Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M162. Ест свои потроха, ATU 21. .13.14.27.-.35.40.

Персонаж притворяется, будто ест собственные внутренности или свое мясо. Другие верят и убивают (дают убить) себя.

Мальгаши, Марокко (арабы?), (испанцы), болгары, гагаузы, русские (Олонецкая, Псковская, Тверская, Горьковская, Воронежская), украинцы (Екатеринославская, Полтавская), белорусы, гагаузы, (абхазы), таджики, литовцы, латыши, эстонцы, финны, чуваши, мордва, удмурты, коми, каракалпаки, хакасы, ненцы, азиатские эскимосы.

Восточная Африка. Мальгаши: Klipple 1992 [Trimobé схватил Sohitika, когда тот крал апельсины из его сада; С. убежал, прибегнув к уловке; Т. пришел снова, стал жарить внутренности быка, сказал С., что жарит собственные; С. согласился вспороть себе живот, умер]: 18; Haring 1982, № 3.2.327i (бара) [отец бросает детей в лесу; они лезут на дерево; старший идет за водой, приходит к пруду, там бананы, сахарный тростник, много скота; он залез в мешок, притворился младенцем, чтобы владелец его подобрал; тот подобрал, накормил, оставил следить за скотом; дает владельцу жареную печень дикобраза под видом собственной; тот верит, позволяет горячей кочергой вырвать у себя печень, умирает; братья забирают его богатства; берут к себе мать, а отца гонят прочь; мать состарилась, поэтому старых женщин так много], 3.2.327N (бара) [Zatuvu повел сына в лес охотиться на ежей, бросил его; мать находит сына; в следующий раз З. сжег сына, кости растолок, собрал в калебасу; сын возродился, жарит ежей; говорит отцу, что жарит свою печень; отец предлагает сыну, чтобы тот вынул его печень; сын сует ему в зад раскаленную кочергу]: 385, 387.

Северная Африка. Марокко [Еж и Шакал договорились красть с поля бобы; Еж наполняет мешки, а когда работа закончена, Шакал собирается их унести, оставив Ежа на расправу крестьянину; Еж просит отнести один мешок его детям, незаметно сам садится в него; по дороге свистит, Шакал думает, что их заметил крестьянин; приносит мешок детям Ежа; в следующий раз Еж и Шакал украли овцу; Еж кричит, что идет пастух, Шакал убегает, Еж забирает мясо себе; Шакал чувствует запах приготавливаемой еды; Еж говорит, что достал жир из своих подмышек; Шакал пытается это сделать, ранит себя, погибает]: El Koudia 2003, № 19: 108-109.

(Ср. Южная Европа. Испанцы [волк съел так много, что еле жив; лиса: давай разрежу тебе живот, потом снова сможешь есть; волк умер]: Camarena, Chevalier 1997. № 21: 48-49).

Балканы. Болгары [лиса прячет мясо, ест потихоньку, говорит волку или медведю, что ест свои потроха; волк (медведь) соглашается, чтобы ему вспороли брюхо, подыхает, лиса съедает его]: Даскалова-Перковска 1994, № 21: 45; гагаузы [лиса предлагает положить доску через яму узнать, кто безгрешен; лиса, заяц, волк прошли, медведь провалился; но бегая вокруг ямы, первые трое тоже в нее упали; сперва съели самого маленького, затем того, на кого упал жребий (медведя); лиса часть припрятала, говорит волку, что ест свое мясо; волк стал рвать свое мясо, умер; орел летел, уронил своего птенца; лиса обещала вернуть, если тот ее напоит; пусть летит в поле, сядет на баклагу, человек ударит, баклага опрокинется, орел принесет воды в клюве; лиса велит сперва ее вытащить, т.е. принести веревку, затем трижды рассмешить; пусть на току орел сядет человеку на голову; тот сел, сын человека попытался ударить орла, убил отца цепом; лиса трижды рассмеялась, вернула орлу птенца]: Мошков 2004, № 144: 213-214.

Средняя Европа. Русские (Олонецкая, Псковская, Тверская, Горьковская, Воронежская), украинцы (Екатеринославская, Полтавская), белорусы [Пожирание собственных внутренностей: голодная лиса уговаривает голодного волка (медведя) распороть брюхо и съесть собственные кишки (разбить голову и съесть свой мозг); животное следует совету и погибает]: СУС 1979, № 21: 55; русские (Воронежская, ранее 1860, зап. в Воронежском уезде К.О. Александровым-Дольником.) [Боров отправляется в лес за желудями, встречает поочередно волка, медведя, зайца и лису. Животные просят борова взять их с собой, он предупреждает, что они не смогут перепрыгнуть яму, которая им встретится на пути, они настаивают, идут с боровом и падают в яму. Животные голодают, лиса предлагает съесть того, кто «голос не вытянет», первым отстает заяц, его съедают, в другой раз волк. Лиса спрятала мясо волка и медленно ест. Медведь спрашивает, почему она не голодает. Лиса советует просунуть лапу под ребра, чтобы узнать как есть, медведь выполняет и умирает. Лиса угрожает дрозду, вьющему гнездо на дереве над ямой, что съест его детей, если он ее не накормит. Дрозд приносит ей курицу, затем воду, затем бросает палки, чтобы лиса могла выбраться по ним из ямы. Она требует, чтобы дрозд рассмешил ее, он велит бежать ему вслед, приводит в деревню, кричит «Бабка-бабка, принеси мне сала кусок», на шум прибегают собаки, разрывают лисицу. Дальше про синь кафтан и мед]: Тонков 1949, № 2: 155-156.

