Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M113. Птице запрещено пить.

.11.15.16.21.23.27.-.29.31.32.38.43.

Летом в разгар жары или же постоянно птицам определенного вида нельзя пить из водоемов и источников. Обычно считается, что они пьют только лишь дождевую воду и кричат, моля о дожде. См. мотив M112.

Субия, итальянцы, французы, фламандцы, немцы (Восточная Пруссия, прусский Samland, Померания), ао нага, нага Бирмы, Древняя Индия, пахари, бенгальцы, сингалы, сора, сербы, македонцы, болгары, греки, словенцы (?), румыны, Трансильвания (венгры?), русские (Новгородская, Ярославская), украинцы (Полесье, Закарпатье), белорусы, словаки, поляки (Малопольша), чехи, аварцы, лаки, рутульцы, мегрелы, грузины, норвежцы, латыши, ливы, эстонцы, вепсы, удмурты, мари, мордва, чуваши, японцы, такелма.

Бантуязычная Африка. Субия [птица дождя женился на дочери Леза; когда Леза с женой попросил у зятя воды, тот наполнил калебасу песком, добавив немного воды, сказал, что в водоеме было много песка; Л. прогнал его, запретил пить из реки, теперь тот пьет только росу и дождевую воду]: Jacottet 1901: 129-130 в Котляр 2009, № 216: 141.

Южная Европа. Итальянцы (Венеция) [когда Бог создавал водоемы, все звери и птицы помогали ему, кроме чирка и ворона; поэтому Бог разрешил им утолять жажду только каплями дождя; поэтому если чирок кричит, а ворон начинает летать, это к дождю; Господь послал Ворона принести каплю святой воды, но тот стал клевать падаль и не вернулся; тогда послал Ласточку, та принесла, поэтому ласточки благословенны и убивать их грех]: Kabakova 2006, № 75B: 133; (кратко в Dähnhardt 1910: 322).

Западная Европа. Французы (Жиронда) [Бог попросил птиц выкопать водоемы; Зеленый Дятел отказался работать; Бог сказал, что раз тот не захотел рыть дыру в земле, то теперь будет долбить дырки в деревьях; запретил ему брать воду из водоемов, а пить одну дождевую; теперь он кричит, Plui, plui, летает, ловя клювом капли]: Dähnhardt 1910: 322; французы (Бордо, Пуату, Сен-Мало) [после творения птицы должны были выкопать реки, источники и море; Зеленый Дятел отказался работать со всеми; в наказание может пить только ту воду, что падает с неба; жалобно кричит; примерно то же в Charente infér.]: Dähnhardt 1910: 322; французы [воды не было, Бог велел птицам принести ее из рая; Зеленый Дятел отказался работать; Бог дал ему право пить лишь при дожде; он долбит деревья, надеясь найти в них каплю воды]: Dähnhardt 1910: 322-323; фламандцы [Бог велел выкопать озера и реки; только зеленый дятел отказался работать; Бог запретил ему пить из водоемов, пусть ловит лишь капли дождя; поэтому дятел кричит перед дождем]: Van den Berg 2000, № 134: 147; немцы (Восточная Пруссия) [1) Коршун больше летает, редко садится, пьет лишь дождевую воду из углублений на камне; Бог его наказал за то, что когда он попросил животных поработать, Коршун ответил, что не хочет марать сапоги, ибо у него красивые желтые ноги; 2) вскоре после творения птицы собрались копать колодец; Коршун же не захотел пачкать свои желтые ноги; за это Бог запретил ему пить из водоемов; Коршун кричит в ожидании дождя, ибо пьет лишь дождевую воду из углублений на камне; 3) чтобы не пачкать ног, малый вальдшнеп (Numenius phaeopus) отказался вместе со всеми чистить болото; Бог запретил ему пить из водоемов, и он пьет лишь дождевую воду из углеблений в камнях; в засуху он кричит, призывая дождь]: Dähnhardt 1910: 319-320; немцы (Прусский Samland) [когда птицы копали колодец, Ворона не помогала, а бросала землю назад; теперь не пьет воду из водоемов, страдая от жажды рядом с водой]: Dähnhardt 1910: 320; немцы (Померания) [Бог велел птицам выкопать пруд, чтобы пить из него чистую воду; Коршун отказался работать, боясь запачкать перья и ноги; поэтому теперь пьет только воду, скопившуюся в дуплах деревьях и в углублениях в камне, а когда дождя долго нет, жалобно кричит]: Dähnhardt 1910: 320.

