Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M101B. Человек бывший, будущий, настоящий, ATU 157. .16.23.24.27.28.31.34.

Крупный хищник хочет увидеть человека. Сперва встречает ребенка и узнает, что это будущий человек, затем старика – бывшего человека. Встреча с настоящим человеком (охотником, солдатом) кончается для зверя плачевно.

Каталонцы, Арагон, немцы, французы, Уттар-Прадеш, Ява, русские (Карельская, Костромская), украинцы (Восточная Словакия, Галиция, Гуцульщина, Закарпатье, Угорская Русь, Полтавская), белорусы, венгры, поляки, эстонцы, сету, шведы, латыши, буряты.

Южная Европа. Каталонцы [другое животное говорит волку, что тому стоит опасаться человека; волк идет искать человека; мальчик отвечает, что он – будущий человек, старик – что он был человеком; когда встречает охотника, тот стреляет; волк: человека действительно надо бояться, ибо он страшно плюется]: Oriol, Pujol 2008, № 157: 48-49; Арагон [волк (лис), живущий неподалеку от человека, дает советы другому волку (лису), который живет далеко в лесу; они встречают ребенка, старика, охотника; по мнению волка, который с людьми знаком, только он и есть человек, его и надо бояться]: González Sanz 1996, № 157: 71.

Западная Европа. Немцы [лиса рассказала волку о силе человека; волк попросил ее показать ему человека; навстречу старик – бывший человек; мальчик – будущий человек; охотник; у охотника не было пули, поэтому он выстрелил в волка дробью из двух стволов и нанес удар ножом; волк признал правоту лисы]: Grimm, Grimm 2002, № 72: 257 (=Гримм, Гримм 1987: 216-217); французы [волк встретил льва по дороге на ярмарку; они разговорились; волк говорит, что боится человека; лев просит его показать ему человека; они встречают ребенка, старика; волк: это будущий, бывший человек; когда навстречу солдат, лев бросился на него, но получил две пули и удар штыком; лев признает правоту волка и умирает]: Delarue, Tenèze 1976, № 36: 194-196.

Индонезия. Ява [карликовый олень видит шакала; начинает хвалить его силу и красоту, но сообщает, что есть существо сильнее его, это человек; шакал спрашивает, есть ли у того клыки, когти; карликовый олень ведет шакала искать человека; ребенок – это будущий человек, старик – бывший (ходит на трех ногах); велит шакалу выйти навстречу охотнику, тот его застрелил]: Kratz 1973, № 10: 66-69.

Балканы. Венгры: Kovács 1987, № 157 [медведь спорит с волком (лисой) либо медведь учит своих сыновей – кто самый сильный; волк (медведь) заявляет, что он, но другие возражают: человек сильнее; они отправляются искать человека; навстречу старик (отшельник, нищий), волк (медведь) говорит, что это бывший человек; ребенок – будущий человек; женщина – всего лишь самка; гусар – вот это настоящий человек; медведь (волк) на него нападает, в ответ получает полю и удары саблей, спасается бегством; вернувшись к своим, медведь рассказывает, что он бы победил человека, но тот стал плеваться огнем, а затем лизать его своим острым языком, поэтому пришлось отступить], 157* [лев, волк и медведь считают себя самыми сильными; однако волк замечает, что человек может победить любого из них; они встречают ребенка – будущего человека, старика – бывшего человека, лесоруба – настоящего человека; тот отвечает, что у него нет против пришедших зверей другого оружия, кроме топора и ума; говорит, что ум забыл дома, посылает за ним волка с письмом жене, в котором велит привязать камень волку на шею; крестьяне убили волка; лесоруб начинает есть бекон и шепчет льву, что бекон сделан из кабаньего мяса; лев бросается на кабана; лесоруб советует не есть кабана со шкурой и шерстью, но подождать, пока он, лесоруб, вырежет бекон; чтобы лев смог терпеливо ждать, лесоруб его связывает; а затем убивает топором]: 278, 279.

Средняя Европа. Русские (Карельская, Костромская), украинцы (Восточная Словакия, Галиция, Гуцульщина, Закарпатье, Угорская Русь, Полтавская), белорусы [Настоящий человек: волка (медведя, льва) предупреждают, что человека нужно бояться; идет мальчик – будущий человек, старик – бывший человек, охотник (солдат) – настоящий человек]: СУС 1979, № 157: 78-79; поляки [волк или медведь хочет посмотреть на человека или узнать, какова на вкус человечина; Бог (св. Николай) согласен помочь; человек, которого волк собирается съесть, просит разрешения ненадолго отлучиться, а затем хватает волка за хвост и бьет; лиса показывает волку старика, который уже не человек, и мальчика, который еще не стал человеком; когда показывает настоящего человека, тот стреляет в волка и ранит его]: Krzyżanowski 1962, № 157: 64-65.

Кавказ – Малая Азия. Осетины [барс ищет того, кто сильнее его; кто-то сказал, что мужчина сильнее; навстречу подросток, отвечает, что он будущий мужчина; старик – бывший; охотник: я мужчина, согласен показать силу, только отойди подальше и смотри на меня; охотник попал барсу стрелой в лоб и убил его]: Дзагуров 1973, № 8: 29-30.

Балтоскандия. Эстонцы, сету [волк или медведь хочет иметь дело с человеком; идет в сопровождении лисы, которая, указывая на встречных, объясняет, что этот – будущий человек (ребенок), а тот – бывший (старик); волк (медведь) приходит в ужас, когда видит охотника (солдат) и слышит ружейные залпы]: Kippar 1986, № 157: 118; латыши [Лиса обещает показать волку силу настоящего человека; встречают мальчика – будущего человека, старика – бывшего человека; настоящий – лесник с ружьем – «пляет» в волка; волк убегает]: Арийс, Медне 1977, № 157: 260; шведы [лиса показывает волку старика, затем мальчика и, наконец, мужчину с ружьем, который застрелил волка]: Liungman 1961, № 157: 25-26.

Южная Сибирь – Монголия. Буряты [волк подружился с собакой; велел ей зря не лаять – неподалеку медведь; она поняла, что медведь сильнее, ушла к нему; от медведя к тигру; шишка упала ей на нос, собака завыла, тигр велит молчать – человек с громовой палкой услышит; собака просит показать ей человека; навстречу старик; мальчик; когда парень на коне, тигр убежал, собака осталась жить с человеком; ночью залаяла, человек не испугался, а вынес ей миску костей]: Дугаров 1990: 327-328.