Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M57d2. Дерево исполняет желания.

.14.16.27.-.29.31.32.34.37.

Человек собрался срубить дерево. Оно само или живущая на нем птица просят не делать этого и выполняют желания человека.

Кабилы, валлоны, болгары, русские, ногайцы, эстонцы, карелы, латыши, мари, удмурты, (башкиры), буряты, тувинцы, (челканцы), нанайцы.

Северная Африка. Кабилы (Mzabite) [у бедного дровосека четверо детей, его богатый брат бездетен; бедный начинает рубить ююбу; дерево просит не делать этого, дает горшок, который наполняется чем пожелаешь; богатый брат отобрал; дерево дало палку; она стала бить людей; те заставили богатого брата вернуть горшок и поделить с бедным братом имущество]: Basset 1903, № 11: 30-33.

Западная Европа. Валлоны [дровосек замахивается топором, но дерево просит его не рубить; за это дает ручную мельницу, которая выдает любую еду; зашедший в дом нищий ее подменил; дерево дает кота, испражняющегося золотом; то же; дает розги; вору пришлось все вернуть]: Laport 1932, № *563A: 64.

Балканы. Болгары [у жаворонка гнездо на дереве, крестьянин собирается срубить дерево, жаворонок велит этого не делать, дает палку, выполняющую желания; крестьянин зовет в гости царя, тот подменяет палку; на следующий раз жаворонок дает осла, который выплевывает червонцы; кузнец его подменяет; жаворонок дает молоток, тот бьет царя, кузнеца, они возвращают похищенное]: Клягина-Кондратьева 1951: 68-72.

Средняя Европа. Русские: Кузьмина и др. 2005, № 7/21 [бобыль собрался рубить липу, та просит не рубить, обещает новую избу; затем бобыль просит богатство, знатность; когда стал просить царства, липа превратила его в медведя; поэтому у медведя лапы походят на человеческие руки]: 107-108; Смирнов 1917, № 240 (Рязанская) [мужик недоволен жизнью; рассказывает проезжавшей барыне; барыня Судьба делает человека барином; мужик просит сделать его царем; Судьба делает медведем]: 644–645; (с ср. русские (Вятская; скорее всего, удмуртский субстрат): Смирнов 1917, № 124 [злые помещик с женой пугают крестьян, требуют денег; муж хочет, чтобы их боялись еще больше и давали больше денег; жена предлагает превратиться в зверей, которых еще никто не видел; они превращаются в медведей, живут в лесу; мужик их увидел, испугался; все крестьяне пошли смотреть, видят медведей на дереве с бортью; так и назвали медведями], 125 [раньше медведи были людьми; бедный мужик хочет срубить заколдованную березу; береза просит ее не рубить, обещает богатство; бедняк не рубит; дома его встречает новый дом, наряженная жена, кони и богатство; мужик снова идет к березе, она делает его старостой; чиновником; губернатором; просит сделать его царем; береза говорит, что царь – помазанник Бога, и отказывается; мужика и его бабу превращает в медведей]: 378, 378-380: (ср. (Терский берег) [дед пошел в лес, тюкнул топором, выскочила птичка железный нос, деревянный хвост; дала горшочек; «Наливышь, налейся!» – будет каша, «Крепыш, крепись!» – остановится; баба забыла про «Крепись!», чуть в каше не утонула; соседи собрали каши, Ягисьня подменила горшок; дед снова к птичек, та дала скатерть-хлебосолку; Ягисьня опять подменила; на третий раз птичка дала собаку; «Кобель, почеши!» – муки начешет, «Кобель, помели!» – в куски разорвет; дед специально велел Ягисьне не говорить, «Кобель, помели!»; она сказала, кобель стал ее рвать, пришлось вернуть скатерть; баба однажды тоже сказала «помели», дед едва ее спас]: Балашов 1991: 33-40).