Северо-Восток Индии. Ао нага [все птицы решили чистить водоем и тропу к нему (well and path); длиннохвостый ширококлюв отказался; остальные бросились его клевать, голова стала плоская; ему запретили пить из водоема; с тех пор эта птица кричит, призывая дождь, потому что пьет только капли дождя на листьях]: Coupe 2007: 455-458; нага Бирмы [ястреб бросается с неба к реке, но вода кажется ему кровью и он снова взмывает вверх; три года дождей не было; владыка птиц велит своему народу углубить русло реки; ястреб отказался работать – ему нужно баюкать птенца; одна птица принесла добытую воду ястребу, но выяснила, что у него нет птенца и он просто отлынивал от работы; за этот обман птицы сделали так, что вода кажется ястребу кровью]: Западова 1977: 249-250.

Южная Азия. Древняя Индия (письменные источники) [мачеха не дает воды падчерице; посылает за водой, дав деревянный короб, чтобы падчерица не смогла напиться; превращена в птицу-носорога, а короб – в выступ на клюве, мешающий пить; поэтому кричит, призывая дождь; согласно двум источникам, птица-носорог из гордости пьет лишь дождевые капли]: Dähnhardt 1910: 401; пахари (Химачал-Прадеш, долина Куллу) [про кукушку pihu (papiha на хинди) рассказывают, что она видит только воду на листьях, а другую воду не видит, поэтому хочет пить и плачет pihupihu; мужик пахал в поле на быке bail, не давал ему отдохнуть; бык: что ж ты мне не даешь воды? я тебе дам вина, выпив которое, ты в следующей жизни станешь пиху и будешь видеть воду только на листьях, вся остальная вода тебе будет видеться кровью; если кричит кукушка, скоро будет дождь]: А.С. Крылова, Е.А. Ренковская (полевые материалы, октябрь 2016); бенгальцы, сингалы [птица-носорог может пить только дождевую воду, поэтому призывает дождь]: Dähnhardt 1910: 401; сора [однажды на земле кончился дождь, все реки и озера высохли; к одной из птиц прилетели все остальные, попросили ее полететь на небо, найти небесный пруд и подкопать его в одном месте, чтобы вода из него пролилась на землю; птица исполнила поручение, но уже не вернулась на землю; теперь ее жена плачет по мужу и говорит, что пока тот не вернется, она не будет пить]: Крылова, Ренковская 2017, полевые материалы.

Балканы. Сербы, македонцы; словенцы [(как у сербов?)]: Matičetov 1973: 54-55 в Uther 2004(1), № 55: 49; греки [согласно «Собранию о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита (митрополит Навпакта и Арты, XVI в.; русский перевод сделан в XVII в.), ворон наказан жаждой (не может пить воду в июле, вода «не входит в горло его») потому, что не заботится о своих птенцах и даже съедает их, когда голоден; из-за этой жажды он кричит]: Белова, Петрухин 2008: 190-191; болгары: Белова 2004 (с. Замфирово, 1988 г.) [во время потопа Господь выпустил из ковчега ворона, чтобы тот нашел землю; ворон нашел труп и не вернулся; Господь проклял ворона – две недели во время Богородичного поста он не может ни есть, ни пить, потому что у него «перед глазами кровь»; судя по материалам архивного дела, после дополнительных вопросов собирателя информантка сказала, что это был не ворон, а орел]: 196; Денисов 1969 [в болгарских сказаниях на тему "Защо орелът пие само дъждовна вода" нет мотива помощи птиц богу в устройстве источника воды]: 120-121; румыны; Трансильвания.

