Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M86. Валун наказывает обидчика. .43.-.46.49.50.

Скала преследует или иначе наказывает персонажа, когда тот незаслуженно оскорбляет ее (обычно отбирает ее имущество, см. мотив L33).

Побережье - Плато. Флетхед [Койот забирает одеяло назад, когда начинается дождь]; кёрдален [Койот видит камень, он ему нравится, он гадит на него, идет дальше; Камень катится следом; Койот переходит реку, надеется, что Камень потерял след, но Камень уже лезет на берег; Койот просит Козодоя помочь; тот велит уцепиться за его пояс, поднимает в воздух; Козодой бросается на Камень, раскалывая его на куски; Козодой засыпает, Койот крадет его накидку, надевает, но начинает взлетать и падать как козодой, разбивается о дерево; Козодой находит его, забирает накидку; когда Козодой проснулся, его голова была придавлена Камнем, поэтому стала плоской, рот - широким]: Reichard 1947, № 19: 143-144.

Средний Запад. Как у флетхед; Весакайчак. Кри; степные кри.

Северо-восток. Наскапи [Росомаха дразнит Валун; тот катится за ней и придавливает; Волки, Лисы не в силах сдвинуть Валун; Молния разбивает его]: Turner 1894: 336-337.

Великие равнины. Черноногие [Napi забирает свою накидку, когда начинается дождь или снег]; ассинибойн [Инктумни, Lowie 1909a, № 10]; кроу [Койот забирает свою накидку, когда начинается дождь]; хидатса [как у кроу]; арапахо [Никансан дарит Скале испачканную одежду, та становится чистой, Н. забирает ее]; скиди пауни [Койот отбирает свой нож]; арикара: Dorsey 1904d, № 58 [Койот приходит к танцующим людям; это Кролики; они достают из огня потроха; когда Койот дает им воинскую шапочку из орлиных перьев (знак статуса), Кролики соглашаются поделиться секретом, бросают в огонь ветки красной ивы, поют, сгоревшие ветки превращаются в бизоньи потроха; наевшись, Койот просит дать ему на минуту его шапочку, убегает с ней; Кролики кричат, что фокус с ветками не пройдет у него более трех раз; на четвертый ветки просто сгорают; Койот извергает из зада крольчат; пытается поймать их своей накидкой, но они превращаются в экскременты; дарит запачканную накидку Камню; начинается дождь с градом, Койот возвращается за накидкой, она оказывается чистой; Койот уносит накидку; Камень катится за ним, Койот просит двоих птиц Bull-Bats помочь, говорит, что Камень говорил о них дурно; якобы, он, Койот, пообещал рассказать им об этом и тот теперь хочет его убить; Камень называл Bull-Bats самыми уродливыми из птиц с короткими клювами, широкими ртами, короткими лапами, грязными; Bull-Bats раскололи Камень своими кишечными газами; это был единственный Камень, из него возникли все остальные в мире; Койот украсил Bull-Bats белой глиной], 59 [Койот предлагает Кролику, что того, кто первым заснет, другой использует для секса; Койот не понимает, что Кролик спит закрыв глаза, сам засыпает под утро; проснувшись, извергает из зада крольчат, ловит их одеялом, они превращаются в экскременты; он дарит грязное одеяло Камню, вернувшись, видит, что оно чистое, забирает, оно снова грязное, он опять его возвращает Камню; оглядываясь, видит, что одеяло теперь чистое и раскрашенное; так четыре раза; после этого Камень покатился за Койотом, тот просит самца и самку Bull-Bats помочь, говорит, что тот обзывал их; они велят Койоту забраться на дерево, где их птенцы, разбивают Камень кишечными газами; Койот съел птенцов, те зовут родителей из его живота; они убивают Койота так, как разбили Камень]: 144-147, 147-148; санти [Паук обещает Скале свое одеяло, если та пошлет ему убитого бизона; Паук находит бизона; начинается дождь, Паук забирает одеяло назад; на месте бизона оказываются лишь кости]: Wallis 1923, № 25: 96-97; янктон [Иктоми просит Скалу дать ему пищу, обещает взамен свое одеяло: тут же находит свежеубитого оленя; ночью становится холодно; И. забирает одеяло, вместо жареного мяса обнруживает старые кости]: Zitkala-Ša 1985: 19-24.

Большой Бассейн. Койот находит у Скалы ценности, берет их себе. Западные шошони [бусы]; восточные шошони [бусы]; госиюте [одеяла]; юте [одеяло; ушные подвески; бисер]); северные шошони: Lowie 1909b, № 16 a [Койот мочится и испражняется на Скалу; та катится за ним, давя деревья, перекатываясь через реку; Медведь, Лось не в силах ее остановить, раздавлены; Тосакиякаци разбивает ее на куски, дотронувшись локтем; к локтю прикреплены волшебные бусы; Койот убивает его камнем, забирает бусы; разбивает еще одну Скалу; следующая давит его до смерти], b [Лис говорит Койоту, что взял бусы у Скалы, но за них надо платить; Койот берет и не платит; Скала катится за ним вверх но склону, через лес, через реку; Бекас произносит, Бу!, забивая Скалу на куски (теперь это камни в Скалистых Горах)], c [начало как в (b); Скала открывается и закрывается, Койот пойман; Лис велит ей открыться; у другой Скалы Койот берет бусы, испражняется на нее; птица, Журавль, Гремучая Змея раздавлена; Ночной Ястреб (Козодой?) говорит, Бу!, разбивая Скалу; Койот говорит, Бу! другой Скале, но раздавлен]: 262-265.

Большой Юго-Запад. Чирикауа [Койот справляет нужду на Движущийся Валун; тот накатывается на него, заставляет вылизать языком]; липан [как у чирикауа; Койот должен также отнести Валун на старое место].