Кавказ – Малая Азия. Ногайцы [дерево просит старика не рубить его, обещает выполнить просьбу, тот просит дров; старуха жалуется, что дрова мелкие, велит попросить муки; у дерева листья пожелтели, оно обещает дать муку; на другой день старуха говорит, что идет снег, оказалось, что это мука; старуха хочет золота и серебра; листва дерева почти опала; старуха боится, что теперь их ограбят, велит попросить у дерева, чтобы их боялись; у дерева опали последние листья, оно превратило старуху в лису, старика в медведя]: Алиева 2013, № 107: 467-468.

Балтоскандия. Эстонцы: Järv et al. 2015 (юго-западная Эстония, Tõstamaa) [батрак (точнее бедный арендатор, saunik) поленился идти в лес, пошел на соседний выгон, стал рубить старое дерево (из священной рощи); из-под корня показалась седая голова: зачем рубишь? человек: жена, дети; старичок: иди домой, там уже поленница; человек решил снова пойти с топором к дереву, попросить амбар; затем – пусть он полон добра; затем стать судьей; помещиком; генералом; когда попросил сделать его царем, старичок рассердился, сделал его медведем; а жена, унаследовав все богатство, вышла за знатного господина; тот встретил медведя и застрелил]: 35-36; Kreutzwald в Talvet 1991 [береза просит лесоруба не рубить ее, ибо она еще молода, у нее дети; то же затем деревья всех видов; старик в корьевой одежде благодарит за жалость к его детям, обещает, что у него ни в чем не будет недостатка, но он, его жена, дети не должны желать слишком многого; дает золотой прут, им надо помахать над муравейником, ульем, у дерева и пр., все будет; по возвращении мужа жена стала его ругать, он вызвал прутья, те побили ее; семья зажила богато; но один из потомков пожелал, чтобы солнце спустилось погреть ему спину; солнце спустилось, сожгло его и весь дом; деревья от жара испугались и больше не разговаривают]: 156-164 (=Põder, Tanner 2000: 92-98); карелы (Калевальский р-н, 1938) [дерево просит старика не рубить его, обещает сделать добро; старик рассказывает жене, она посылает его срубить дерево; на третий раз старику приходится выполнить желание старухи; пень просит старика взять и его; тот отвечает, что не может зимой выкорчевать пень; тогда пень дает старику золотую голову; старуха хочет ее продать, старик против; голова велит своим сородичам наполнить дом съестными припасами; в следующий раз – одеждой; теперь старуха хочет избу; изба готова, и теперь голова хочет, чтобы старуха достала ей невесту; одна девушка соглашается, ночью голова превращается в парня; мать ругает дочь, ей приходится рассказать правду; после этого голова исчезает; старик уходит на поиски, старая вдова объясняет, куда пойти, чтобы схватить сына; сын входит в избу, старик прыгает на него, падает, сын опять пропадает; то же – старуха; идет жена, хватает его, но муж снова исчезает; вдова обещает помочь, но велит постричь ее овец; старик на коне говорит, что овцы будут драться с волками, надо подобрать шерсть; вдова посылает за корытом к владыке моря; всадник приносит корыто, женщина дает ему денег; вдова велит принести бёрдо из леса; муж сам приносит бёрдо вдове, остается с женой]: Конкка 1959, № 30: 134-141; латыши [деревья стали просить человека не рубить их; он пошел к липе, та обещала сделать его помещиком; затем королем; на третий раз он попросил сделать его Богом; Липа велела ему стать на четвереньки и сделала медведем; после этого Бог запретил деревьям разговаривать]: Dähnhard 1907: 222.