Кавказ – Малая Азия. Абхазы: Бгажба 2002 [волк, медведь, лиса, заяц попали в яму-ловушку; лиса предлагает съесть того, у кого голос слабее; съели зайца; затем волка; лиса спрятала часть мяса, говорит медведю, что разорвала и ест себе бок; медведь издох; лиса просит дрозда помочь, тот наполняет яму ветками; лиса вылезла, съела дрозда]: 87-88; Шакрыл 1975, № 12 [как в Бгажба 2002, но лиса попыталась схватить дрозда, а он заманил ее к деревне, лису убили]: 55-56.

Иран – Средняя Азия. Таджики [лиса увидела в яме мертвого осла; стала есть мясо, а кишки положила под себя; сказала волку, что ест свои кишки; волк попросил вытащить ему кишки; лиса разодрала ему живот, волк подох]: Левин и др. 1981, № 369.

Балтоскандия. Литовцы: Лёбите 1965: 12-14 [Лиса просит мужика ее подвезти, потихоньку выбрасывает селедки из бочки, убегает; Волк спрашивает, где она достала рыбу; Лиса учит опустить в прорубь хвост; утром зовет людей, Волк убегает, оборвав хвост; Лиса крадет колбасы, говорит Волку, что ест свои кишки; Волк распорол себе брюхо, издох], 35-37 [старые кошка, волк, лиса, заяц решили пойти исповедаться; кошка перекинула жердочку через яму, кто перейдет – у того грехов нет; перешла, остальные упали; лиса предлагает петь, заяц не вытягивает, съеден; следующего – у кого голос тоньше, съели волка; лиса припрятала мясо, говорит медведю, что ест свои кишки; медведь распорол себе брюхо, околел; лиса просит скворца набросать в яму ветки, чтобы она выбралась и полюбовалась на его детей; выбравшись, просит принести птенчиков, съедает по одному; ворона говорит об этом скворцу; лиса притворилась мертвой, ворона спустилась, лиса ее разорвала]; латыши [навоз сопрел, стал дымиться, курица и петух решили, что земля горит, побежали вместе с цыплятами; к ним присоединяются заяц, лиса; медведь не верит, его ведут к навозной куче – хозяин ее уже убрал, осталась яма; курица и петух ее перелетели, остальные упали; съели зайца, лиса припрятала кишки, говорит медведю, что ест свои собственные; тот распорол себе брюхо; лиса выбралась из ямы]: Алксните и др. 1958: 64-65; эстонцы (Кирбла) [мужик ехал из корчмы, в лесу заснул; медведь, волк, лиса и заяц выбросили его из саней и поехали сами; лошадь рванула, сани сломались; лиса пошла в деревню за инструментом, в это время волк завалили лошадь; лиса: пусть все переходят жердочке через яму, виновный упадет; упали все трое; лиса стала плясать на краю и тоже упала; волк задрал зайца; лиса решила, что теперь ее черед, уговорила медведя съесть волка; когда волчатина кончилась, сделала вид, что ест свои потроха; медведь порвал себя, умер; мясо начало портиться; лиса воронам: наполните яму еловыми лапами, тогда дам вам поесть; вороны наполнили, лиса выбралась, стала жить в лесу]: Järv 2016: 25-27; финны: Рахимова 2000 [белка, горностай, заяц, лиса, волк, медведь думают, кого съесть; лиса: меньшего; так съели белку, горностая, зайца; чтобы не съели ее, лиса предлагает прыгать через дегтярную яму – кто ловчей; медведь упал, волк и лиса его съели, лиса припрятала кишки; говорит волку, что ест свои; волк просит выдрать ему кишки, подыхает; лиса его съела]: 164-165; Schreck 1987, № 3 [человек вырыл яму, бросил приманку, в яму попали заяц, лиса, волк, медведь; лиса предлагает первым съесть зайца; затем волка; прячет волчьи кишки под себя, говорит медведю, что ест свои потроха; медведь сдох, лиса его ела; когда пришел человек, притворилась мертвой, он ее выбросил, лиса убежала]: 223-224.

