Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M75b2. Предопределенный брак: птица пытается помешать. .14.29.30.34.

Птица тщетно пытается помешать браку, о неизбежности которого она узнал, когда будущие супруги были еще детьми.

Берберы (Sfisifa, ЮЗ Алжир), карачаевцы, осетины, чеченцы, аварцы, азербайджанцы, персы, туркмены, тувинцы, монголы (буряты?).

Северная Африка. Берберы (Sfisifa, ЮЗ Алжир) [Соломон сказал духам, что у Djabersa родилась дочь, а у Djaberka – сын, и они поженятся (эти две страны находятся на противоположных концах мира); грифон сказал, что предотвратит это, несмотря на волю Бога, унес дочь Djabersa (вместе с матерью), оставил на смоковнице у моря; сын Djaberka приплыл туда на своем корабле, лег отдыхать, девушка сбросила на него листья, узнала, что кроме нее, ее матери и грифона есть еще люди; велела юноше спрятаться в шкуре убитого коня; попросила грифона отнести ее к Соломону; грифон принес и девушку, и юношу, хотя думал, что принес шкуру коня; был посрамлен Соломоном]: Basset 1887, № 13: 27-28.

Кавказ – Малая Азия. Карачаевцы [в одном из фольклорных текстов птица Анкъо именуется ассы къуш ("мятежной птицей"); А. поспорил с царем, что сумеет разлучить мальчика и девочку, которым судьба определила совместную жизнь; когда девочке исполнилось 9-10 лет, А. отнес ее в пещеру на скале; юноша приехал на коне, увидел пещеру, зарезал коня, забрался в него, А. отнес коня в пещеру; царь велел принести коня, в туше оказались возлюбленные, их обвенчали; в наказание за гордыню царь сослал А. за Каб-тау - опоясывающие всю землю горы, запретив возвращаться]: Джуртубаев 2007: 407-409 (кратко в 1991: 72); осетины [сын царя Востока должен жениться на дочери купца Запада; орел уносит дочь купца, но юноша все-таки попадает к ней и женится]: Бязыров 1960, № 187: 103; чеченцы [Бог создал мужчину и девушку ему в жены, Филин унес девушку на скалу (чтобы лишить ее возможности выйти за предначертанного мужчину); она велела мужчине спрятаться внутри зарезанной лошади, попросила Филина принести ей конины; Филин принес тушу, мужчина сошелся с девушкой; Филин признал перед Богом свое поражение; Бог спросил, хочет ли тот быть наказанным на том или на этом свете; Филин выбрал наказание на этом свете, был лишен зрения днем, потерял почет между птицами]: Далгат 2004: 176-177 (=Dirr 1908: 1075-1076); аварцы [люди говорят, что на все воля Аллаха, сова и большая птица возражают; старик им в ответ: юноше и девушке с разных сторон света суждено соединиться; сова и большая птица унесли девушку в лес; неподалеку разбился корабль, уцелел только юноша, увидел девушку на дереве, она помогла ему забраться в дупло; прилетела большая птица, чтобы отвезти девушку в другое место; та сказала, что на ней нет одежды; птица принесла лошадиный череп, девушка с юношей залезли в него, птица принесла их в селение; увидев, что помешать воле Аллаха не удалось, большая птица улетела на небо, а сова теперь появляется только ночью]: Халидова 2012, № 42: 60-61; азербайджанцы [Соломон понял, что судьбы не миновать, а Жар-птица в этом сомневалась; предложила дать ей мальчика и девочку, которым предначертано вступить в брак, и она расстроит его; Жар-птица оставила мальчика, а девочку унесла на безлюдный остров в море; юноша вырос, подошел к берегу, напротив которого находился остров, девушка и юноша друг друга увидели, девушка бросила в море корзину, ее прибило к берегу юноши, тот в нее сел и приплыл к девушке; Жар-птица их обнаружила, услышав плач младенца; принесла их к Соломону и признала свое поражение]: Богоявленский 1892г: 330-331.

Иран – Средняя Азия. Персы [птица Симург говорит Сулейману, что не верит в предопределение; Сулейман отвечает, что у падишаха Востока родился сын, а у падишаха Запада дочь; им суждено сойтись; Симург обещает помешать этому, уносит девочку в свое гнездо, та считает Симург своей матерью; сын падишаха Востока ищет истоки Нила, приходит к дереву на горе Каф, девушка видит его; он учит ее попросить Симург отнести ее к реке, сам прячется в лошадиной шкуре; позже С. приносит шкуру с юношей внутри нее в свое гнездо; дочь падишаха Востока рожает сына; когда Симург приносит Сулейману шкуру, в ней оказываются молодые супруги с ребенком; посрамленная Симург улетает]: Брагинский 1977: 289-315; туркмены: Басилов 1953 (Ашхабадская обл., но не Багир, три записи) [Сулейман-пихамбер предопределил парню и девушке пожениться в такой-то день; огромная птица Буркут решил помешать, унес девушку в горы (или на остров); парень катался на лодке, бурей его занесло к девушке; та спрятала парня, попросила Б. сделать сундук – она сядет в него и не будет бояться, когда Б. ее понесет; Б. приносит сундук С., там оказываются парень с девушкой]: 44; Самойлович 1914, № 2 (Ахал, сел. Багир) [птица Симург взялась, по предложению Сулеймана, помешать браку, предопределенному судьбой, но брак состоялся, Симург, испугавшись, бежал]: 332.

Южная Сибирь - Монголия. Тувинцы [два охотника договорились поженить детей, когда мальчику Шор-оол было 10 лет, девочке Кондома – 9 лет; ее отец – хакас; птица Хан-Херети решила воспрепятствовать браку, унесла К. на гребень лесистой горы; один вол пал, его освежевали, пошли попить чаю; рядом был Ш.; услышав шум крыльев, спрятался в брюхе вола; птица отнесла тушу туда же, куда и девочку, сам улетела; Ш. и К. стали жить вместе, их язык стал смешанным – тувинско-хакасским; ХХ приносила еду для К., а Ш. в это время прятался; принесла юрту, скот; затем увидела, что Ш. и К. давно женаты, детей имеют; решила больше с гадателем не тягаться, ни в Туву, ни в Хакассию больше не прилетает; потомков Шор-оола тувинцы с Хемчика стали звать шорцами]: Алексеева и др. 2010, № 43: 109-113; монголы или буряты («ламайская легенда, переданная Рабдановым") [царь спрашивает Бурхана-бакши, какая судьба ждет его новорожденную дочь; тот отвечает, что она выйдет за нищего; чтобы помешать предсказанию, птица Хан-Гариди уносит девочку в свое гнездо; кормит мясом погибших животных; когда девица вырастает, ХГ спрашивает Б., сбылось ли его предсказание; Б. отвечает, что у девицы от нищего уже двое детей; оказалось, что нищий испугался ХГ, спрятался в туше оленя, ХГ унес тушу в гнездо, нищий стал жить с девицей]: Потанин 1899: 432.