Волга – Пермь. Мари: Сабитов 1989, № 555 [Чудесное дерево: исполняет все желания бедняка (хорошее домашнее хозяйства, важный чин и т.п.); когда он выражает желание стать становым приставом, все пропадает, бедняк превращается в медведя; (много текстов)]: 34-35; Четкарев 1948 [дрова кончились, жена посылает мужа в лес, он собирается рубить липу, голос из дупла просит не рубить, говорит, что дрова уже у него дома; так многократно, человек просит все больше (дом, скот, деньги, должности старосты, старшины; когда просит сделать его становым приставом, т.е. большим барином, чтобы ездить в пуховой перине, просыпается в берлоге медведем; "медведь – барской породы, произошел от станового"]: 89-91; Anderson 1935: 11-15 в Kippar 2002 [бедняк идет в лес рубить елки построить дом; ель говорит, что для этого не надо ее рубить, отметь участок и ложись спать; утром дом готов; он опять с топором к ели, нужен двор; затем деньги; снова пришел: все есть, уважения нет; ель: теперь тебя люди станут бояться, а ты людей; мужик стал медведем, медведи пугливы]: 117-118; удмурты [старик хочет отщепить от березы лучину, та обещает выполнять все его желания; супруги богатеют; старуха велит старика попросить что-нибудь страшное, чтобы их все боялись; они превращаются в медведей; (происхождение медведей)]: Радимов 1922: 5-14 (=Клабуков 1948, № 44: 129-131); (ср. башкиры [старик принес чурку, стал колоть, выскочила птичка, готова исполнить желание; старик попросил дров; старуха каждый раз велит попросить что-то еще (еды, стать купчихой); после того, как она захотела стать лесной царицей, чурка и все испрошенное исчезло, а старики превратились в лесных шурале – рогатых, покрытых шерстью, с зелеными бородами]: Бараг 1989, № 47: 214-216).

Южная Сибирь. Буряты [человек, мастеривший деревянную посуду, стал рубить березу; она попросила остановиться, обещала исполнить желание, он захотел стать купцом; затем царем; поскольку только береза знает, что он не царь, послал слуг ее срубить; береза велит им остановиться: их царь стал медведем; при встрече с медведем надо сказать «Царь-человек, уступи дорогу»]: Дугаров 1990: 329-330; тувинцы [золотая птичка просит старика не рубить дерево, в дупле которого она живет, обещает выполнить любое желание; он просит дрова; на следующий день просит белую юрту; белый скот; старуха просит мужа не жадничать, но он хочет быть ханом; птички нет, старик повалил дерево, а наутро у них прежняя дырявая черная юрта]: Хадаханэ 1984: 53-54; (ср. челканцы (с. Курмач-Байгол, записано в ходе поездок, совершенных в 1934-1952 гг.) [мальчик-сирота голодал и отправился на охоту; погнался за белкой, та спряталась в дупле пня; мальчик начал его рубить; белка спросила, что ему нужно; мальчик ответил, что хочет поесть досыта хотя бы один раз; белка велела идти домой и лечь спать; когда мальчик проснулся, оказалось, что вместо открытого, гладкого места появился небольшой домик с крышей, а вместо одежды из листьев на нем была одежда из материи; мальчик вытащил еду из печи и наелся; затем пошел к тому же пню и стал его рубить; белка спросила, что ему нужно теперь; мальчик сказал: «Мне теперь кроме того что есть нужен дом, пусть будет большой дом в три-четыре этажа, пусть там будет много людей, а на одном из этажей пусть будет лавка»; белка велела идти спать; когда мальчик проснулся, увидел трех-четырехэтажный дом, на одном из этажей была лавка, но ни выходящих из него, ни входящих в него людей не было; мальчик пошел к пню, постучал по нему и сказал белке, что хочет быть большим купцом; белка исполнила и это желание; мальчик снова вернулся к пню и сказал белке, что решил быть великим божеством; белка согласилась и велела идти спать; мальчик сделал, как она сказала; когда встал, был таким же, как и в самом начале, в одежде из листьев и в шалаше; мальчик пошел к пню, но сколько ни стучал, белка не выходила; мальчик расколол пень и разбросал щепки, однако белка так и не вышла]: Баскаков 1985: 103-104).

Амур – Сахалин. Нанайцы [у вороны гнездо на дереве, она просит старика не рубить дерево, дарит веялку, та дает зерно и муку; слуги начальника забрали веялку, ворона дала сито (то же); дала колотушку, она бьет слуг, те возвращают похищенное; однажды старики проснулись – на канах спят две красавицы и мерген; мерген привел в селение стариков всех жителей из селения слуг-разбойников; старики зажили в сытости]: Киле 1996, № 44: 395-399.