Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M90B. Солнце восходит с запада. .17.27.29.

Вопреки ожиданию, солнце восходит на западе, а не на востоке.

Сокотра, иорданцы, палестинцы, албанцы, греки (Лесбос), ногайцы, армяне, курды.

Передняя Азия. Сокотра [Отец велит сыну после его смерти отрезать и зарыть палец, из него вырастет дерево, которое принесет богатство. Так и случилось. Юноша просил приходивших отгадать, что это за дерево. Кто не угадал, отдавал имущество. Юноша женился, хотя невеста любила другого. Она обещала прежнему возлюбленному узнать секрет дерева. Велела мужу рассказать ей секрет, если он любит ее. Он взял с нее клятву, что она никому не расскажет. Тот мужчина пришел, просидел всю ночь, на рассвете сказал, что дерево – из пальца отца владельца. Владельцу пришлось отдать все свое имущество. Он пошел в вади и встретил там сияющую женщину. Она сказала, что она Солнце, которым клялась жена. Пусть владелец дерева поспорит о том, взойдет ли солнце на западе или на востоке. В случае проигрыша один вернет имущество, а другой лишится жизни. Солнце взошло с запада, человек получил назад свое имущество и имущество оппонента, а женщина из-за нарушения клятвы покрылась гнойными язвами]: Kogan, Naumkin MS, № 4 (резюме в Наумкин и др. 2014, № 4: 2); иорданцы, палестинцы [{перечисленны присутствующие в текстах мотивы по С. Томпсону, среди них}: E607.1, Кости умершего собраны и захоронены; D1461, Волшебное дерево обеспечивает сокровище; F961.1.2, Солнце движется с запада на восток; N81§, Пари: солнце будет двигаться с запада на восток (взойдет на западе и зайдет на востоке)]: El-Shamy 2004, № 561B§: 319-320.

Балканы. Албанцы [бедняк спасает змею из огня; она велит посадить во дворе чудесный папоротник, бедняк стал богатеть; богатый сосед обещает отдать половину своего дела, если угадает, что это за растения; не отгадал, пришлось отдать; его жена сказала жене бывшего бедняка, что муж собирается ее бросить; муж все отрицает; в следующий раз жена требует, чтобы муж поклялся, он клянется «змеиной травой»; жена хвастается жене богача, та сообщает мужу; змея советует заключить пари: если солнце взойдет с запада, богач должен будет отдать все имущество и уйти; змея посылает бывшего бедняка к матери Солнца; по пути груша просит узнать, почему не плодоносит; змея – почему не может уползти с места; вода в пруду – почему она не проточная; принцесса – почему ее не берут замуж; мать Солнца обещает, что ее сын взойдет завтра с запада; пусть принцесса подметет двор до восхода; в пруду должен утонуть человек; змея должна кого-нибудь схватить; из-под груши надо выкопать тяжесть; человек передает советы (пруду и змее отойдя на расстояние), выкапывает из-под груши золото; утром ведет богатого к змее, та хватает его, тащит в пруд; бывший бедняк приходит к принцессе, становится ее мужем; свою прежнюю жену и жену богача отправил к пруду, они утонули в проточной воде]: Lambertz 1952: 138-144; греки (Лесбос) [родители послали сына за море учиться музыке; когда вернулся, влюбился в девушку, которая матери не понравилась, и она снова отправила сына подальше; змей просит его играть, а сам танцует; потом привел его в пещеру с сокровищами; юноша может взять, что захочет, с условием, что пригласит змея на свадьбу и назовет братом; если этого не случится, он, змей, умрет; тогда его кости надо зарыть, вырастит кипарис; под ним пить кофе с женой, а третью чашку оставить для кипариса: тот наклонится и выпьет; надо предлагать приходящим догадаться с трех раз, что это за дерево (змеиный кипарис, Snake-cypress), пусть ставят о заклад свои состояния; мать запретила звать змея на свадьбу, тот умер; из-за третьей чашки кофе жена ревнует, муж ей все рассказал; слуга подслушал, попросил расчет, явился в облике купца, назвал дерево; кипарис сразу рухнул; муж решил, что жена его предала, велел ей идти к купцу; старуха советует мужу предложить купцу ответить, встанет ли солнце с востока или с запада; делает так, что он встало на западе; муж все вернул, хорошо жил с женой]: Rouse 1896, № 1: 151-154.

Кавказ – Малая Азия. Ногайцы [бай выдает дочь Алтыншаш за первого встречного; это бедный юноша Омирузак; он покупает двух кошек, приходит в аул, где крысы обгрызают людям носы и уши; кошки переловили крыс, жители платят золотом; О. счастлив с женой в новом доме; купил змею, она умерла, на ее могиле выросло золотое дерево; А. выболтала тайну жене муллы; О. сказал мулле, что если тот знает тайну, пусть забирает его дом и жену; во сне прорицатель говорит О., что завтра солнце взойдет на западе; О. спорит с муллой, откуда взойдет солнце, солнце взошло на западе, О. возвращает проигранное и получает жену муллы]: Ногай 1979, № 28: 137-140; армяне [змея велит отрубить ей голову, оставить в избе; там вырастает гранатовое дерево, приносящее плоды с драгоценностями; бедняк богатеет, делается царем; другие узнали об этом, отняли дерево; он идет к богу с жалобой; по пути две женщины просят узнать, почему страдают от головной боли, три коня – почему их изводит чесотка; старик-бог: женщины должны выйти замуж, кони – служить людям; их надо взять; человек, отнявший гранаты, снова придет биться об заклад; надо поспорить, что солнце взойдет с запада; так и случилось; человек вернул себе царство, но оставил противнику его жену и детей]: Хачатрянц 1933: 246-252; курды [Авчи Ахмад охотится, белая змея просит его защитить от черного змея, он стреляет, но случайно отстреливает хвост белой; белая возвращается к своему отцу - шаху змей; тот посылает кобр ужалить АА, но они слышит его рассказ, обращенный к аге, сообщают хану, что АА невиновен; шах вызывает к себе АА, велит указать на виновного змея; АА указывает, его убивают; дочь шаха змей велит просить в награду яд из пасти отца; АА стал понимать язык камней, растений, животных; дочь шаха велит дома зарыть ее отсеченный хвост; выросло дерево с невиданными плодами; АА всех спрашивает, что это за дерево; караванщик подговорил жену АА выведать тайну, ответил АА правильно, так выиграл спор, получил его дом и жену; белая змея велит спать у мазара; похороненный там святой велит спорить с караванщиком на то, что солнце взойдет на западе, зайдет на востоке, дает для заклада кувшин с золотом; солнце взошло на западе, АА вернул свой дом; далее о том, как АА понимает слова животных, то попадает в беду, то избегает несчастий; наконец, умирает]: Джалил и др. 1989, № 23: 238-247.