Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M114H. Построить дом в воздухе. .12.23.30.

Властный персонаж велит построить висящий в воздухе дом. Человек находит остроумный выход из ситуации.

Сонгаи, хинди, таджики, узбеки, язгулямцы, белуджи.

Западная Африка. Сонгаи [жестокий правитель велит сыновьям убивать престарелых отцов; один юноша спрятал отца; правитель собирает молодых, велит построить дом от земли до неба; отец советует сыну спросить правителя указать то место между землей и небом, где будет находиться его резиденция; услышав вопрос, тиран понимает, что отец юноши жив, ему стыдно, он отказывается от затеи]: Hama 1967: 261.

Южная Азия. Северная Индия, Уттар-Прадеш, Lucknow district, хинди [Акбар велит Бирбалу построить дом ни на земле, ни на небе; дочь Б. обещала уладить дело; научила попугаев кричать: подавайте кирпич и раствор! Бирбал выпустил попугаев, те стали кричать то, что выучили, Б. сказал, что каменщики готовы; А. рассмеялся]: Crooke 1895, № 478: 177.

Иран – Средняя Азия. Таджики [падишах заболел; лекарь: пусть поймают белую газель, зарежут в присутствии падишаха, дадут ему выпить крови; царевич отправился с воинами, увидел бедную девушку, обещал прислать сватов, привел газель, но от ее крови не легче; лекарь: у нужной газели на шее ожерелье, на ножках кольца, ее стерегут 40 пери; царевич увидел газель, но главная пери, Нигора, велела сначала выполнить условия: 1) бежать с газелью до Балха и обогнать ее; 2) построить дворец между небом и землей; 3) просидеть 7 дней в раскаленном тонуре и сварить там плов; если выполнишь, станем твоими рабынями, а если нет, уморим в темнице и бросим тела змеям; 40 пахлавонов бежали, не обогнали газель, брошены в темницу; дочь пастуха Нулсанам {та, которую вначале увидел царевич?} надела мужскую одежду, пришла к старику; к его троим сыновьям прилетели три голубки, превратились в пери, стали женами сыновей, див их унес, сыновья отправились на поиски и пропали; во сне какой-то старец учит Г. ударить тремя мечами друг о друга, появится конь, приехать к пещере, спуститься на веревке, див в это время спит, взять перстень у него из-под языка, после этого див станет слугой; трое юношей у пещеры спустили Г., та взяла перстень, велела диву вернуть похищенных юношам и затем отнести их всех к отцу юношей; юноши стали помощниками Г.; старший обогнал газель; див поднялся в небо, а Г. сказала пери: пусть теперь диву подают камень и раствор; пери: второе требование выполнено; третий юноша Бахрпахлавон просидел в тонуре, сварил плов; главную пери Нигору Г. отдала своему брату, остальных – освобожденным из узилища пахлавонам; падишах выздоровел, царевич женился на Г., получил трон, брата Г. назначил визирем]: Османов 1989: 371-379; узбеки [падишах велит визирю найти зодчего, который построит дворец в воздухе; знаменитый зодчий решил спасти визиря и пришел с ним к падишаху; сказал, что глину для постройки воздушного дворца надо замешивать лишь на воде, принесенной в сите; падишах отказался от своей затеи]: Шевердин 1984: 148-150; язгулямцы [две старшие жены царя оклеветали младшую, т.к. она красивее их; царь выгнал ее, она родила мальчика; визирь об этом узнал, решил его извести – только он может построить воздушный замок; мать отправляет сына, велит не бояться; старик дает ему удода; мальчик выпускает удода, тот взлетает, кричит, чтобы ему подавали песок и камни; никто не может; мальчик говорит царю, что тот его отец; визиря и завистливых жен привязали к хвостам лошадей]: Грюнберг, Стеблин-Каменский 1976, № 62: 465-467; белуджи [царь прогнал одну из трех жен; она родила, сын вырос; узнал, что он царевич; услышал о том, кто царь обещает награду тому, кто построит дворец в воздухе; получив деньги, велел свозить строительный материал; сам же проводил время в разговорах с путниками, которые проходили мимо; однажды мимо шел другой царь, они пошли вместе; юноша предлагает поймать пару кобыл и поехать верхом; царь никаких кобыл вокруг не видит; дальше предлагает понести друг друга; царь отказывается; юноша просит, чтобы царь сперва зашел в караван-сарай и позвал его, а потом уже пошел бы к себе; говорит дочери, что шел с сумасшедшим юношей; дочь объясняет, что юноша предлагал сделать посохи, скрасить дорогу рассказами; люди должны были слышать голос царя, не думать, что он пришел тайком; царь отдал дочь юноше, а приданым сокола; юноша прибыл к царю, пожелавшему строить воздушный дворец, сказал, что привел архитектора, выпустил сокола; пусть человек, ни разу не совершивший проступка, первым подаст соколу кирпич; таких не нашлось; юноша: моя мать совершила лишь незначительный проступок, почему же царь ее так наказал; царь обнял сына и вернул его мать]: Dames 1892, № 7: 525-527.