Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M147. Лиса бежит перед тигром. (.21.).26.33.

Слабый зверь говорит сильному, что его, слабого, все боятся, и предлагает проверить. Идет впереди сильного, все разбегаются, сильный верит, что разбегаются перед слабым.

(Нага Бирмы), лису, корейцы, казахи.

(Ср. Северо-Восток Индии. Нага Бирмы [Тигр катается по земле, говорит обезьянам, что заболел, просит построить вокруг него изгородь; ночью из-за изгороди по одной хватает спящих обезьян; оставляет языки вялиться на солнцепеке, велит лесному Коту их стеречь; Медведь съедает языки, Кот говорит об этом Медведю; Тигр убил Медведя, взял его голову как трофей; Лиса предлагает быть Тигру слугой, нести голову перед Тигром; незаметно убегает, съедает голову]: Западова 1977: 247-248).

Китай. Лису [Тигр хватает Лису; та обещает его разорвать; предлагает бежать за ней, он увидит, что ее все боятся; звери разбегаются от Тигра, а тот верит, что от Лисы; отпускает ее]: Западова 1977: 169-179; корейцы [Тигр хватает Лису, хочет съесть; та говорит, что она сильнее всех зверей, предлагает показать, как ее все боятся; идет впереди, Тигр за ней, все разбегаются; Тигр решает не связываться с Лисой, убегает]: Choi 1979, № 28: 13.

Туркестан. Казахи [лиса попала в когти льва; говорит, что она – владычица лесов, все звери и птицы от нее убегают; лиса идет впереди, лев за ней, верит, что звери и птицы убегают от лисы, а не от него]: Бозинген 1984: 182 (=Сидельников 1971(3): 223-224).