Волга – Пермь. Чуваши [Кошка пошла на исповедь; к ней присоединяются Заяц (грыз яблони), Лиса (губила кур), Волк (губил овец), Медведь (убивал людей и скотину); на пути яма, Кошка перепрыгнула, остальные упали; Лиса ловит кленовый лист, говорит, что на этой бумаге написано первым съесть зайца; затем волка; Лиса припасла мяса, говорит Медведю, что ест свои кишки; Медведь распорол себе брюхо; Лиса питалась медвежатиной, пока снег не наполнил яму и она выбралась наружу]: Сидорова 1979: 39-40; мордва (эрзя): Евсевьев 1964, № 3 [на мышку упал желудь, она побежала, сказала зайцу, что небо упало, заяц побежал с ней; дальше лиса, волк, медведь, все упали в овраг; решили съесть того, у кого голос тоньше; съели мышку, лиса кусочек спрятала; затем зайца; волка; лиса ест припрятанное, говорит медведю, что ест свои потроха; медведь вытащил себе кишки, умер, лиса по нему выбралась из ямы], 4 [старуха подмела сусек, испекла лепешку, та покатилась; встречает, берет в спутники медведя, волка, зайца, лиса; все упали в ров; бросили жребий, съели лепешку; затем волка; зайца; лиса припрятала зайчатины, сказала медведю, что ест свои потроха; медведь вытащил себе потроха, издох; лиса просит дятла вытащить ее, тот опустил свой хвост, лиса выбралась; просит накормить; дятел опустился перед девочкой, которая несла блины, та побежала за дятлом, лиса съела блины; просит напоить; девочка несет квас (то же); рассмешить; невеста молотил на току с дедом, дятел сел тому на голову, девушка ударила цепом, убила старика; лиса рассмеялась, хочет пробежаться, бежить за дятлом, тот летит вдоль села; собаки поймали лису и съели]: 24-26, 30-33; удмурты [лиса забралась в пустую берлогу; пришел медведь; лиса: что ты бродишь, скоро раскроется небо, небесный отец выстрелит; медведь забирается внутрь; то же волк, рысь; лиса лижет лапы: это я ела свои кишки; другие верят, подыхают, у лисы запас мяса на зиму]: Steinitz в Kippar 2002: 201-202; коми [голодная лиса уговаривает голодного волка (медведя) распороть брюхо и съесть собственные киншки (разбить голову и съесть свой мозг); волк (медведь) погибает]: Коровина 2012, № 21: 73.

Туркестан. Каракалпаки [лев, волк, шакал, лиса, верблюд пошли вместе, проголодались; лиса предлагает верблюду, чтобы тот согласился быть съеденным, а на следующий год каждый из них приведет ему одного верблюда, чтобы ему не было одиноко; верблюд соглашается; шакал попытался стащить верблюжью ляжку, надорвался, издох; волк шепчет лисе, что собирается съесть почку; лев: кто съел почку? лиса: не знаю, волк что-то жевал; лев погнался за волком, лиса спрятала мясо; вернувшемуся льву объяснила, что верблюд ушел, сказав, что раз шакал издох, а лев и волк убежали, никто ему не приведет по одному верблюду; спрятав верблюжьи кишки, делает вид, что ест свои собственные; лев просит распороть ему брюхо, лиса просит сперва разрешить его связать, распорола льву брюхо, долго ела; за лисой погналась борзая, она обещала Богу дать ему проса, если спасется; спаслась, но проса не отдала]: Волков, Майоров 1959: 59-61.

Южная Сибирь. Хакасы [лиса говорит, что идет на той, играет на хомысе; встречает зайца, волка, медведя, каждый просит ее взять его с собой, волк соглашается за это везти ее у себя на спине; все они падают в яму; лиса говорит волку, что заяц над ним смеется, зайца съедает; то же говорит медведю о волке, волка съедают; лиса прячет под себя куски волчьего мяса, говорит медведю, что ест свои потроха, тот разодрал свое брюхо, умер; лиса предлагает птицам поесть мяса, они вытаскивают ее из ямы]: Унгвицкая, Майногашева 1984: 217-218.

Западная Сибирь. Ненцы [лис советует голодным медведю, волку, росомахе съесть свои ноги, что те и делают]: Пушкарева 2003, № 21: 19.

Арктика. Азиатские эскимосы [Медведь и Песец вместе охотятся, Медведь убивает Лося; Песец предлагает сперва поспать, прячет жир, говорит, что его украл Ворон; Медведь замечает, как Песец достает жир из-под кухлянки; Песец объясняет, что ест свои потроха; Медведь убивает себя; завидев другого Медведя, Песец переворачивает тушу несъеденной стороной, говорит, что оплакивает товарища; говорит, что больше всего боится людей, Медведь отвечает, что куропаток; люди стреляют в Медведя; Песец обещает его вылечить, вложив в раны раскаленные камни; Медведь умирает; история с оплакиванием товарища рассказывается Волку; тот убивает горного барана, соглашается сперва поспать; Песец привязывает к его хвосту камень; Волк убегает, оборвав хвост, Песец ест барана]: Меновщиков 1985, № 18: 51-54.