Средняя Европа. Русские: Афанасьев 1916: 17 в Гура 1997 [одна птица из всех отказалась носить воду для наполнения морей, озер, рек; сказала Богу, что на камушке напьется; теперь в наказание утоляет жажду дождевой водой, жалобно просит пить]: 554; Белова, Кабакова 2014, № 299 (Каргопольский р-н Архангельской) [когда Бог ходил по земле, лишь осина и птица канюк (Buteo buteo, ястребиные) ему не поклонились; он велел осине дрожать даже без ветра, а канюку пить лишь с осинового листа; поэтому он летает и кричит: «Пить, пить!»]: 200; русские [«Толковая Палея» (список конца XIV в.): Ной выпустил ворона из ковчега; тот не принес известия об окончании потопа; «Нои тогда прокля врана, и оттуду не пьеть воды августа месяца, тако и вы, рекъше “кровь его на насъ и на чадехъ нашихъ”, знаменье месяца марта приемлете»; русский перевод «Собрания о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита (сделан в XVII в., цитируется по списку XVIII в.): «О вране. Вран есть, сицевы имать обычай: яко во июле месяце отнюдь воды не пьет. Аще и жаждет, пити не может, зане не входит в горло его. Сего ради кличет велегласно во время то <...> Иже пребеззаконны имать обычай: егда алчють, снедают птенцев своих малых сущих и сих ради вин наказуется в месяц оный»; «Книга естествословная» (авторство приписывается Николаю Спафарию, список XVIII в.): «Вранъ есть птица пернатая нечадолюбива и аще и родитъ ихъ якоже и протчии птицы, то аще необрящетъ себе пищи, снедаетъ птенцы своя малыя; аще и неснеденныхъ оставляетъ их и не питаетъ отнюдь <...> И сихъ ради приемлетъ казнь от Бога таковую: яко во июле месяце отнюдь воды не пиетъ – аще и велми жаждетъ пити – обаче никоими мерами не можетъ, понеже не входитъ в гортань его, и того ради стеня велегласно восклицаетъ онъ...»]: Белова, Петрухин 2008: 190-192; русские [заговор «против ворона»: чтобы ворон не ел попавших в ловушку птиц, следует заклясть «черного ворона и вороницу и слепых его родителей: как ты, черный ворон и вороница, не видаешь в июле месяце воды в реках, ручьях и озерах заклятием Ноя праведного, так бы ты не видел у меня, Раба Божия (имярек), на моем путике, на моем ухожье уловных моих тетерь, рябов и куроптей...» (со ссылкой на Забылин 1880: 336-337)]: Белова 2004: 196 (=Белова, Петрухин 2008: 196); русские: Белова 2004, № 416 (Череповецкий уезд Новгородской губ., 1898 г.) [реки выкопали птицы; желна не участвовала, за что и наказана – может пить только дождевую воду; крик желны – «пить!»]; № 418 (Ярославская губ.) [провинившаяся птица – это пигалица (чибис): «Когда Бог создал мир и всех тварей, то всем птицам велено было собраться, чтобы рыть русло для реки. Вот птицы явились, одна пигалица отказалась. За такое ослушание Бог лишил ее возможности пить из рек, ручьев, луж, вообще всякую воду, находящуюся на земле, и она может утолять жажду лишь дождевыми каплями, ловя их открытым ртом. От-то до сих пор во всякое время, особенно перед дождем, птица, мучимая жаждой, мечется во все стороны, жалобно прося: “Пить! Пить!”» (С. Паценко. Из поверий Ярославской губ. 1905. Архив) {=Белова, Петрухин 2008: 198}]: 195; белорусы: Белова 2004, № 413 (Калинковичский р-н Гомельской обл., 1983 г.) [когда воробьи копали колодец, коршун (коршак) ленился и не участвовал в этом; Бог его наказал; теперь коршун может пить только дождевую воду, оставшуюся на листьях; его мучает жажда, он взлетает в небо и кричит: “Пи-и-ть! Пи-и-ть!”]; № 414 (Овручский р-н Житомирской обл., 1981 г) [когда воробьи делали себе колодец, коршун (коршак) сидел на дереве и смотрел; затем захотел из него попить; воробьи сказали: «Раз не копал его, то не пей нашей воды»; с тех пор он «отказался от своих птиц» и поет каждый день: «Пи-и! Пи-и!»]; № 420 (Лельчицкий р-н Гомельской обл., 1983 г.) [людей не было, была пустыня; звери договорились выкопать канаву; иволга отказалась: «Я свое перышко замажу»; за это звери ей не дали и не дают воды; она хочет пить и с тех пор кричит: «пить-пить»]: 193-196; словаки; поляки (Малопольша); украинцы (Полесье, Закарпатье); белорусы: Грынблат, Гурскi 1983, № 67 [Бог велел птицам чистить море; лишь Сорока не чистила; Коршун (milvus) после работы вымылся, а Сорока специально выпачкалась в грязи; Бог запретил Коршуну пить из моря, разрешил лишь с камней и с листьев; поэтому, когда нет дождя, Коршун летает и пронзительно кричит, прося воды; Бог потом разобрался, в чем дело, и Сорока, бывшая раньше белой, стала наполовину черной – такой, как была, когда вымазалась], 68 [сперва вся вода была в одном месте; Бог велел птицам разнести ее по рекам и озерам; лишь Коршун отказался работать, поэтому Бог запретил ему пить из водоемов; с тех пор Коршун пьет лишь дождевую воду, жалобно кричит]: 68, 68-69; Гура 1997 [Сорока оклеветала Коршуна, сказав Богу, что тот не чистил моря вместе со всеми птицами; Бог запретил ему пить воду из моря; Коршун пьет дождевую воду с камней и листьев, и когда дождя долго нет, просит пить]: 554; Давидович 1896(1) [все звери и птицы копали озера и реки; только Коршун (канюх) отказался; поэтому Бог запретил ему пить оттуда, и он пьет воду с листьев и камней]: 113; чехи [1) Коршуну (falco milvus) нельзя пить из колодцев, а можно только из луж, остающихся после дождя на камнях; в засуху он летит к небу с криком, Пить, пить; 2) когда Бог ходил по земле, Коршун не дал ему воды; теперь кричит, прося пить]: Dähnhardt 1910: 313.

