет брать себе только головы; за обещание отдать ей туши, гиена позволяет себя оседлать; приезжает на небо к М.; тот велит приехать по дороге, на которой нет пятницы и понедельника; заяц идет к Д., тот говорит, что предупреждал зайца – М. его обманет, такой дороги не существует; в это время гиена вырвалась из упряжи, вернулась на землю, зад еле вытащила, поэтому сзади гиены ниже, чем спереди; вечером комар проделал отверстие в калебасе, комары вылетели и с тех пор активны по вечерам, а мухи выбрались на волю днем]: Frobenius 1922b, № 82: 151-153; манканья [царь выдаст за Зайца дочь, если тот принесет 1) живого Удава; Заяц говорит Удаву, будто некоторые не верят, что тот уместится на жерди, обвив ее кольцами; делает вид, что хочет измерить его веревкой, связывает; 2) клыки слона; Заяц предлагает Слону повалить дерево, его клыки застревают, Заяц кричит, что пожар, Слон убегает, оставив клыки; 3) клетку с птицами; Заяц говорит царю птиц, будто некоторые не верят, что все птицы поместятся в клетку; захлопывает дверцу; Заяц получает принцессу и трон]: Мендельсон 1971: 58-63; дагари [Dєr хвастается, что сможет наполнить мухами сосуд, принести на палке кобру и приехать верхом на слоне; говорит мухам, что спорит с сосудом: тот не верит, будто мухи смогут его наполнить; мухи наполняют сосуд, чтобы доказать обратное, Д. закрывает крышку; говорит кобре, будто палка не верит, что кобра длиннее ее; кобра вытягивается рядом с палкой, Д. ее привязывает; просит слона его подвезти, т.к. он болен, приезжает верхом на слоне, показывает кобру и сосуд с мухами]: Métuolé Somba 1991: 15-18.

Кавказ – Малая Азия. Турки [(ср. моси в Западной Африке, мотив M57B); заяц просит Бога дать ему разум; Бог: наполни шланг воробьями; заяц заключает с воробьями пари, что они не смогут наполнить шланг; воробьи туда залезают, заяц приносит шланг; Бог: если дать тебе разум, ты погубишь весь мир]: Eberhard, Boratav 1953, № 16: 36.