Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M96. Мнимые гости. .43.44.46.48.

Чтобы не делиться с домашними, персонаж делает вид, что у него гости, и съедает все сам.

(Ср. Западная Африка. Коно [во время голода в доме у Паука остается последняя мера рисовой муки; он съедает половину, велит жене отдать вторую половину кривому незнакомцу, который явится в его отсутствие; вынимает себе левый глаз, оставляет на ветке; жена находит его, понимает обман, посыпает глаз перцем и подсушивает на солнце; отдает муку одноглазому; тот не может поместить в глазницу перченый глаз; возвращается затемно, объясняет, что в глаз ему отскочила ветка, когда он ставил ловушки; жена разоблачает обманщика]: Holas 1975: 249-250).

Побережье - Плато. Нэ персэ: Phinney 1934 [Енот убивает медведя; его бабка разделывает тушу, ранит руку ножом; Енот говорит, что она менструирует, должна удалиться в специальную хижину; меняя свой голос, заставляет ее поверить, будто пришло много гостей; сам съедает все мясо; позже бабка превращается в Медведицу, убивает его]: 265-267; Spinden 1917, № 18 [медведица гризли замечает на дереве енота, спрашивает, как он залез; Задом наперед; она лезет задом, просит его поискать у ней в голове; ее вши – лягушки; он пронзает ей ухо иглой, она умирает; его бабка поцарапала ляжки, енот говорит, что у нее месячные, отсылает домой; притворяется, будто пришло много народу, съедает все мясо сам, бабке оставляет лишь шкуру; она ее надевает, превращается в гризли, убивает его]: 196-198.

Средний Запад. Виннебаго [Заяц приносит мясо дикого кота; прыскает кровь на ноги своей бабке; та строит себе отдельную хижину; тихо шепчет, притворяясь, что ушла далеко; сама ставит хижину рядом; Заяц говорит на разные голоса, делая вид, что у него много гостей; сам поедает все мясо; говорит бабке, что мужчина с одним глазом хотел бы жениться на ней; уходит, вынимает себе один глаз, возвращается под видом жениха, проводит с бабкой ночь; за это время мыши погрызли его вынутый глаз (без дальнейших подробн.)]: Radin 1956, № 16: 79-81.

Великие Равнины. Омаха, понка: Dorsey 1890: 22 [Кролик убивает медведя, просит бабку помочь нести мясо; она отказывается нести бедра, ребра, голову (тяжело, острые кости и пр.); берет пенис, мастурбирует им; дома Кролик спрашивает, где она так долго была; бросает ей между ног кровь медведя (происхождение менструаций); велит готовить и есть отдельно вне дома], 579-580 [Кролик велит Индюкам танцевать, закрыв глаза; кто откроет, у того покраснеют; кладет индюков в мешок, приносит своей бабке; та открывает мешок, все индюки, кроме одного, улетают; Кролик швыряет в бабку индюшачьи потроха, ее гениталии запачканы кровью (происхождение менструаций); пока бабка удаляется в отдельную хижину, Кролик делает вид, что пирует с индейцами-пауни; на самом деле поедает все мясо один]; осэдж [Кузнечик велит Индюкам танцевать с закрытыми глазами, убивает по одному; один открыл, оставшиеся убежали; Кузнечик сказал бабке, что позвал в гости вождей, велел ей выйти из типи; делает вид, будто беседует с приглашенными, на самом деле все съел один]: Dorsey 1904, № 2: 9-10; айова [Заяц катается с горы на шкуре животного; индюки хотят тоже, он завязывает шкуру, приносит бабке; та открывает ее, хватает лишь двоих индюков; Заяц брызгает их кровь ей между ног; говорит, что у нее месячные; притворяется, что пирует с гостями-деревьями (Дуб, Каштан, Вяз и пр.); съедает все сам]: Skinner 1925, № 40: 498-499; скиди пауни [Индюки пляшут, Койот предлагает научить их хорошей песне; громко поет, Индюки вытягивают шеи, Койот двоим из них перекусывает шеи; дома отсылает жену и детей из типи, делает вид, что у него много гостей; один из детей заглядывает, видит, что отец ест все сам; Койот убегает, детям остаются лишь кости]: Dorsey 1906, № 134: 457-458; вичита [Скунс просит Койота не убивать его, обещает взамен лучшее мясо; несколько раз притворяется мертвым, Койот приводит Бобра-шамана, Скунс убивает его струей; Койот приносит мясо домой, говорит жене, что его гости не хотят, чтоб на них смотрели, отсылает жену и детей подальше; оставшись один, говорит на разные голоса, чтобы казалось, что в доме много людей; поедает почти все мясо; решает, что отныне он с семьей должны стать койотами]: Dorsey 1904, № 46: 276-278.

Калифорния. Береговые мивок [Большой Скунс притворяется больным; велит Малому Скунсу позвать лекаря-Лося; МС приходит в парильню, каждый сидящий предлагает идти с ним, только Лось не хочет, но в конце концов соглашается; осматривает, массирует тело БС; когда доходит о его зада, тот выстреливает, Лось убит; БС велит МС отнести потроха подальше, чтоб не воняли; за это время съедает все мясо; пришедшему МС объясняет, что у него было много гостей, они все съели; помогает МС доесть потроха]: Kely 1978, № 21: 37.