Кавказ – Малая Азия. Аварцы [птицы решили очистить озеро; Кукушка ответила, что не хочет пачкать ноги; птицы очистили воду, запретили Кукушке ею пользоваться; в засуху Кукушка пришла за водой; согласилась, чтобы ее ноги всегда были грязными; теперь первой приходит чистить водоемы]: Атаев 1972, № 20: 28; лаки [птицы решили выкопать канаву для питьевой воды, кукушка отказалась работать со всеми: ее желтые сапожки испачкаются; тогда к кукушке приставили птичку ссиянту, чтобы та не позволяла ей пить из канавы; во время засухи кукушка жалобно кукует, моля у Аллаха дождя]: Халидова 2012, № 164: 199-200; рутульцы: Халидова 2012, № 53 [близнецы Мадина и Гигу потеряли родителей: отец упал со стога, мать унесла река; с тех пор брат и сестра пьют только дождевую воду {без объяснения}, а после уборки урожая, когда собирают сено в стога, кукуют; оставшись без родителей, М. и Г. попросили Аллаха превратить их в кукушек; Г. отправился в Мекку, оттуда стал звать сестру, а М. зовет брата, оставшись на родине; так они и не могут встретиться], 165 [у мальчика мать утонула весной, когда пошла на реку, а отец умер во время сенокоса; мальчик попросил Аллаха превратить его в кукушку; теперь кукушка пьет воду в лужицах, а не в речке; когда в мае наступает время сенокоса, она умолкает]: 72, 200; мегрелы [трое детенышей Коршуна, став взрослыми, напали на воспитавшую их мать и попытались ее задушить; мать попросила Бога запретить им пить воду в июле; с тех пор вода в июле кажется коршуну кровавой, исключая застоявшуюся в дуплах, которую коршунам пить можно; жалобно крича, коршуны кружатся высоко в воздухе]: Кобалиа 1903: 119-120 (пересказ в Dähnhardt 1910: 313, в Вирсаладзе 1973: 339); грузины: Вирсаладзе 1973, № 98 [Восточная Грузия, зап. 1961 г.; Бог велел всем животным время от времени отдавать ему своих детей; Коршуны упросили не отнимать у них птенцов, за это согласились не пить в самую жару; поговорка: "Что ты кричишь, как коршун в июле?"]: 150-151, 339 [пересказ Машурко 1894]; Машурко 1894 (Гурия, Имеретия) [1) Коршун не прикоснулся к воде, когда ее создал бог, за это он питается только росой и кричит «Мцхурия» («Пить хочу»); 2) Когда Ной выпустил коршуна из ковчега разведать близость земли, он не вернулся и за это был проклят и кричит «Пить хочу!»; 3) Вода кажется ему гноем. Крик «Пить хочу!» раздается в июле и августе]: 238.

