Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M75b3. Троянский конь. (.12.27.29.)

Чтобы проникнуть в охраняемый локус, герой прячется внутри животного или фигуры животного. Вместе с фигурой или тушей персонаж принесен туда, куда хранители локуса не хотели его пропустить.

Западная Африка. Балант [царь держит дочь взаперти; Мбана видит ее в окне; старуха дает ему драгоценную деревянную фигуру коня, в которой он прячется; продает царю для его дочери; в комнате царевны М. выходит; дочь беременеет, царю приходится выдать ее за М.]: Анпеткова-Шарова 2010: 187-190.

(Ср. Южная Азия. Древняя Индия [Kathāsaritsāgara II, 12; посоветовавшись с министрами, царь Pradayota (Pāli Pajjota) из Аванти сделал деревянного слона, похожего на настоящего, посадил внутрь воинов; Udayana, царь Vatsa, отстал от своего войска, подошел к слону, стал играть на флейте, чтобы приманить его; в ответ слон хлопал ушами; воины выскочили и пленили царя]: Roşu 1958: 23).

Балканы. Древняя Греция [Троянский конь].

Кавказ – Малая Азия. ; ингуши [Бог создал мужчину на востоке и женщину на западе, а до этого создал птиц; Бог решил, что мужчина и женщина поженятся, но филин сказал, что этого не допустит, унес женщину на скалу; мужчина увидел девушку; она посоветовала зарезать коня и забраться внутрь туши; сказала филину, что соскучилась по конине; филин принес ей лошадь и улетел; Бог предложил филину выбрать наказание на том или на этом свете, филин предпочел, чтобы на этом; Бог сделал так, что филин не видит днем и лишен почета меж птицами]: Дахкильгов 2003: 33-34; грузины (Хевсурети) [войско божеств во главе с Giorgi (Св. Георгий) долго безуспешно осаждает крепость Каджис в подземном загробном мире; Г. залезает в тушу коня, оказывается {в пересказе не указано, как именно} внутри крепости; божества сжигают крепость, возвращаются на землю, забрав с собой серебряные кубки и блюда, орудия для обработки металла, трех принцесс по имени Ашекала, Мзекала и Самдзимари; С. становится божественной спутницей Г.]: Шарашидзе 1968: 520-530 в Tuite 1998: 333.