Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M123A. Трехпалая лапа. .40.41.

Ворон женится или пытается жениться, выдавая себя за вождя и красавца. Однажды замечают, что кто-то ест падаль. Обычно всех заставляют снять мокасины и видят, что у ворона трехпалая лапа. Ворон с позором изгнан или сам спешит уйти.

Инупиат Берингова пролива (кингикмиут п-ва Сьюард), коюкон, кучин, танайна, чиппевайян.

Арктика. Инупиат Берингова пролива (кингикмиут п-ва Сьюард) [девушка отвергает женихов; пока она спит, Ворон подкладывает ей в постель человеческие испражнения; соглашается никому не рассказывать, если девушка станет его женой; однажды Ворон видит собачью шкуру, в облике ворона клюет ее, оставляет следы трехпалой лапы; тесть велит всем мужчинам снять обувь, чтобы узнать, у кого на ногах три пальца; Ворон с позором изгнан]: Lucier 1954: 222-223.

Субарктика. Коюкон [солнце пропало; люди привязали к Медведю веревку, чтобы, когда он ищет ягоды, и они находили; Медведь думает, что в этом нет ничего страшного, пусть будет темно; люди просят Ворона помочь, дают ему столько еды, сколько он хочет; Ворон улетает; превращает труху, траву в хорошую одежду и обувь; владелец солнца подозревает, что это Ворон, но другие говорят, что богатый красавец; его дочь влюбилась в Ворона, он стал жить в их доме; заметил собаку, попросил повесить ее; люди замечают, что кто-то с трехпалой лапой обклевал труп; все должны показать босые ноги; Ворон велит, чтобы пелена застлала их глаза, собравшиеся не замечают, что у него на ногах по три пальца; послал жену за водой, подбросил в воду пихтовую хвоинку, женщина отпила, проглотила; родила мальчика; там же, где оставалось темно, Лисы пели, Пусть будет свет; к солнцу и луне в доме привязаны погремушки, чтобы никто тайком не дотронулся; мальчик плачет, просит для игры солнце, дедушка дает; Ворон хочет, чтобы собака схватила лосося; все бросились на двор за собакой, Ворон же назад в дом, схватил, выпустил солнце, стало светло; пнул ребенка, тот превратился в кучку пихтовой хвои; схватил луну, стал отрывать по куску, давая каждому название одного из месяцев года; декабрь стал Безымянным; Ворон вернулся назад, все рады свету]: Attla 1983: 89-105; кучин: McGary 1984 [Ворон плывет по реке, видит девушку-Утку; разрисовывает себя своим дерьмом, делается красавцем, на шее ожерелье из раковин денталиума; Утка устилает для него дорожку к берегу выделанными шкурами; Ворон женится; везет Утку в лодке, она сидит на корме, дождь смывает с Ворона дерьмо, его жена вся обрызгана; она привязывает конец его рубашки к лодке, незаметно прыгает в воду, уплывает; он думает, то она утонула; приходит к другой женщине, получает ее дочь; говорит, что ему мешает собака; ее убивают; ночью он выклевывает убитой собаке глаза и щеки; люди замечают трехпалую лапу, откочевывают, бросив Ворона одного]: 204-212; McKennan 1965 [родители красавицы-Утки отказывают всем женихам; Ворон наряжается, разрисовывает одежду так, будто она обшита бусами; в доме Утки его хорошо кормят; он видит в углу собаку, просит придушить ее до того, как он начнет есть; ночью выходит из дома и выклевывает собаке глаза, его наряд пострадал под дождем; утром все говорят, что глаза выклевал кто-то с тремя пальцами на ногах; все снимают мокасины, Ворон быстро надевает их снова, но мальчик успевает заметить трехпалую лапу; Ворон отвечает, что это ложь; увозит жену; краска с костюма Ворона окончательно смыта; жена незаметно привязывает его к лодке, просит отпустить ее на берег; Ворон привязывает к ней веревку, она перевязывает ее к дереву, убегает, возвращается к родителям]: 92-93; танайна [Chulyen (ворон) женится на Гусыне (виды гусей с черными головами, шеями и ногами – его потомки); осенью хочет тоже лететь на юг; сперва гуси помогают ему, затем устают и бросают; он падает, велит скале оказаться под ним; Белуха предлагает залезть к ней в дыхало, везет его к берегу; Ч. ест ее жир, лжет, что берег еще далеко; Белуха выскакивает на берег, Ч. бросает камни ей в дыхало, она погибает; появляются люди, он вылетает, возвращается в облике человека; люди говорят, что нечто черное вылетело из чрева белухи; Ч. рассказывает, что его родственники ели белуху при подобных обстоятельствах и все умерли; получает дочь старшины, по ночам ест белуху; люди обнаруживают жир у него на усах, забивают до смерти, бросают на помойку; старуха отрезает ему клюв; Сороки испражняются на Ч., он оживает; создает врагов; закрыв лицо рукой, кричит, что надо бежать и все бросить; находит клюв, второпях прикладывает, теперь он кривой]: Vaudrin 1969: 35-40; чипевайян [Большая Птица – вдова вождя, у нее сын и дочь; Ворон приходит свататься под видом богатого красавца; говорит, что не станет есть, пока не убьют большую собаку; утром у собаки выклеваны глаза, рядом следы трехпалой лапы; хозяйка велит гостям снять мокасины; Ворон отказывается; соглашается, когда ему обещают новые; сын хозяйки замечают трехпалую лапу; Ворон везет жену к себе; по дороге дождь смывает раскраску, жена видит черные перья; привязывает к лодке хвост Ворона, говорит, что пойдет собирать птичьи яйца, убегает; Ворон превращается в ворона, улетает]: Bell 1903, № 1: 77-78.