Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M135. Два барана и волк, ATU 122K. .15.27.29.30.34.

Двое копытных животных бодают хищника с двух сторон, он убит или покалечен.

Арагон, хорваты, Древняя Греция, болгары, македонцы, албанцы, осетины, ингуши, грузины, армяне, азербайджанцы, персы, буряты.

Южная Европа. Арагон [два барана разбегаются, бодают волка с двух сторон, тот погибает]: González Sanz 1996, № 122K: 69.

Балканы. Древняя Греция [волк уверен, что сегодня наестся; не подбирает пирожок на дорогше, соленую свинину, видит лошадь с жеребенком; та просит сперва вытащить ей занозу, лягает волка в лоб; двое баранов просят помочь поделить луг: кто первый добежит до волка, тот и владелец; бодают его с двух сторон; свинья просит сперва окрестить ее поросят, сталкивает волка в канаву, вода несет его под мельничное колесо; козы просят сперва отслужить им обедню; волк воет, прибегают люди, бьют волка; тот сокрушается: зачем такой гордый, разве его отец был лекарем или епископом; пусть на него обрушится меч с небес; сидевший на дереве человек метнул в волка топор; волк: Господи, до чего быстро до тебя долетают наши молитвы!]: Гаспаров 1991, № 50(36): 251-253; хорваты [волк собирается съесть собаку, та просит разрешить ей попрощаться со щенками, не возвращается; осел советует начать есть его сзади, выбивает волку копытом зубы; два барана предлагают волку впрыгнуть ему в рот и в зад, бьют с разбега рогами; лошадь предлагает вскочить ей на спину, несет волка в город, люди его бьют; вернувшись в лес, волк сует голову в дупло липы, чтобы спрятаться от дождя и града; спрятавшийся от дождя под той же липой пастух вытащил волка за хвост и зарубил топором]: Schütz 1960, № 3: 27-31; болгары: Клягина-Кондратьева 1951 [волк собрался съесть двух волов; они предлагают бежать к нему с двух сторон наперегонки, добежавшего первым съест утром, другого – сейчас; бодают его с двух сторон, волк чуть жив, сокрушается, что решил оставить волов до завтра; мул говорит, что у него грамота под копытом, лягает волка; волк: зачем мне понадобилось читать грамоту; осел: перескочи через меня три раза, грех простится; собаки увидели прыгающего волка, осел спасся; свинья предложила сперва поиграть на волынке, завизжала, прибежал свинопас с собаками; лиса зовет волка в деревню на свадьбу, его бьют; сама съела кашу на мельнице, вымазалась, сказала, что мозги вытекают; волк понес лису на спине, она приговаривает, что больной здорового везет; волк догадался, лиса скрылась в норе, волк схватил ее за ногу, лиса сказала, что он схватил корень, волк отпустил; волк от голода и огорчения околел]: 231-235; Шерешевская 1957 [жеребенок просит волка сперва снять с него подковы, чтобы не подавиться, лягуает; козел предлагает открыть рот пошире, бодает; два барана съесть того из них, кто первый до него добежит, бодают с разбега с двух сторон; осел говорит, что волка зовут быть кумом на свадьбе; волк едет на спине осла, его бьют; волк: дед и отец были скромными, а я зачем-то решил погулять на свадьбе]: 28-31; македонцы [волк подошел к двум баранам; те предложили ему съесть первым того, кто быстрее до него добежит; ударили рогами с обеих сторон, волк еле жив; мул говорит, что царский указ, запрещающий наносить ему зло, написан у него сзади; волк наклоняется посмотреть, мул лягает его обоими копытами; осел предлагает прежде, чем его съесть, трижды через него перепрыгнуть; волк прыгает, это замечает хозяин осла, бежит на помощь; свинья просит разрешение сперва поиграть на дудочке; вопит во всю мочь, прибегает хозяин; лиса уверяет, что волка позвали на свадьбу; навстречу люди, бьют волка; лиса наелась каши, вымазала остатками голову, говорит волку, что из нее выбили мозги; волк соглашается нести ее до ее норы, она приговаривает «битый небитого везет», скрывается в норе; волк хватает лису за ногу, та спрашивает, зачем он держит корень; волк отпускает лису; умирает от горя и побоев]: Martin 1955: 172-180; албанцы [волк хочет съесть двух баранов; они просят помочь им сперва разделить луг; побегут с разных концов, где встретятся, там и середина; бодают волка с разбегу, тот еле жив]: Серкова 1989: 219-220.

