Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M106g. Тащат корову на крышу, ATU 1210.

(.16.-.17.23.27.-.32.)

Вместо того, чтобы скосить выросшую на земляной крыше траву, люди тащат туда корову пастись.

Бретонцы, валлоны, англичане, русские (Архангельская, Олонецкая, Вологодская, Новгородская, Псковская, Смоленская, Тамбовская, Курская), украинцы (Восточная Словакия, Галиция, Угорская Русь, Подолия, Харьковская), белорусы, турки.

Западная Европа. Бретонцы [мать велит Жанне приготовить суп к приходу ее жениха Жана, велит положить все, что нужно (Péadra); та бросает в котел щенка с таким именем; мать посылает дочь за водой; взяв кувшин, та начинает думать, как ей назвать будущих детей – ведь все имена уже разобраны; значит, она не сможет окрестить детей; стала рыдать у колодца; мать пришла – стала рыдать вместе с ней; Жан решает отправиться в другие места; видит девушку, которая пытается вилами грести горох; в другом месте другая девушка объясняет, что раны лошади велели лечить сажей, поэтому ее тащат на веревках к трубе на крыше, то опускают, то поднимают; в другом месте видит женщину, которая срезает мясо с ягодиц ребенка, чтобы тот влез в штаны; после этого Жан вернулся к Жанне, решив, что она далеко не самая глупая; однажды Жан сказал, что у них есть три добрых куска шпика: для Рождества, для Карнавала и для Пасхи; один за другим приходят люди с этими именами и Жанна им все отдает; Жан велит жене забрать за собой дверь (в смысле закрыть), та снимает ее с петель и несет; оба приходят в лес, забрались на дерево; под деревом собрались разбойники; Жанна описалась, те думают, что идет дождь; затем они упали вместе с дверью; забрали сокровища разбойников и хорошо жили]: Luzel 1887(3), № 1: 381-399; валлоны [на соломенной крыше выросли трава и мох; кретьянин решает затащить на крышу корову – пусть попасется; на шее коровы петля, корова погибла]: Laport 1932, № 1210: 89; англичане [к дочери фермера пришел жених; невеста спустилась в погреб за пивом, увидела воткнутый в балку топор, стала думать: мы поженимся, вырастим сына, он спустится в погреб за пивом, на него упадет топор; стала рыдать; мать, затем отец присоединились; жених обещал вернуться, если встретит людей, глупее невесты и ее родителей; видит, как хозяйка тащит корову на крышу, где выросла высокая трава; привязала ее за шею, спустила веревку в трубу, там привязала к себе; корова соскользнула, задохнулась в петле, хозяйка застряла в трубе и измазалась сажей; в гостинице парень вешает штаны на ручку шкафа и пытается прыгнуть в них обеими ногами; у пруда люди пытаются выловить утонувшую луну; джентльмен вернулся к невесте и женился на ней]: Шерешевская 1957: 195-199.

Восточная Европа. Русские (Архангельская, Олонецкая, Вологодская, Новгородская, Псковская, Смоленская, Тамбовская, Курская), украинцы (Восточная Словакия, Галиция, Угорская Русь, Подолия), белорусы [Тащат корову на крышу: пастись]: СУС 1979, № 1210: 274; украинцы (Харьковская, с. Нижняя Сыроватка, Сумской у., 1885) Дед и бабка плачут – воображают, как будто у них родился сын Иван, подрос, забрался на ступу, упал и разбился. Сын смеется над их страхами, запирает в погребе, обещает выпустить, если найдет людей глупее. Видит женщину, бьющую куриц и цыплят – она не знает, чем их кормить, парень кормит пшеном, она благодарит его. Видит, как мужик прыгает с крыши в штаны, которые внизу держит для него жена, парень объясняет, как нужно надевать их (мужик до 60 лет не надевал штаны). Сын видит, как дед тащит на крышу избы бычка, чтобы накормить выросшей там травой. Он срезает траву косой, отдает быку. Парень понимает, что его родители не слишком глупы, возвращается, освобождает их]: Гринченко 1895, № 171: 203-205.

Кавказ – Малая Азия. Турки [невеста рыдает: если она выйдет замуж и родит ребенка, тот может упасть с дерева; человек идет искать еще более глупых; дураки пытаются ситом вносить в дом солнечный свет; не могут вытащить руку из кувшина и собираются отрубить руку; тащат корову на крышу, чтобы она съела выросшую там траву; человек говорит женщине, что идет в ад, она дает ему еду для покойного родственника; ее муж скачет вслед за обманщиком; завидев погоню, обманщик говорит мельнику, что того собираются схватить, мельник пытается убежать, муж женщины за ним, а обманщик ускакал на его коне; мельник продает дуракам мешок ума за мешок золота; один из них хватает мешок, бежит, открывает (в нем только воздух), ударяется о скалу, остается без головы; другие находят труп и вместе с женой погибшего обсуждают, была ли у их товарища голова или нет]: Eberhard, Boratav 1953, № 331: 365-366.