Балтоскандия. Норвежцы [Господь и Св. Петр зашли к женщине попросить хлеба; та отрезала от лепешки кусок, но он стал огромным; отрезала поменьше - то же; совсем крохотный - то же; сказала, что не даст ничего, раз слишком много хлеба приходится отдавать; Господь превратил ее в дятла; его красный хохолок - красный чепчик женщины, черное тело - сажа; ей запрещено пить; в дождь дятел кричит, пытаясь проглотить капли дождя; дятла так и зовут птица-Гертруда]: Dasent 1970: 2130214; латыши [1) (Курляндия); Бог велел всем животным и птицам копать озера и реки; зуек отказался – ему хватит росы; 2) (Лифляндия); Бог велел вырыть реки и лишь ворон ничего не делал; затем вымазался грязью, а зуек, напротив, умылся; ворон выдал работу зуйка за свою и батюшка Бог запретил зуйку пить из реки; теперь тот кричит, когда нет дождя; ворону Бог велел навеки остаться черным]: Бривземниакс 1887, № 37: 41-42; эстонцы; ливы; вепсы.

Волга – Пермь. Удмурты [рек и родников не было, Бог велел Вороне и Сарычу выкопать ключ; Сарыч выкопал, а Ворона только мешала; вымазалась в грязи, прилетела к Богу, сказала, что работала только она; Сарыч выкупался в ключе, прилетел чистым; Бог поверил Вороне, проклял Сарыча, велел теперь пить лишь дождевую воду с неба; когда долго не бывает дождя, сарыч жалобно кричит, прося дождь у Бога]: Кельмаков 1978, № 3: 117; чуваши: Месарош 2000 (южные, 1906-1908 гг.) [çумăр кайăк ‘цапля (?)’ (букв. ‘дождь-птица’); «Воду речки цапля (?) считала мутной и не хотела пить из нее. Попросила Бога дать ей чистую воду. Бог так сказал: “Ладно, не пей из речки, я тебе дождевую воду дам!” С тех пор она пьет исключительно только дождевую воду» (дер. Кив Чакă Буинского уезда Симбирской губ.); «Однажды цапля (?) выкопала в земле родник, чтобы пить из него. Попила воды и улетела. Нашла этот родник серая ворона и обратилась к Богу: “Кăранк-кăранк, Турă, я вырыла родник!” Бог ответил ей: “Спасибо, серая ворона, ты всю свою жизнь пей из это­го родника!” А цапле (?) нельзя было больше пить из него, по приказу Бога она пьет только дождевую воду» (дер. Çĕн Элпуç Цивильского уезда Казанской губ.)]: 89; Чувашские сказки 1937 [шаланка («ястреб», «коршун», вообще «хищная птица») 7 дней и ночей копал землю, забил родник; счистил с себя грязь, полетел сообщить об этом Торе; ворона же нарочно вымазалась и прилетела первой; Тора благословил ее: будешь без труда добывать себе пищу; когда прилетел шаланка, Т. ему не поверил, запретил пить из родников; он пьет лишь дождевую воду, кричит и плачет перед дождем, а ворона сердито каркает]: 265-266; Эйзин 1993 [на земле воды не было, пили только дождевую воду; все старались докопаться до воды, лишь Сарычу удалось; Ворона увидела