Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M113a. Птица видит кровь вместо воды. .21.23.27.29.38.

Птица определенного вида не может пить воду из рек и озер, т.к. вместо воды видит кровь, огонь и т.п.

Нага Бирмы, пахари, болгары, мегрелы, грузины, японцы.

Северо-Восток Индии. Нага Бирмы [ястреб бросается с неба к реке, но вода кажется ему кровью и он снова взмывает вверх; три года дождей не было; владыка птиц велит своему народу углубить русло реки; ястреб отказался работать – ему нужно баюкать птенца; одна птица принесла добытую воду ястребу, но выяснила, что у него нет птенца и он просто отлынивал от работы; за этот обман птицы сделали так, что вода кажется ястребу кровью]: Западова 1977: 249-250.

Южная Азия. Пахари (Химачал-Прадеш, долина Куллу) [про кукушку pihu (papiha на хинди) рассказывают, что она видит только воду на листьях, а другую воду не видит, поэтому хочет пить и плачет pihupihu; мужик пахал в поле на быке bail, не давал ему отдохнуть; бык: что ж ты мне не даешь воды? я тебе дам вина, выпив которое, ты в следующей жизни станешь пиху и будешь видеть воду только на листьях, вся остальная вода тебе будет видеться кровью; если кричит кукушка, скоро будет дождь]: А.С. Крылова, Е.А. Ренковская (полевые материалы, октябрь 2016).

Балканы. Балканы. Болгары: Белова 2004 [с. Замфирово, 1988 г.; во время потопа Господь выпустил из ковчега ворона, чтобы тот нашел землю; ворон нашел труп и не вернулся; Господь проклял ворона – две недели во время Богородичного поста он не может ни есть, ни пить, потому что у него «перед глазами кровь»; судя по материалам архивного дела, после дополнительных вопросов собирателя информантка сказала, что это был не ворон, а орел]: 196; Белова, Петрухин 2008 [«Согласно отличному от других болгарскому варианту из окрестностей Тырнова, в канюка Бог превратил нерадивого овчара, который не поил овец, и животные могли напиться только в дождь. Теперь вся вода кажется овчару-канюку кровью и он жалобно пищит, а среди людей возникла поговорка: “Пищи като каняк!”»]: 197.

Кавказ – Малая Азия. Мегрелы [трое детенышей Коршуна, став взрослыми, напали на воспитавшую их мать и попытались ее задушить; мать попросила Бога запретить им пить воду в июле; с тех пор вода в июле кажется коршуну кровавой, исключая застоявшуюся в дуплах, которую коршунам пить можно; жалобно крича, коршуны кружатся высоко в воздухе]: Кобалиа 1903: 119-120 (пересказ в Dähnhardt 1910: 313, в Вирсаладзе 1973: 339); грузины (Гурия, Имеретия) [1) Коршун не прикоснулся к воде, когда ее создал бог, за это он питается только росой и кричит «Мцхурия» («Пить хочу»); 2) Когда Ной выпустил коршуна из ковчега разведать близость земли, он не вернулся и за это был проклят и кричит «Пить хочу!»; 3) Вода кажется ему гноем. Крик «Пить хочу!» раздается в июле и августе]: Машурко 1894: 238.

Япония. Японцы [Why the Water-Begging Bird Suffers Thirst, 20 версий в пределах Хонсю; I. Слуга забывает напоить коней и те погибают от жажды; II. В наказание он превращен в красногрудую птичку, которая просит пить, вечно страдая от жажды; она летит напиться к реке, принимает отражение своей грудки за огонь, поэтому утоляет жажду лишь каплями дождя, подхватывая их на лету или собирая с листьев; птица всегда смотрит в небо и просит дождя; жаворонок, в которого превратился слуга, всегда смотрит в небо и просит дождя; жаворонок летит к небу на синий цвет, полагая, что это вода; взлетев, видит воду внизу на земле, так и летает весь день вверх и вниз; другие объяснения, почему птица вечно просит пить]: Ikeda 1971, № 249G: 59-60.