Кавказ – Малая Азия. Осетины [волк идет каяться, видит лошадь, решает съесть; она говорит, что сперва надо вынуть гвозди от подковы, бьет волка копытом по голове; очнувшись, он видит двух баранов; они предлагают побежать к нему с двух сторон – который отстанет, тот жирнее; бараны бодают волка, он едва жив; телята просят сперва разрешить им попеть, мясо будет вкуснее; сбегаются пастухи, убивают волка]: Капиева 1991: 370-371; ингуши [волк увидел двух баранов; те предложили ему встать между ними, а они перед смертью взглянут друг на друга; бараны ударили волка рогами, переломали ребра; вол решил съесть коня; тот попросил сперва вырвать гвозь у него из подковы, выбил волку клыки; осел попросил разрешить ему прокричать перед смертью, люди прибежали, стали бить волка; он упал в яму, туда же упали двое разбойников; стали его бить, схватили за хвост, волк их вытащил, они бросили его назад в яму]: Мальсагов 1983, № 153: 290-300; грузины [волк решил пойти в Иерусалим, стать монахом; по пути не трогает скот; но в церковь его не пустили, он возвращается; осел просит сперва снять с него подковы, лягнув, выбивает зубы; овцы просят сперва помочь поделить луг, бегут с двух сторон, бодают волка; телка просит сперва попеть ей, бодает, волк падает с кручи, едва жив; после каждого эпизода сожалеет о том, что занялся не своим делом]: Чиковани 1954: 385-387; армяне [(по Вардан Аравелци, XIII в., Киликия); волк схватил ягненка; тот просит волка сыграть на трубе, всегда хотел послушать; волк воет, прибегают пастухи и собаки; волку навстречу два барана; просит разделить между ними луг, за который они сражатся, обещают дать по овце; бараны бодают его с двух сторон, он еле жив; волк погнался за котом, тот в мельницу, волк за ним, кот убежал, дверь захлопнулась; мельник бьет его, отрывает хвост, волк выбирается через отверстие для воды]: Орбели 1956, № 139: 139-140; азербайджанцы [медведю приснилось мясо, он проснулся, увидел козла; тот просит разрешить спеть перед смертью; сбегаются чабаны и собаки; медведь встречает двух баранов; каждый просит, чтобы он съел его первого; медведь предлагает им столкнуться лбами, у кого сломается рог, с того он начнет; оба барана бодают медведя, убегают; медведь видит коня; тот просит начать есть его сзади, лягает, выбив зубы; лиса советует больше не видеть мясо во сне]: Набиев 1988: 246-248.

Иран – Средняя Азия. Персы [медведю снится, что раздобыл три жирных куска; проснувшись, идет их искать; козленок говорит, что был придворным певцом отца медведя, блеет, прибегает пастух с овчарками, бьет медведя; бараны: столкнемся, победителя пусть медведь съест первым; бодают медведя с двух сторон, тот еле жив; верблюд: я гонец твоего отца, его письмо на копыте; лягает медведя, тот едва жив]: Алиева и др. 1958: 445-446.

Южная Сибирь – Монголия. Буряты (Кижингинский р-н Бурятии) [два барана бодались, лиса стала ждать, когда они друг друга убьют; слизывает с травы кровь; не успела увернуться, бараны ее расплющили]: Дугаров 1990: 362.