Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M105B. Носит мать на спине. (.50.)

Персонаж отвечает, что ноша, горб или вздутие у него на спине или голове – это его умершая мать или бабка. Другой убивает свою мать или жену, кладет себе на спину, на голову.

Большой Юго-Запад. Тива: Harrington 1928 (Пикурис) [бабушка Мотылька (Sphynx Moth) велит ему отнести в определенное место ритуальные связки перьев, которыми затем воспользуются молодые люди и девушки; на вопрос Койота, что он несет, отвечает, что свою мертвую мать; Койот запихивает мать в мешок, убивает кочергой; видит, что Мотылек принес в мешке перья; плачет; сажает у очага, труп каждый раз падает, рассерженный Койот бьет его еще раз, хоронит]: 363-364; Parsons 1940a, № 74 (Таос) [увидев Койота и опасаясь, что он его съест, Клоп положил себе на спину мешок с песком, стал танцевать, сказал, что убил свою бабку и несет ее; Койот пошел, убил жену, взвалил на спину, стал танцевать рядом с Клопом; Клоп бросил ему в глаза песок; Койот отнес жену назад, расстроился, что убил ее]: 135; зуньи [Койот видит ритуальный танец Сов, у каждого на голове сосуд с пеной; старик-Сова отвечает, что это седые головы их бабушек; если Койот хочет вступить в их общество, пусть принесет голову своей; Койот отрезал бабушке голову, принес, стал плясать, сломал себе задние ноги; Совы хохочут; Койот обещает выкурить их из их нор; перечисляет растения, Совы смеются, говорят, что все это их еда; испугались, когда Койот упомянул сосновую смолу, но Койот ничего не смог; Рогатая Жаба незаметно залез Койоту в горло, стала петь, нашла сердце, отрезала; Койот умер, Жаба прыгнула в воду]: Cushing 1901: 202-214; хикарилья [Койот спрашивает Муху (Robber Fly), что за горб у нее на спине; та отвечает, что такова ее анатомия; Койот не верит; Муха говорит, что это его умершая жена, которую он любит и не хочет бросать; Койот убил свою жену, положил в мешок, стал всюду носить; его стали гнать из-за трупного запаха, в конце концов Койот мешок бросил]: Opler 1938, № 61: 331-332.