ключ, вымазалась в грязи, сказала человеку, что воду нашла она; Сарыч явился чисто прибранным, человек ему не поверил, наказал, велев пить только дождевую воду; когда долго нет дождя, Сарыч кричит, "Воды, воды", а Ворона перед дождем каркает, "Караул, не надо!"]: 10-12 (подробно в Денисов 1969: 121 со ссылкой на "Сказки и предания чуваш", с. 19); мари: Акцорин 1991 [коршун спросил Юмо, что ему пить; тот велел ему копать для себя колодец; коршун выкопал, но ворон выкупался в нем, коршун не стал пить грязную воду; после этого Юмо стал давать дождь; если нет дождя, коршун летает и кричит из-за жажды; через некоторое время идет дождь]: 28; Ödön 1937, № 1 [когда Бог создал мир, все живые существа пришли к нему получить указания и распоряжения; Сарыч (Falke) попросил пить, Бог велел ему выкопать водоем; он выкопал, но Ворона в нем выкупалась, замутив воду; Сарыч снова пришел, но теперь Бог велел ему пить одну дождевую воду; когда дождя долго нет, сарыч громко кричит]: 139; мордва [Бог велит, чтобы каждая птица выкопала себе водоем купаться; все выкопали, Сарыча в это время не было, а когда он явился, то решил прибегнуть к обману; предложил Вороне выкупаться перед тем, как идти к Богу, сам вымазался грязью, сказал Богу, что выкопал тот водоем, который на самом деле выкопала Ворона; Бог его наказал, запретив пить из рек, озер и колодцев; с тех пор Сарыч пьет лишь капли дождя и росу, а когда дождя долго нет, плачет, просит у Бога воды]: Deviatkina 2011: 150.

Япония. Японцы (Кюсю, Сикоку, Канто) [Why the Water-Begging Bird Suffers Thirst, 20 версий в пределах Хонсю; I. Слуга забывает напоить коней и те погибают от жажды; II. В наказание он превращен в красногрудую птичку, которая просит пить, вечно страдая от жажды; она летит напиться к реке, принимает отражение своей грудки за огонь, поэтому утоляет жажду лишь каплями дождя, подхватывая их на лету или собирая с листьев; птица всегда смотрит в небо и просит дождя; жаворонок, в которого превратился слуга, всегда смотрит в небо и просит дождя; жаворонок летит к небу на синий цвет, полагая, что это вода; взлетев, видит воду внизу на земле, так и летает весь день вверх и вниз; другие объяснения, почему птица вечно просит пить; 1) праздная дочь не поспешила домой к постели умирающей матери; 2) завершающий эпизод в "Золушке" (№ 510А); 3) так наказана злая невестка]: Ikeda 1971, № 249G: 59-60.

Побережье - Плато. Такелма [Ворона и Ворон - две девушки, у них первые месячные; их послали с ведрами за водой; Ворон написала в свое ведро и вернулась, а Ворона действительно принесла воды; девушке-Ворону сказали, что она будет пить только зимой, а летом будет страдать от жажды; летом Ворон не пьет]: Sapir 1909, № 18: 163.