Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M84A. Оживший козел. .16.29.-.34.

После того, как сверхъестественные персонажи складывают кости убитого и съеденного оленя, коровы, барана или козла в его шкуру, животное оживает. См. мотив M84.

Немцы (Швейцария, Швабия), англичане, синдхи, абхазы, карачаевцы, осетины, чеченцы, аварцы, хваршины, лаки, кумыки, мегрелы, грузины, мегрелы, армяне, шугнанцы, кафиры, дарды, буриши, узбеки, Исландия, башкиры, чуваши, казахи, монголы.

Западная Европа. Немцы (Швейцария, Швабия); англичане [у крестьянина три упитанные коровы; вдруг одна похудела, на следующий день вторая; он остался в хлеву стеречь; в хлев вбежало множество бесенят, повалили, разделали третью корову, мясо съели, кости, не ломая их, сложили в том порядке, в каком это надо, в шкуру, корова вновь ожила; однако крестьянин спрятал откатившуюся косточку, поэтому корова хромала на переднюю ногу]: Jacobs 1894: 81-91.

Южная Азия. Синдхи.

Кавказ – Малая Азия. Абхазы; адыги; карачаевцы; осетины; чеченцы; аварцы; хваршины; кумыки (?); мегрелы; грузины; армяне.

Иран – Средняя Азия. Шугнанцы; кафиры; дарды; буриши; узбеки Хорезма.

Балтоскандия. Исландия.

Волга – Пермь. Башкиры; чуваши.

Туркестан. Казахи.

Монголия. Монголы (оттиск с деревянного клише 1716 г., монгольская версия Гэсэра) [Joro (будущий Гэсэр) – подросток, вместе с двумя братьями пасет скот; предлагает поесть; зарезал теленка, снял шкуру и когда мясо было съедено, собрал все кости в шкуру, трижды дернул теленка за хвост, тот ожил, вскочил, побежал]: Schmidt 1839: 22-23.

(Ср. Южная Сибирь. {Существуют способы возрождения убитого зверя, но они другие, чем в Европе, на Кавказе и на Памире - Гиндукуше}. Шорцы, алтайцы, теленгиты [убитый зверь может воскреснуть; шорцы, ободрав колонка, бросают туловище в тайге, предварительно ударив его ножом по хребту 9 раз; каларцы {один из шорских родов} делают то же самое, ударяя 3 раза; впоследствии такому колонку будет трудно убежать от охотника; алтайцы туловище соболя оставляют на возвышении на четырех колышках и закрывают ветками; теленгиты не варят мясо зверя с глазами, а бросают их в тайгу, чтобы Алтай дал их другому зверю; лепят фигурки козлов и баранов из ячменного толокна и расставляют их по тайге в уверенности, что Алтай превратит их в живых]: Потапов 1929: 131).